“Добро всегда доброе”, или Хороший рождественский подарок

Об уникальном сборнике сказок "Счастливый принц", где с детства знакомые тексты представлены в авторской редакции, без поправок советского времени, искажающих их христианский смысл, рассказывает протоиерей Александр Ильяшенко.

Книгу сказок «Счастливый принц» мы готовили несколько лет, отбирая сказки в сборник, работая с художником-оформителем и издательством. Сначала мы выпустили небольшой тираж, который очень быстро разошелся, и сейчас готов второй тираж. Получилось удачно, что к Рождественским праздникам многим детишкам будет хороший подарок.

Когда мы готовили этот сборник, то представляли, что родители будут читать сказки вслух, комментировать детские вопросы, обращать внимание на важные детали. Ведь сказки интересно читать не только детям, но и взрослым. Я надеюсь, что жива давняя традиция – совместное семейное чтение, которое создает дома особую атмосферу тепла, уюта и единства.

Хочу отметить некоторые особенности нашего сборника. Сказки отобраны по нравственному принципу, ведь важно, читая одно произведение, не смазать впечатление о нем другим, более слабым произведением. Для маленьких детей, которые очень эмоциональны и восприимчивы и по возрасту не имеют возможности критически мыслить, этот аспект очень важен.

К сожалению, хотя это неизбежно, даже у самых знаменитых сказочников наряду с безупречными произведениями есть достаточно слабые в нравственном отношении, хотя в художественном, сюжетном смысле и очень талантливые вещи. И это определенный минус – талантливое произведение, но нравственно неудачное, может затмевать произведение, хорошее во всех отношениях.

Например, замечательная сказка Андерсена «Русалочка». Я помню свое детское впечатление – когда я ее читал, мне было страшно, до сих пор это помню. Я ее не включил в сборник, дети и так получают много негативной информации, хотелось показать добрые, светлые произведения.

Мы отбирали произведения не по национальному, не по авторскому, а по нравственному принципу. В сборник вошли сказки разных писателей, разных стран, разных эпох. И все они объединены общей идеей: добро всегда доброе, и хотя оно и страдает, но все же всегда побеждает. Потому что оно мужественное, самоотверженное, любящее.

Другая особенность сборника в том, что в советское время ряд тем был под запретом. Например, нельзя было говорить не только о христианстве, но и даже об атрибутах христианства. Поэтому смысл некоторых произведений искажался.

Например, в сказке «Счастливый принц» в советское время конец просто опускался. Хотя он имеет исключительно важную нагрузку.

И повелел Господь Ангелу Своему:

– Принеси Мне самое ценное, что ты найдёшь в этом городе.

И принес Ему Ангел оловянное сердце и мёртвую птицу.

– Правильно ты выбрал, – сказал Господь. – Ибо в Моих

райских садах эта малая пташка будет петь во веки веков, а

в Моём сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать

Мне хвалу.

Мы подбирали сказки в авторской редакции, не подверженной никаким идеологическим искажениям.

В нашей семье традиция совместного чтения соблюдалась всегда, насколько я себя помню. Папа обладал даром читать артистически, изображал разные голоса – женские, молодые, старческие. Он подбирал произведения, которые были интересны и ему самому. К тому же он хорошо рисовал, осталось несколько его карандашных рисунков. Отца не стало, когда мне было 13 лет, но в памяти навсегда остались вечера, проведенные всей семьей за чтением книг.

В своей семье я тоже следую этой традиции. Причем не всегда обязательно именно читать, иногда я рассказывал сказку по памяти. Сказка «Мальчик с пальчик» у братьев Гримм достаточно суровая, поэтому я ее и не включил в сборник. То, что родители отправляют детей умирать в лес, является отражением тяжелого быта в средневековье, но детям не обо всем стоит говорить. Я сказочку переиначил, дети просто пошли в лес за грибами, Мальчик с пальчик всегда на высоте, и в такой редакции сказка детям очень понравилась, и они меня постоянно просили эту сказку рассказывать.

Со временем Мальчик с пальчик стал как бы членом нашей семьи. «Как ты думаешь, – спрашивал я ребенка за завтраком, – Мальчик с пальчик капризничал, когда ел кашу?» Конечно, можно использовать какого-то полюбившегося сказочного персонажа в качестве воспитательного примера.

Кстати, дети очень любили именно один и тот же сюжет, ведь они, по сути, консерваторы. Вопреки этой особенности детской психологии, в современных телепередачах для детей постоянно меняются сюжеты, цвета, детям навязывается клиповое мышление.

Наш сборник несет еще и некую миссионерскую нагрузку, потому что он распространяется и в светской книготорговой сети, поэтому его могут приобрести и те родители, которые не ходят в храм. Мы надеемся, что сборник, который подготовили к изданию православные люди, поможет кому-нибудь обратиться к вере.

Я надеюсь, что сказки, которые мы отобрали в сборник, станут определенным способом воспитания вкуса, задания художественного, интеллектуального, нравственного уровня, высокой планкой в формировании культурного ориентирования детей.

Еще мы постарались, чтобы несмотря на сложные экономические условия, книга «Счастливый принц» продавалась по доступной цене, увеличилось количество мест, где ее можно приобрести, – она появилась в продаже в ряде книжных магазинов Москвы, а также в магазине «Православное слово» и во многих храмах. В нашем Храме Всемилостивого Спаса ее можно приобрести как в розницу, так и оптом.

А если вы хотите получить книгу бесплатно – принимайте участие в нашем конкурсе рисунков, мы ждем ваши работы до 7 января, подробную информацию можно узнать на специальной странице конкурса.


Сборник “Счастливый принц” выпущен издательством «У Никитских ворот» при участии Центра исследований платежных систем и расчетов и Платежной системы «БЭСТ» и транспортно-логистической компании «СВ-ТРАНСЭКСПО».

Книгу можно приобрести в крупнейших книжных магазинах Москвы:

Контакты для заказа книги на продажу в храмах: tales2014pravmir@gmail.com

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
С молитвой против Снежной Королевы? А ведь так оно и было

Кто и зачем запретил Герде молиться, и как стеклянный крестик победил великана в «Холодном сердце»

Мне тридцать лет, а я боюсь Бабайку из книжек моей дочери

Мы выросли и вдруг обнаружили, что детские сказки – настоящий кошмар

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: