Дмитрий Шноль: Реформа образования – под флером неправды?

|
Почему учителя Москвы выйдут завтра на улицу с акцией протеста? Череда структурных реформ влияет не только на традиции школы, которые складывались десятилетиями, но и приводят к подлинным человеческим драмам, как для учеников и их родителей, так и для учителей. Почему московские власти к ним не прислушиваются? Об этом рассуждает учитель математики школы-интерната «Интеллектуал» Дмитрий Шноль.
Дмитрий Шноль: Реформа образования – под флером неправды?

В Москве третий год идет процесс объединения школ и детских садов в большие комплексы. Процесс идет поразительными темпами, и при этом городские образовательные власти публично утверждают, что это стихийный порыв снизу: якобы директора и коллективы школ сами приходят к ним с просьбами объединиться. По нашим сведениям, в большинстве случаев это не так. В Москве реализуется административно-хозяйственная реформа в области образования, которая только преподносится в публичном пространстве как инициатива снизу.

В некоторых случаях объединения бывают удачными: когда сильная школа берет небольшую, полупустую школу и реанимирует её, хотя и тут бывают настоящие драмы внутри учительских коллективов. Но, к сожалению, по нашим сведениям, поспешное и непродуманное объединение школ чаще имеет негативные последствия: происходит слом традиций, некоторые учительские коллективы распадаются, в некоторых происходят затяжные конфликты, город теряет уникальные образовательные среды разных школ, все участники процесса испытывают многомесячный, тяжелый стресс. Многие директора, которые были способны управлять школой в 600-800 учеников, разрываются от упавшей на них непосильной нагрузки.

На мой взгляд, особенно печально и прямо общественно опасно то, что кампания объединения школ сопровождается очевидной для большинства москвичей публичной неправдой о ее добровольности. Можно было бы понять, что происходит, если бы было принято открытое, выраженное публично административное решение, обоснованное отечественной педагогической наукой (например, Академией образования), с внятными доказательствами, что крупные комплексы действительно во всех отношениях лучше, чем традиционные в России школы и детские сады. С таким решением можно было бы не соглашаться, но было бы понятно, кто автор, каков предел каждого конкретного объединения, какие планируются результаты, как проверять, достигнуты они или нет, какова «дорожная карта» процесса, какие комплексы могут стать ресурсными центрами для обучения остальных грамотному объединению, кто будет осуществлять мониторинг хода реформы, как будут учитываться права детей и педагогов, особенно детей с особыми потребностями и т.д., и т.д.

Однако мы переживаем серьезнейшую реформу московского образования (на мой взгляд, самую радикальную с довоенных времен), начатую «с колес», практически без всякого научно-педагогического и финансово-экономического обоснования, и запущенную непонятно кем. Все делается наспех, не проводится никакого общественного обсуждения по оценке последствий объединения, никак не просчитываются возможные риски, никто не ведет грамотный диалог по конкретным проблемам с учительскими коллективами и родителями. Одним словом, не делается ничего, что нужно было бы делать при хоть сколько-нибудь ответственном и профессиональном подходе к такому важному делу.

Эта реформа касается практически всех москвичей: все мы родители, бабушки и дедушки школьников или будущих школьников. Нам всем придется восстанавливать и исправлять то, что в результате этой реформы будет утрачено или испорчено.

В самое тяжелое положение попали, прежде всего, школы, которые работают со слабыми детьми (коррекционные школы), детьми с девиантным поведением, детьми с особенностями здоровья, а также школы, которые работают с детьми с повышенными образовательными потребностями.

За последний месяц было принято несколько скандальных решений по насильственному объединению совершенно разных школ (Курчатовской лицей №1189 с комплексом 2077, школы-интерната «Интеллектуал» с гимназией №1588 и др.)

Родители детей и педагоги многих школ соберутся 11 октября на митинг, чтобы выразить свое несогласие с проводимой в Москве кампанией по насильственному объединению школ.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: