Достоинство рода

|
Сергей Худиев - о том, почему непристойные и унизительные поступки нельзя считать личным делом каждого.

На днях в ряде изданий появились сообщения о том, что некий барчук, внук миллионера, нанимал людей, чтобы они делали что-то демонстративно непристойное и унизительное – публично являлись голыми, пили его мочу и делали тому подобные вещи. Он снимал это, выкладывал в интернете. Многие люди восприняли такое поведение с негодованием – и нам стоит подумать, почему.

Ведь вроде молодой человек никого не мучает, не принуждает, законов не нарушает, люди делают все за деньги добровольно, при этом они с голоду не умирают, то есть нельзя сказать и того, что он пользуется их отчаянным положением – а все равно очевидная гадость. Вроде бы принцип “все свободны делать что хотят, пока другим не мешают” соблюден – а происходит что-то морально недопустимое.

Когда люди возмущаются, им говорят: “А в чем проблема-то? Взрослые люди сами вправе решать, что им делать в свое свободное время, как зарабатывать и тратить деньги. Вы что, хотите всем указывать, устроить домострой, а также шариат?”

Ну, в самом деле, вас же никто ни к чему не неволит – почему вы хотите запрещать другим? Ужасные люди эти консерваторы, которым все бы осуждать и запрещать, которые готовы даже попрать священное право всякого гражданина пить мочу перед камерой!

maxresdefault

Что же на это ответить? Что, в самом деле, ужасного и недопустимого в такого рода представлениях? Где логика “все свободны делать что хотят, пока другим не мешают” дает сбой? Почему ее последовательная реализация приводит к чему-то явно дурному и недопустимому?

Сбой тут заметен в двух местах. Во-первых, общество живет не только законом, но и моралью – границы допустимого ограждаются не только угрозой преследования со стороны государства, но и неприятием со стороны общества. Некоторые вещи вызывают (и должны вызывать) не кару со стороны закона, а то, что называют “рассеянной санкцией” – неодобрение со стороны окружающих, которое проявляется в порицании, отказе от сотрудничества, разрыве личных или деловых отношений и тому подобном. Некоторые вещи не приняты, мы так не делаем – это может быть нигде формально не записано, но это соблюдается.

Общественная жизнь, отношения людей друг с другом регулируются не только писаными законами, но и гораздо менее кодифицированными общественными нормами. Часто мы их просто не замечаем – как не замечаем, говоря по-русски, что у нас целых шесть падежей и вообще грамматика, сводящая иностранцев с ума.  Но эта система норм необходима – и мы замечаем это, когда являются люди, сознательно ее расшатывающие. “А что такого-то? А в чем проблема?” Тезис “все свободны делать что хотят, пока другим не мешают”  не видит этой промежуточной зоны между действиями, прямо наказуемыми по закону, и действиям, хотя и ненаказуемыми, но порицаемыми обществом. Существует такая вещь, как общественная нравственность и приличия, и их стоит беречь. Резкое неодобрение изысков барчука – хотя и инстинктивная, но вполне разумная реакция.

Второй сбой связан с понятием “другим не мешают”. То, что мы делаем публично, не может не отражаться на других. Унижение человеческого достоинства – хотя бы и вполне добровольное – есть унижение достоинства всех.

В самом деле, достоинство человека всегда связано с другими. Попирать это достоинство – значит наносить оскорбление чему-то большему, чем отдельно взятая личность. Например, достоинство посла – это достоинство пославшей его державы, и унизить посла – значит оскорбить пославшего его государя. Если сам посол ведёт себя недостойно – допустим, он напился, ругался и сломал деревцо – это не является только его личной проблемой, это унижение достоинства его державы и его государя, по какому поводу у государя возникнут обоснованные претензии.

Унижение члена семьи – это унижение всей этой семьи; это так и в отношении других человеческих сообществ – корпорации, религиозной общины, племени, нации, страны.

Фотографии пьяных русских выкладываются в сеть не для того, чтобы унизить вот этих конкретных алкоголиков – а чтобы унизить Россию в целом; как и фотографии не менее пьяных англичанок, которые должны послужить той же цели – унизить весь народ. Люди чувствуют себя уязвленными недостойным поведением “своих” , хотя лично могут не иметь к нему никакого отношения – в конце концов это не они напились на ипподроме до полного беспамятства. Недостойное и унизительное поведение других бросает тень и на них. Нам (как и, например, британцам) неприятно, когда наши туристы безобразничают за границей.

В определенном смысле достоинство нам не принадлежит – наша честь это всегда ещё и честь флага. Семьи, школы, народа. Та область, где нас неизбежно задевают действия других, а их – наши действия. Поэтому нас возмущает – даже если не можем объяснить подробно, почему, унижение другого человека, даже если оно вполне добровольно. Человек, желающий подзаработать, совершая по требованию нанимателя какие-то действия, единственный смысл которых – в публичном унижении, в своём лице унижает и нас, топчет и наш флаг.

Христианский взгляд на человека исходит из того, что каждый из людей, сознает он это или нет, создан по образу Божию, и демонстративное унижение человека (даже вполне добровольное) оскорбляет этот образ.

За любыми представлениями, в ходе которых людей публично (хотя бы и с их согласия) унижают, стоит отрицание человеческой общности – мы друг другу никто, и то, что ты пьешь мочу или оголяешься на людях, меня никак не задевает. Мы не принадлежим ни к одной семье, ни к одному народу, ни даже к одному Творению – мы абсолютно чужие.

И вот это провозглашение чуждости и изоляции разрушает общество; ему нужно противостоять.

Не обязательно запретами со стороны государства; будем надеяться, что хватит “рассеянной санкции”. Но это ни в коем случае нельзя считать чем-то допустимым.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Экспериментатор и жертва

Желающих его выпороть что-то слишком много. Опомнитесь, господа, у него и так жизнь не сахар

Чтобы отличать добро от зла, разве нужна религия?

И почему не хватит простой человеческой эмпатии

Блокада из детства

Автор вспоминает свое детство, которое прошло среди блокадников

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: