Духовная жизнь воспитанников Сергиев Посадского детского дома слепоглухих.

XVI Международные Образовательные Рождественские Чтения 2008 год .

Вторая конференция «Дети-инвалиды в семье, обществе, церкви»

1. Алексей.

(14 лет. Приобретенная слепота, социальная и педагогическая запущенность).

 Он поступил к нам год назад, относится к категории социально запущенных детей. Его мама умерла после тяжелой болезни. Сам он бродяжничал, неоднократно попадал в психиатрические больницы и был из числа детей с девиантным поведением.

Первая его исповедь была практически исповедью юного рецидивиста. Во всяком случае, я в первый раз столкнулся с таким «букетом» грехов юного отрока.

Теперь он один из пономарей в храме, и, к тому же, является помощником в дактильном переводе службы для слепоглухого воспитанника. У нас есть старший воспитанник 48 лет, он и не слышит и не видит, и вот этот юный, «благоразумный разбойник» является для него переводчиком богослужения и слов Спасения. Уча другого, учится сам.

Дети часто отвлекаются в храме, потому что быстро утомляются. Поэтому во время богослужения им надо давать конкретное и очень реальное послушание, которое они должны выполнять от «сих до сих». Они постепенно приучаются к этому, им это нравится, они выполняют его с радостью и с удовольствием. Для Алексея таким послушанием стало чтение Апостола, Шестопсалмия и дактильный перевод для тех, кто не слышит и не видит.

Через какое-то время после его поступления в интернат приехала его бабушка (отец живет в другой семье, мамы нет). Всплыли воспоминания о том, что Алексей действительно родился зрячим, нормальным ребенком, но в результате аварии у него стала отслаиваться сетчатка глаз и, в конце концов, он совсем потерял зрение. Назрела ситуация для поездки в клинику Федорова, на очередное обследование. И вот, по дороге в клинику наш Алексей ситуацию для себя прояснил. Он понял, что бабушка хочет, чтобы к нему вернулось зрение, и задал ей такой вопрос:

– Если я увижу, то меня отсюда заберут? Я не буду больше жить в этом детском доме?

– Конечно, не будешь!

– Тогда уж лучше я не буду видеть, чем уйду из этого детского дома! – сказал Леша.

Вот вам живой, реальный случай. Ребенок почувствовал, что где-то есть островок любви, внимания, заботы, почувствовал себя нужным, обрел смысл в жизни, и, ради этого отказался от того, чтобы вернуть себе зрение.

Он выбрал быть с Богом, там, где он почувствовал Его близость в 14 лет. Теперь его папа тоже стал приезжать к нему в гости, и постепенно воцерковляется… Вот такой опыт воцерковления взрослых через таких детей.

2.Коленька «тайный Богомолец»

(8лет. Слабовидящий, глухой, задержка психического развития).

Следующая интересная история про мальчика Колю, который «дорвался» до храма в день Святителя Николая. Человек, который плохо видит и не слышит, то есть, лишен непосредственной связи с внешним миром, ощущает свое конкретное присутствие «здесь и сейчас» через какие-то физические действия. Когда он видит свет, бежит к его источнику, машет ручкой перед глазами, – свет и тень сменяют друг друга, и ему хорошо. Он обычно выбегает в коридор, а в конце коридора окно. Коля к нему подбегает, встает лицом к окошку и машет перед глазами ручкой. Его, естественно, постоянно останавливают и возвращают в группу.

Но в день Свт. Николая он все-таки вырвался в коридор, но побежал не к окошку, как обычно, а повернул в совершенно несвойственном для него направлении – к входу в храм. Здесь не было света, однако, он вошел в храм и сделал второе несвойственное для него движение – он повернулся не к окну, которое было в храме, а к алтарю. Здесь тоже не было никакого источника света, но Коля встал перед аналоем, лицом к алтарю и стал класть земные поклоны. Ребенок сам становится на коленки и кланяется в сторону алтаря! А ведь его никто этому специально не учил, и видеть он этого раньше не мог.

Когда мне сказали, что Коля в храме поклоны кладет (а я был в это время рядом, в своей келье), я пошел в храм. Коля почувствовал, что кто-то входит. Он тут же повернулся к окошку и …. снова ручкой перед глазами машет.

В молитвослове написано: «Войди во внутренняя своя, затворись и молись». Вот он пришел на день Свт. Николая и сделал совершенно несвойственное для своих, так скажем, нарушений действие – поклонился Богу.

Потом я спровоцировал ситуацию уже преднамеренно. А вдруг это была случайность? Опять-таки, это проявление нашего маловерия, знаете, как Фоме было предложено вложить персты в раны, вот и я так же решил убедиться: впустил Колю в храм.

Мы стоим теперь уже все вместе – эксперимент проводим: «Ну-ка, Коленька, давай еще раз, помолись, ну давай же, Коленька, вот мы тебя пустили, раньше не пускали, а теперь можно»

А он стоит у окошка и машет ручкой перед лицом. …Мы из храма вышли и стоим у входа, о чем-то своем заговорились и забылись. Потом, уже опомнившись, тихонечко заглянули, а Коленька то наш, стоит перед алтарем на коленках и поклоны кладет. Как только понял, что его никто не видит, так и стал снова молиться втайне. А в душе как молния только ответ для себя: «Вот тебе, Фома, вложи персты в раны мои!» Вот такой случай с Коленькой.

3.Ксюша «молитвенница»

(7лет. Слабовидящая, задержка психического развития, симптомы аутизма).

 Ксюшу на службе не удержать, это такой «электровеник», подметает все в храме, «задвигает» всех и вся, возле нее все ищут «пятый» угол. Естественно, в таком состоянии она и причащается. Постепенно мы ее приучаем. Все ждут, когда у нее возникнет реакция «стоп». Но постепенно она привыкла, приходит, причащается.

И вот, однажды, она приходит на помазание. Обычно дети заходят в храм к помазанию, батюшка их помазывает елеем, и они сразу выходят. На помазание приходит до ста и больше воспитанников.

Приходится брать помогающих священников, потому что один я не справляюсь с таким потоком. Один служит, я кого-то исповедую. И вот вижу я, как Ксюшу уже после помазания выводит из храма молодая воспитательница, а Ксюша ее обратно в храм возвращает: «Вернись, – говорит, – вернись, встань и молись!…» Вернула в храм воспитателя, которой ничего не оставалось делать, как стоять службу до конца.

Вот так дети, от которых совершенно не ожидаешь, что они хотя бы будут вести себя спокойно в храме, неожиданно самих взрослых на службу приводят за руку: «Вернись и молись!».

Теперь Ксюша – одна из основных и спокойных прихожанок храма, которая уже по шагам в коридоре узнает, что идет батюшка.

4.Алексей «монах»

(48 лет. Слепой с детства. Слабослышащий, позднее, в 20 лет, оглох. Сохранный интеллект).

 Еще интересный случай был с Алексеем, который не слышит и не видит. У нас в храме перед иконой Казанской Божьей Матери висит большая лампада, которую привезли из Иерусалима.

И он однажды накануне праздника Казанской Божьей Матери нечаянно (он ведь не видит) опрокинул ее на себя. Естественно, «миропомазание» у него было обильное. Он расстроился: он вообще очень мнительный: «А что же это значит?» Ему кто-то из наших прихожан сказал: «Обилие благодати это значит!» И интересная реакция последовала со стороны Алексея: «Так, может быть, это значит – быть монахом?» Удивительная и интересная ассоциация! Обилие благодати он связал со служением Богу непрестанно! Это, значит, служить Богу всегда и быть монахом! А потом дополнил: «Где храм, там и мой дом!»

Теперь он ждет, когда построится новый большой храм, чтобы в нем стать первым монахом!

5.Ольга «Олеся»

(17лет. Потеря зрения на один глаз. Социальная запущенность. Образование 3 класса).

 В начале сентября к нам привезли из одного детского дома воспитанницу, которую не брали ни в один другой детский дом, ни в один интернат, потому что в свои шестнадцать лет она имела 2, от силы 3 класса образования.

В десять лет потеряла маму, которая ее била, и у нее отслоилась сетчатка одного глаза. Папа долго сидел в тюрьме, и как только он вышел, не прошло и сорока дней, как его зарезали. Отчим, который у нее был, находится в разряде врагов, т.к. по его вине умерла мама и теперь от него страдает вся родня.

С 9 до 16 лет у «Олеси» было немало побегов из приюта, где она жила раньше, после которых следовали естественные ходки в псих.больницы для «успокоения». Жизнь улицы и вокзалов воспитали отроковицу с богатым багажом и опытом греха.

И вот она попадает в Детский дом слепоглухих. Ребенок с доброй и отзывчивой душой, только педагогически и социально запущенный.

Смотрит – все протягивают ей руки, желая помочь, но первая реакция у нее была – реакция отторжения, она вела себя агрессивно. Реакция на батюшку – чуть ли не до тошноты.

А сейчас, спустя пару месяцев, она работает у меня секретарем. Сотрудники детского дома заменили ей маму, а батюшка – папу. Она, наконец, начала учиться грамоте и культуре общения. Получив в качестве рабочего инструмента мобильный телефон, Ольга теперь всегда может позвонить батюшке и директору. Это своего рода такой педагогический «поводок». Потихоньку курить отучаем. Ей было сказано: «Когда тебе очень захочется курить, звони батюшке!» И она звонит круглосуточно. Это может быть в любое время дня и ночи.

Звонок: «Батюшка, я хочу курить! Ну что ж, давай говорить…» И начинается беседа, кто кого переговорит или уморит: грех нас или мы его!

Недавно такой случай был. Мы на свой страх и риск отпустили ее в тот город, в котором она выросла, на ее день рождения. Исполнилось 17 лет. Отпустили на неделю. Она отпраздновала там день рождения, но, не дождавшись 2-х дней до окончания своего «увольнения», звонит: «Батюшка, забери меня!»

Оказывается, за эти дни зарезали одну ее тринадцатилетнюю подругу, а другую подругу судят – проституция, наркомания. Душа приобрела способность давать сигнал « SOS !» И в этом победа и опыт доверия! В этом уже начало ее спасения, а батюшке помощь!

Мы еще далеки духовно от того доверия Богу, которое является кропотливым трудом над собой. И вот, наблюдая за ней, я убеждаюсь, что далеко не все церковные люди доросли до того внутреннего доверия к Богу и батюшке, которое проявляется у этой девочки! Доверия ценой труда педагогов и неимоверного понуждения себя самой! Доверия не благодаря прежнему воспитанию и опыту, а вопреки всему! И, слава Богу, за чудо призывающей благодати!

6.Владислав «медовый»

(8лет. Слепой от рождения. Сохранный интеллект).

 Это история про то, как если будем иметь веру, хотя с горчичное зерно и скажем горе: «Перейди с одного места на другое», – и будет так!

Однажды наш детский дом навестил келарь Лавры и спросил у Влада, что он больше всего любит: шоколад, мандарины или еще что? В ответ услышал только одно: «Люблю мед!» И ничто не могло поколебать ответа юного отрока. Только мед!

«Хорошо», – сказал келарь, – о.Мелитон принесет тебе со склада баночку меда».

В этот день я как раз поехал за свечами в один лаврский скит. Свечи получил и слышу в свой адрес вопрос: « А медку-то для детей возьмешь?» Отвечаю: «Да! Конечно!» И думаю, вот и на склад ехать не надо. Взял маленькую сумочку для баночки и пошел за медом. …Но вместо одной баночки загрузил в машину 90 трехлитровых банок меда! Тут не одному Владу медку перепало, а во все ближайшие детские дома досталось. Вот Вам и просьба от чистого сердца!

Вот Вам и простота молитвы прямо к Богу в уши!»

7.Таня-Мана-мана «игуменья»

(23 года. Глухонемая, слабовидящая с детства)

 Одна из постоянных и трудолюбивых прихожанок нашего храма из числа воспитанниц подходит ко мне под благословение. Я, как бы не обращая на нее внимания, продолжаю разговаривать со старостой храма, ее воспитателем из детского дома. Татьяна, улыбаясь, смотрит на нас поочередно и, понимая, что дело с ее благословением зависло в воздухе, подходит ко мне ближе, складывает мои руки так, как бы я сам хочу взять благословение, поворачивает мою голову лицом к лицу с ней и сама, благословляя, крестит меня. Потом дает поцеловать свою благословляющую руку! После чего по-братски обнимает и машет указательным пальцем как родитель нашкодившему ребенку: «Мол, смотри мне!»

Вот такое получилось игуменское благословение. Понравилось оно нам обоим, и теперь мы его по-дружески практикуем и друг друга с любовью благословляем. А если батюшка занят, «Таня-игумения» тут как тут!

Все эти и многие другие примеры показывают, что эти дети на самом деле являются самыми хорошими учителями веры, учителями доверия к Богу! Так что, если у вас есть те, кому нужно провести такую интенсивную «терапию воцерковления», можем пригласить в наш детский дом, в наш Храм!

Добро пожаловать!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Большая семья иеромонаха Мелитона

В Ивановской области живет необычная семья

«Взрослый» дом с видом на Волгу

Пока мы знакомились, две девушки в инвалидных колясках проворно подмели храм

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!