Диакон Георгий Максимов об отношениях православных и мусульман: Господь не сказал “терпи ближнего своего”, но “возлюби ближнего своего”

43% россиян не видят ничего общего между терроризмом и исламом – опрос общественного мнения

По результатам Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА, большинство россиян уверено, что люди разных вероисповеданий в России обязаны жить в мирном соседстве друг с другом. Об этом сообщили 93% от числа всех опрошенных. При этом 40% российских граждан считают, что терроризм и ислам связаны между собой. Также 77% россиян заявили, что необходимо сотрудничество государства и Русской Православной Церкви для повышения уровня межрелигиозной и этнической терпимости. Чаще об этом говорили мусульмане и православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви.

Результаты опроса комментирует диакон Георгий Максимов, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной академии, религиовед, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Научно-консультативного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма.

Любовь вместо терпимости

Диакон Георгий Максимов

Дьявол посредством ненависти, вражды и зависти разделяет людей, а Бог соединяет их посредством истины и любви. Поэтому христиане верят, что когда мы стараемся преодолеть вражду и вносить мир и любовь среди людей, то мы становимся немножко похожи на Бога и на нас исполняются слова Христовы: “блаженны миротворцы” (Мф. 5:9).

Честно говоря, мне не очень нравится слово “терпимость”, хотя оно и вошло в официальный обиход. Недостаточно просто терпеть других людей, которые отличаются от нас национальностью, религией, политическими взглядами. Господь не сказал “терпи ближнего своего”, но “возлюби ближнего своего”.

Заповедь о любви к ближнему – это путь исполнения самой главной заповеди – о любви к Богу, потому что “кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1Ин. 4:20). Когда у Господа спросили относительно этой заповеди, “кто ближний мой?”, Он рассказал притчу про доброго самарянина, свидетельствующую о том, что ближний – это не просто “свой” по национальности и вере человек – это всякий человек, с которым Господь сводит нас в этой жизни.

Древний русский святой прп. Феодосий Печерский ещё в XI веке говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего – будет ли то иудей или мусульманин… – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога”. Но, что касается собственно сотрудничества Церкви с государством, то мы подходим к очень важной теме. Дело в том, что существует принципиальное отличие между взглядом православного христианина и взглядом светского человека на условия установления мира между людьми разных вер и убеждений, проживающих в одном государстве.

Искренний православный христианин должен смотреть на иноверца глазами любви. И очень часто бывает, что когда мы перестаём смотреть на “чужих” с недоверием, подозрительностью, неприязнью, страхом, и начинаем смотреть глазами Христовой любви, то перед нами оказывается вдруг не какой-то подозрительный или неприятный тип, а живой, страдающий человек.

И когда мы его видим таким, то возникает мысль: что я могу сделать для этого человека, чтобы облегчить его ношу? И когда православный христианин делает это ради Христа и с молитвой, то часто даже через самые простые вещи, самую элементарную помощь, поддержку, внимание, даже вежливость, рождается не просто “терпимость” – рождается мир, любовь и радость в отношениях нас с людьми другой веры.

В нашем мире большой дефицит добра, и каждое доброе дело, совершаемое во имя Христа, это семя, которое вырастёт в крепкое дерево нелицемерной дружбы. И чем больше будет таких семян в нашем обществе, тем больше оно будет меняться к лучшему. Но для православного человека очень важно то, что наша любовь к человеку не означает, что мы должны при этом любить все его взгляды и убеждения, тем более такие, которые противоречат истине Христовой.

Для верующего человека истина превыше всего. Многие светские люди не понимают этого, и им кажется, что добиваться межрелигиозного мира нужно так, чтобы заставить верующих людей разных религий отказаться от веры в истину и признать, что все остальные религии столь же истинны. Об этом говорил ещё святой Николай Сербский в прошлом веке: «Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой.

Как христианин, Вы можете пожертвовать для иноверного имением и жизнью, но истиной – никогда». К сожалению, люди, равнодушные к истине, не понимают этого и даже думают, что именно в этом проблема. Многие люди всерьёз считают, что будто бы сказать: “моя вера истинная, а те, которые ей противоречат – ложные” уже является экстремизмом.

Но это не так. Если мы любим человека, который допустил ошибку и сказал, что 2+2=5, то это не значит, что мы должны любить его ошибку и заявлять, что 2+2=5 и 2+2=4 это одинаково верные утверждения. Человек не тождественен своим ошибкам. Если человек в чём-то ошибается, то это совсем не повод его презирать или ненавидеть, напротив, это повод ещё больше любить его и сострадать ему.

Поэтому, возвращаясь к нашему вопросу, если сотрудничество государства и Церкви будет происходить в сфере создания условий и поощрения деятельной любви и взаимопомощи между людьми разных национальностей и религий, то такое сотрудничество будет очень полезным для общества. Если же восторжествует точка зрения тех, кто считает, что государство должно насаждать среди последователей всех религий плюралистические взгляды и подавлять всякое убеждение в истинности и единоспасительности своей веры, то это не только не создаст условий для мирного сосуществования, но породит принципиальный конфликт между искренне верующими людьми и государством, что в итоге только дестабилизирует наше общество.

Читайте также:

43% россиян не видят ничего общего между терроризмом и исламом – опрос общественного мнения

Роман Силантьев, исламовед: Люди часто не разделяют традиционных мусульман и ваххабитов

Стереотип связи Ислама с терроризмом создают СМИ — считает Ильдар Аляутдинов, главный имам Соборной мечети Москвы

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Православного иранца защитят в России от казни на родине

Надер Раоуфи сменил религию с ислама на православие, а это в Иране может караться смертной казнью

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: