Два сценария

|
Как мог бы развиваться конфликт «Серебряного дождя» и отца Димитрия Смирнова

Сначала – личная история. Думаю, подобные истории бывали почти у каждого.

10389473_10205016568386784_1476095709763700948_nПосле 9 и 10 классов я жила летом на бабушкиной даче – участок, как и полагается, 6 соток, все на виду. На дачу я, абитуриентка филфака, приезжала с чемоданом книг – штудировать школьную программу по литературе. И вот, выхожу я утром с «Войной и миром» в сад, а сосед врубает диск «Если б было море водки, стал бы я подводной лодкой» и чего-то там еще про то, что все бабники. Ежедневно, подолгу, на оглушительной громкости. Музыку включали все жители поселка, но только один – так, чтобы слышала вся округа. Мы, конечно, все время просили сделать потише, и сосед честно убавлял одно деление на колесе громкости. Хорошо помню судорожные попытки прорваться сквозь эпилог Толстого под оглушительный шансон. Милицию, конечно, никто не вызывал – и не приехали бы, и кто же будет вот так с соседями ссориться?

История с «Серебряным дождем» и отцом Димитрием Смирновым печальна – конфликт все нарастает: рейдерство, отлучение, прокуратура, кто кого завалил и сколько децибелов было на самом деле – все это теперь в топ-новостях. Больше поляризации, больше взаимной злобы! Ах, вы не осуждаете протоиерея Дмитрия? Ах, вы против наших всенощных бдений?

Каждый раз, когда кто-то пишет в прокуратуру жалобу по статье «Оскорбление религиозных чувств», протоиерей Всеволод Чаплин, отвечающий за взаимоотношения Церкви и общества, спокойно говорит – пусть, дескать, соответствующие инстанции и проверят, как оно там было на самом деле, правых оправдает, виноватых накажет. Нет числа новостям. Вот новость, о том что радиостанция подала жалобу в прокуратуру. Вот новость, что священник готов пострадать и сесть в тюрьму. Вот радиостанция говорит, что все неправильно ее поняли и никто ничего в прокуратуру не подавал. Три новости про отсутствие новости! Еще голосование на «Серебряном дожде» — подавать, не подавать. Кликов, наверное, много, новостные ресурсы рады.

Есть несколько важных и достаточно очевидных моментов, которые нельзя игнорировать.

С одной стороны,

больше километра идти от храма до сцены – это если в обход. Пешком. Вот такая картинка висит на “Серебряном Дожде”.


карта

А звук-то идет по прямой. То есть вот так:

map3

А прямое расстояние – 427 метров.

Если колонки направлены в сторону храма, то и правда мощный звук может перекрыть все слова и песнопения и с более далекого расстояния. Действительно, многие храмы находятся рядом с шумными местами, но шум за окнами и направленная звуковая волна – разные вещи. Так, священник из Коломенского рассказывает в фейсбуке, что все пикники Афиши проходили шумно, но не мешали богослужению в храме.

С другой стороны,

протесты верующих против шума идут на руку тем, кто противится строительству храмов в жилых районах. Один из главных аргументов против  – колокольные звоны, которые мешают спать-работать-жить.

С одной стороны,

право заявить свой протест и несогласие как без привлечения полиции, так и с привлечением оной, есть у каждого из нас. Но почему-то уверена, что если бы верующие позвонили в полицию, реакция заметной части общества была бы такой же, как и на другие подобные обращения по статье «Оскорбление религиозных чувств», дескать, можно было же спокойно прийти и попросить, а вы сразу в полицию бежите.

С другой стороны,

справедливо пишут, что отец Димитрий, много лет возглавляющий Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, мог не звонить по общему 02, а набрать несколько других номеров и разрешить проблему значительно быстрее и действеннее.

А с третьей стороны,

что честнее и человечнее – звонить «своим людям» в силовых органах и просить их «решить проблему» или идти открыто, далеко, с неясным результатом…?

С одной стороны,

с духовенством пришло много людей. Не все из них вели себя вежливо и почтительно. Вполне возможно, что если бы пришли только священники –реакция на них и все общение были бы другими.

С другой стороны,

на фотографиях эта «толпа рейдеров» выглядит совсем не так устрашающе, как о том пишут – вот смотрите, это – рейдеры.

Фото с сайта Серебряного Дождя silver.ru

А с третьей стороны,

слова отца Димитрия со сцены «Концерт окончен» – это едва ли те слова и та интонация, в которых люди, далекие от Церкви, услышат призыв к своей душе идти за Христом, Путем, Истиной и Жизнью.

Это не первая совместная история «Серебряного дождя» и Русской Православной Церкви. В 2012 году именно эта радиостанция присудила «Серебряную калошу» – вполне издевательскую, хоть и юмористическую награду – Патриарху Кириллу, сопроводив ее заочное вручение рядом не самых талантливых шуток о Церкви. И вот три года спустя – новый перформанс. Здесь нет морали и выводов «вот вам за калошу», но есть кольцевая композиция исторической иронии; будь я поэтом, тут было бы стихотворение.

Что будет с этим конфликтом дальше? Есть два сценария.

Один – совершенно фантастический – при котором стороны, например, встречаются, смотрят друг на друга спокойно и извиняются. За колонки и громкость, за резкость и срыв. И делают вместе что-то хорошее, что-то для умножения любви и спокойствия. Ну, например, обращаются к зрителям, желающим зрелищ, поп-корна и обращений в прокуратуру, что, дескать, давайте лучше вот этому больному мальчишке денег соберем на операцию. В храме объявим, на радиостанции расскажем, и вы подтягивайтесь, чем друг на друга свирепствовать. Вот это будет настоящий перформанс. Вот тут-то действительно все удивятся и ахнут…

И второй сценарий – при котором никто ни с кем говорить не будет, общество снова расколется на сторонников и противников, и будут нарастать децибеллы и гигабайты взаимных обвинений. Пока все идет по этому пути. Например, сайт «Православие и мир» второй день не может добиться комментария от Михаила Козырева, а мы-то хотели дать возможность высказаться всем участникам этой печальной истории.

P.S. Михаил Козырев дал комментарий Правмиру.

Также ранее с нами поговорил протоиерей Димитрий Смирнов.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Михаил Козырев: Церковь должна дать оценку поступку протоиерея Дмитрия Смирнова

Создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: