“Доброе дело должно совершаться со смирением”. Схиархимандрит Саба (Петриди)

|

Отец Саба – единственный схиархимандрит в Грузии. По благословению Патриарха Ильи II он служит в Троицком соборе. Говорит по-русски с красивым греческим акцентом.

– Мое мирское имя Христофор, – рассказывает он. – Я родился в 1922 г. в Абхазии, в деревне Шрома. Моего отца звали Иоанн Петриди, а мать – Парфена. Мои родители были глубоковерующими людьми, постились и соблюдали  все заповеди. В Сухуми я закончил 4 класса. Во время войны я перенес много искушений, которые и побудили меня прийти в церковь.

В 20-21 год я молился Богу, – продолжает рассказывать о. Саба, – чтобы Он помог мне встретить таких людей, которые помогли мне спастись. И вот как-то один мой больной односельчанин попросил меня пойти с ним к м. Елене и м. Нино, живших в соседней деревне. Я должен был выполнять роль переводчика т. к. он не знал русского языка. Я пошел с ним и стал свидетелем  многих чудес – исцелений по молитвам монахинь. Все увиденное потрясло меня…

Вообще о. Саба не любит рассказывать о своей жизни, считая себя ничем не примечательным человеком. Зато с большим удовольствием рассказывает о схимонахине Елене и монахине Нино, которые своими советами и личным примером помогли ему в духовном становлении.

Обе сестры монахини жили в Гульрипшском районе в деревне Георгиевка. М. Елену убили в 1975 г., как считает о. Саба, по приказу КГБ. О. Саба бережно хранит в своей келье ее волосы, их которых 15 лет назад стало истекать миро.

  О. Саба продолжает свой рассказ.

– Схимонахиня Елена (Тувишева) родилась в 1889 г. в г. Пенза. Отец ее был кипрским греком, а мать русская. В пятилетнем возрасте девочка тяжело заболела. Т.к. положение ее было безнадежно, родители отвезли ее в Псковский монастырь. Свершилось чудо, и девочка выздоровела. Родители оставили ее при монастыре, а через 5 лет привезли туда и ее сестру Нину. Елена, пройдя послушания, приняла постриг.

  После революции монастырь закрыли и обе сестры оказались в Москве, где их брат о. Никанор служил при Патриархе Тихоне. М. Елена заболела, и врачи посоветовали ей поехать в Грузию для перемены климата. Так сестры оказались в Абхазии. Дома у монахинь вскоре образовался настоящий лазарет. К ним приходили лечиться многие местные жители.

  Однажды к ним пришел медведь с огромной занозой в лапе. М. Елена обработала рану, очистила ее от гноя и сделала перевязку. Медведь стал каждый день приходить к их дому, прося что-нибудь поесть. Затем стал ночевать возле дома сестер.

Однажды зверь принес в зубах кукурузу. М. Елена сделала ему выговор.

– Зачем ты это украл у людей, которые с таким трудом обрабатывают землю?

Зверь слушал ее внимательно и кивал головой.

 Этого медведя знали все окрестные жители, т.к. чтобы сохранить его от охотников м. Елена надела на него ошейник.

В 1937 г. м. Нино арестовали и посадили на 8 лет в тюрьму в Чакве, где ее всячески мучили и унижали надзиратели. Матушка не любила вспоминать об этом времени. Потом ее положение улучшилось.

Как-то она предсказала начальнику тюрьмы, что сбежавшие заключенные вернутся и тот в знак благодарности выделил ей в камере угол для молитвы.

Схимонахиня Елена, оставшись одной в своей келье, тяжело заболела. Ее тоже хотели арестовать, но за нее вступились люди: «Оставьте ее, все равно она вот-вот умрет!». И власти оставили ее в покое.

Как-то в 1946 г. в ее келье возник пожар. М. Елена взмолилась.

– Матерь Божья! Если моя келья сгорит,  мне придется умереть на улице. Никто не сможет взять меня к себе.

Взглянула на небо и увидела Богомладенца, благословляющего ее дом. Пожар тут же затих.

– Я стал часто бывать у матушек, – вспоминает о. Саба, – и даже мечтал взять их к себе пожить.

Для м. Елены ничего не было сокровенного и она в ответ на мои мысли сказала: «Христофор, будет так, как ты думаешь!». Но не они ко мне переселились, а я к ним. Стал их послушником.

Однажды м. Елена намеком дала мне понять, что то, что я считал явлением от Бога, на самом деле происходит от другого источника.

– Знаешь, Христофор, – сказала она, – как-то ночью сидела я в келье, вдруг все вокруг меня осветилось. Я сказала: « Господи, Иисусе Христе, я недостойна видеть такую благодать». И закрыла глаза. Когда вновь открыла, уже ничего не было.

Я сперва не понял, к чему это она говорит. Пошел домой. Стал класть земные поклоны в большом количестве. Я в этот период очень много молился без благословления и очень мало спал. Вдруг комната озарилась неземным светом. Так бывало и раньше. Я это воспринимал, как должное. Но теперь, вспомнив слова матушки, я сделал, как она мне говорила. Когда открыл глаза, все пропало.

  Тогда я догадался, что был в прелести и принимал желаемое за действительное.

Пусто это будет примером для всех начинающих монахов. Какое бы вы доброе дело не делали без смирения и благословения духовника, лукавый тут же нападет на  вас. В основе любого доброго дела должно лежать смирение.

М. Елена также предсказала мне высылку в Казахстан, возвращение в Абхазию и мое священство, что и исполнилось через 28 лет.

Во время переселения в Казахстан вместе с другими греками мне пришлось пережить много унижений и издевательств за мою веру. Вернувшись из ссылки, я по благословению какое-то время жил в Псково-Печерской Лавре. Оттуда вернулся в Сухуми. Когда митрополит  Илья стал Патриархом Грузии, он рукоположил меня в священники и направил в Цалку. Там я прослужил почти 30 лет. Потом я серьезно  заболел и по благословению Патриарха приехал в Тбилиси. Затем  какое-то время мне пришлось жить в Греции.

– О. Саба, кому вы впервые исповедовались? Кто был ваш первый духовник?

– Около Сухуми есть деревня Мания. Там я впервые исповедовался у настоятеля деревенской церкви о. Георгия (Маврополоса). Затем моим духовником был о. Иоанн (Крестьянкин). Сегодня мой духовник – Патриарх Илья II.

– О. Саба, вы единственный схиархимандрит в  Грузии. К чему обязывает этот сан?

– В схиму меня постриг Патриарх, когда я тяжело заболел. Схима обязывает меня лежать в гробу и молиться, а я хожу туда-сюда.

– Как вы общаетесь с Патриархом?

– С тех пор, как Патриарх рукоположил меня в священники, я его послушник. Если духовное лицо не подчиняется своему Патриарху или епископу, то благодать от него отходит.

–   О. Саба, о ком молится схиархимандрит?

– Я молюсь за всю Грузию, Грецию, Россию и все православные страны. Молюсь об Абхазии – моей родине. Прошу Бога вернуться туда, где я родился и вырос.– В каком положении находится сегодняшняя Грузия с духовной точки зрения?

– Когда меня Патриарх перевел в Тбилиси, в церквях было мало молящихся. Сегодня, благодаря деятельности Патриарха, увеличилось число построенных храмов и резко возросло число прихожан

– Батюшка, как должен жить человек?

– Что мне сказать нового? Все написано в Евангелии. Надо жить по заповедям, вести церковный образ жизни. Тогда человек спасется… Не представляю, как человек вне церкви прийти к Богу. Обычно люди идут в храм, когда им посылаются какие-то испытания…  Например, в Абхазии  большинство жило очень хорошо, а вера была потеряна. После Абхазской войны, пройдя многие испытания, большинство обратилось к Церкви. Любая война – это Божье попущение для нашего вразумления и обращения.

– О. Саба, большое спасибо за беседу.

– Да благословит вас Бог.

(Подготовленно по статье Теи Цагуришвили в журнале «Карибче» № 12, 2006 г. и статье Мананы Туаевой в журнале «Карибче» №19, 2006 г.)

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: