Для чего освящать яблоки из «Ашана»?

|
На Преображение люди несут в храм яблоки на освящение. Как благодарность Богу за то, что они смогли вырастить и собрать урожай… То есть так было раньше. Сегодня все чаще на освящение приносятся яблоки, которые городские жители покупают в гипермаркетах. Нередко эти яблоки и выращены-то за пределами нашей страны. Не обесценивает ли это древнюю традицию? Как быть тем, кто полностью сосредотачивается на сути Праздника и освящать яблоки просто не считает нужным, но при этом свысока смотрит на тех, кто это делает?

«Коль мужик не пропьет урожаю»

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Москва):

Традиция освящения яблок, на мой взгляд, очень условна и зависит от климатического пояса, от страны, от народа, от массы факторов, которые не являются духовными. Если жить где-нибудь в Африке или Австралии, где климат совсем другой и время плодоношения совсем другое, то обычай этот у них явно должен быть иным. В Грузии, например, яблоки поспевают гораздо раньше, чем у нас, и на освящение верующие там приносят виноград. Так же, как и в Греции. А что делать, например, жителям Таймыра, у которых яблоки совсем не растут?

Освящение яблок – добрая народная традиция, связанная с сельскохозяйственным циклом, характерным для европейской части нашей страны.

Да, крестьянский труд в значительной степени одухотворен, потому что зависит от воли Божьей: будет Господь милостив, будет благоприятная для созревания и уборки урожая погода.

Поэтому крестьянский труд был в большей степени обращен к Богу, к Церкви, нежели труд горожанина, который практически не связан с природными условиями.

Русский поэт Алексей Константинович Толстой говорил:

Есть мужик и мужик.
Коль мужик не пропьет урожаю,
Я того мужика уважаю. 

Если же мужики пьют, сквернословят, безобразничают, вряд ли можно рассчитывать на хороший урожай. Занятие земледелием становится рискованным не от погодных условий, а вследствие греха, который лишает земледельцев милости Божией.

Церковь принимает то, что сложилось в течение многих веков в народной жизни, те обычаи и традиции, которые в духовном смысле не противоречат ее устроению. Освящение яблок – это такая же народная традиция, принятая Церковью, как, скажем, Масленица. Ничего духовного в ней нет, но в свое время этот праздник настолько был популярен, что Церковь сочла правильным не отвергать его, одновременно отталкивая людей, а допустить, чтобы Масленица праздновалась перед Великим Постом. Так и здесь.

В нашей полосе характерно приносить на Преображение яблоки, в другой – виноград. А где-нибудь в суровых климатических условиях, где ни яблоки, ни виноград не растут, там приносят что-то другое, или все население идет в магазин и покупает те же яблоки. Никакой профанации здесь нет. Как и в том, что яблоки покупает горожанин.

Даже наоборот, для тех, кто придерживается традиции здесь налицо некое самоограничение: до Преображения яблоки не вкушают. Замечательно! Как любое воздержание, это можно только приветствовать.

Сохранять традиции – уже само по себе важно, потому что если мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства, тогда мы рискуем просто исчезнуть как народ. Если мы бережно относимся к традиции – этому можно только порадоваться. 

– А если человек не несет на службу освящать яблоки? Если смотрит на других свысока: вот какие необразованные, не понимают истинного смысла Праздника, сводят его к яблокам?

– Если человек не приносит яблоки на освящение, если он далек от сельского хозяйства и не лежит его душа к этой традиции, то я не вижу в этом ничего страшного.

Главное здесь – не превозноситься, что вот какой ты духовный, богословски подкованный, понимающий смысл и значение Праздника, а те, кто принес яблоки – дикие и непросвещенные. Освящает человек яблоки, не освящает – это не так важно. А вот если ты осуждаешь – ты грешишь, какими бы благочестивыми рассуждениями ни прикрывал свое осуждение. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Напоминание, что все есть дар Божий – прекрасно

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Да, раньше освящение плодов совпадало с поспеванием нового урожая. Фрукты и овощи приносили Богу, чтобы получить благословение на их вкушение. Сейчас, хотя понятие нового урожая для горожан условно, ведь круглый год они могут купить и виноград, и яблоки, и любые другие плоды, традиция остается.

Этот обычай напоминает нам, что все – от Бога, все, вкушаемое нами – Его дар. Когда мы кого-то любим, одним из проявлений любви является, как известно, угощение. Мы угощаем детей сладостями, дорогих нам гостей – всякими блюдами. В день Преображения мы приносим в храм то, чем щедро угощает нас Отец Небесный.

Любое напоминание, что все есть дар Божий – оно прекрасно. Даже если человек покупает в «Ашане» яблоки, выращенные где-нибудь в Египте. Ведь их тоже нам Бог послал, как и те, что мы вырастили на огороде. Тем, что я их освящаю, я как раз и показываю, как мне дорог этот дар.

При этом освящать яблоки, не освящать – сегодня не является каким-то принципиальным вопросом. Я с уважением отношусь к тем, кто соблюдает этот благочестивый обычай, и не осуждаю тех, кто не соблюдает. Греха здесь нет. Ведь к Евангелию это прямого отношения не имеет. Спасение не в этом, конечно, но уважение к древней традиции – дело доброе.

В огромном списке человеческих грехов нет такого – «не освящал яблоки в Яблочный Спас».

Но если человек начинает превозноситься тем, что он не освящает яблоки, поскольку он такой образованный, понимающий смыслы и глубины, в отличие от темной массы, принесшей плоды, то что тут скажешь… Я вообще-то таких не встречал. Это точно не умные мысли и, кстати, греховные – осуждение точно не является христианской добродетелью.

По-настоящему умному человеку и в голову не придет превозноситься по поводу неосвящения яблок, куличей, да чего угодно!

Честно говоря, мне здесь все кажется настолько очевидным, что я не вижу повода для обсуждений.


Читайте также:

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Яблочный Спас в 2018 году. Для чего на Преображение освящают яблоки?

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то…

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2018 году

Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас…

Освятить и скушать

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: