Древняя Русь – в мультиках?

|
Как Вы думаете, про что может быть анимационный фильм? Можно ли средствами анимации изобразить битву на Калке, Димитрия Донского или святого Сергия Радонежского? Корреспондент «Правмира» беседовал с первокурсниками ВГИКа.

Нежная сказка про святого Сергия

Темами своих проектов будущих анимационных фильмов первокурсники ВГИКА неожиданно выбрали Древнюю Русь и жития святых. Мы попросили рассказать их, чем продиктован такой выбор. Кроме того, работы ребят выявили несколько подходов к изображению истории средствами анимации.

Рассказывает студентка первого курса Наталья Королькова:

«Насчет «почему» – все просто: это задание по истории. У первого курса есть задание сделать краткую разработку; временные рамки – допетровская эпоха.

Тема моей работы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».

Святой Сергий Радонежский

Святой Сергий Радонежский

Просто когда нахожусь в местах, которые люди зовут святыми, я что-то чувствую. И так еще с детства. Поэтому это мне интересно… А было это или не было – это уже вопрос веры – каждый решит для себя.

Преподобный Сергий с медведем

Преподобный Сергий с медведем

Пока что моя жизнь складывалась так, что доказала мне, что христианство может помочь человеку быть счастливым. Наверное, поэтому мне интересна тема и истории, и святых….

Преподобный Сергий с медведем. Эскиз

Преподобный Сергий с медведем. Эскиз

Рисунки делались по впечатлениям от книги «Хрестоматия памятников русской литературы».

Святой Сергий в схиме

Святой Сергий в схиме

Вполне возможно, все было не совсем так, а может и совсем не так. Можно поискать еще источники. а если их нет, ну что ж – телепортироваться в прошлое и увидеть все своими глазами, человечество пока не может. Поэтому придется верить тому, что нам доступно, пересказу другого человека.

Святой Сергий и греческие монахи

Святой Сергий и греческие монахи

К тому же памятники, то же «житие», это не документальная хроника, а литературный памятник, с метафорами, символами. читая его, мне все больше кажется, что это как сказка, которую не надо воспринимать буквально.

Святой Сергий благословляет Ослябю и Пересвета

Святой Сергий благословляет Ослябю и Пересвета

В наставлениях же, которые оставил нам Сергий, для меня важно: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» В моем понимании это означает, что не нужно ставить себя выше других. Я и сама пытаюсь этому учиться….это очень непросто…»

Портреты Минина и Пожарского?

Для своей разработки «Хранители земли Русской» о событиях Смутного времени Александра Молоскина и Екатерина Спицына избрали другой принцип.

«Автором идеи на начальной стадии была Екатерина Спицына. Тема “Хранители земли русской” была ею выбрана, поскольку речь идет о втором ополчении, которое зародилось в Нижнем Новгороде, откуда Катя родом», – рассказывает Саша.

«А в целом – тема древнерусских памятников интересна нам, поскольку мы имели возможность более подробно, чем предполагает школьная программа истории ознакомиться с древнерусскими литературными, архитектурными и другими памятниками. И это, конечно, не могло не заинтересовать и не захватить воображение.

Я считаю, что есть замечательные современные мультипликационные работы на исторические темы, выполненные выпускниками ВГИКа, – такие как «Сказ о Петре и Февронии» или «Егорий Храбрый». Они очень добрые, трогательные и, насколько я понимаю, довольно достоверные с исторической точки зрения. К сожалению, не такие известные российскому зрителю, как тот же «Князь Владимир».

Трудно судить, насколько хорош или плох этот мультфильм, конечно, есть свои плюсы и минусы, лично я могу сказать, что мне оказались совершенно не близки образы и стилистика, в которой выполнен фильм».

Основной чертой работы самих девочек стало именно стремление к исторической достоверности. Каждый эскиз кропотливо выверялся ими по документам и историческим источникам.

Например, внешность князя Дмитрия Михайловича Пожарского на их эскизе

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Кузьма Минин

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Кузьма Минин

была взята с легендарного знамени князя Пожарского.

Знамя князя Пожарского

Знамя князя Пожарского

Особенности одежды князя частично позаимствованы с парсуны Ивана Борисовича Репнина.

Парсуна князя Ивана Борисовича Репнина

Парсуна князя Ивана Борисовича Репнина

(Здесь, правда, стоит сказать, что парсуны такого рода – на которых короткие европейские кафтаны демонстрировались из-под длинных плащей, – появились на Руси к середине XVII столетия и были в ходу у послов и сотрудников Посольского Приказа. Князя Минина от подобной одежды отделяло лет пятьдесят. Но стараний авторов, проштудировавших по каталогам ещё и образцы тканей, это не умаляет).

В качестве образца одеяния русского воина

Русский воин

Русский воин

был взят рисунок из книги немецкого путешественника XVI века Сигизмунда Герберштейна:

Из книги Сигизмунд Герберштейн Записки о Московии, XVII век. Воины в кафтанах, подбитых хлопком

Из книги Сигизмунд Герберштейн Записки о Московии, XVII век. Воины в кафтанах, подбитых хлопком

И даже для храма

Храм

Храм

в одном из городских пейзажей

Пейзаж

Пейзаж

был подыскан конкретный прототип

Павлово. Архангельская область. Никольская церковь 1600

Павлово. Архангельская область. Никольская церковь 1600

Как выглядел Димитрий Донской?

В проекте Артёма Плетнёва причудливо сошлись воедино разные эпохи. Юному Димитрию Донскому здесь снится сон о битве на Калке. Поэтому в фильме много исторических реалий –московский князь XIV и славянские правители XIII века, монголы и половцы. Всё это активно доработано фантазией автора.

Вот, например, дошедший до нашего времени, явно поздний, портрет московского князя.

Дмитрий Донской  Титулярник 1672 год

Дмитрий Донской Титулярник 1672 год

Основываясь на нём, автор предполагает, что в детстве Димитрий мог выглядеть как-то так:

Дмитрий Донской в детстве

Дмитрий Донской в детстве

Из самых разнообразных источников – от скифских каменных баб до энциклопедий по оружию

в конце концов, получился образ половца

Половец

Половец

Из археологических реконструкций

Костюм князя

Костюм князя

и фантазии художника составился облик древнерусского князя.

Князь

Князь

Из самых разнообразных источников

был собран мультипликационный монгол

Монгол

Монгол

«Стилистика и орнаментика Древней Руси – неиссякаемая золотая жила для художника.

А вообще я разрабатывал идею, имея в голове представление о готовом фильме. Что-то уже сложилось. При наличии специалистов и финансировании его можно спокойно разрабатывать дальше», – сказал автор корреспонденту «Правмира».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Неканонично, но, может быть, так и надо?» Секреты мультфильма о преподобном Сергии

Почему святого трудно воспринимать в движении, как загорают отшельники и как множество людей с компьютерами создают…

«Меня зовут Серёжа» – житие преподобного Сергия глазами ребенка

О том, как снимали документальный фильм о преподобном, почему актеры крестились двумя перстами и о мишке-плотнике…

На экраны выходит мультфильм о преподобном Серафиме в 3D

Почему фильмы о святых нужно делать в 3D, а вкладывать деньги в стены можно лишь потом

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: