Если ребенок боится крещения

В моей практике был такой случай. Крещение, маленькая комната приходского дома, где для крещения пришло шесть – семь семей с маленькими детьми, естественно, что многие из них кричали, было очень тесно и душно. В итоге мальчик лет пяти напрочь отказался креститься, начал плакать. Он был только с бабушкой и я сказал, что не буду его крестить.

Крестить ли маленького ребенка, если ему года три-четыре, а то и пять, если он против, если во время крещения начинает плакать, капризничать? А если родители против крещения, а бабушка привела внучку или внука в храм для совершения этого таинства? Отвечает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии.

Протоиерей Андрей Лоргус

Протоиерей Андрей Лоргус

Поскольку сейчас у нас есть благословение Святейшего Патриарха, каждое крещение нуждается в подготовке. Поэтому священник , чтобы окрестить ребенка, должен поговорить или быть уверенным в том, что катехизация родителей и крестных состоялась, что с ребенком поговорили, что родители согласны, и что ребенок, если ему уже четыре – шесть лет, знает, что его будут крестить, что будет молитва, какое-то действие, которого он еще не понимает.

К сожалению, раньше часто бывало (сейчас – гораздо реже), когда священник, семья и ребенок впервые встречаются во время таинства крещения. Ребенок, конечно, пугается незнакомого человека, пугается незнакомой и очень отличающейся от повседневной жизни обстановки, все это оказывает на него удручающее впечатление, и он протестует.

В моей практике был такой случай. Крещение, маленькая комната приходского дома, где для крещения пришло шесть – семь семей с маленькими детьми, естественно, что многие из них кричали, было очень тесно и душно. В итоге мальчик лет пяти напрочь отказался креститься, начал плакать. Он был только с бабушкой и я сказал, что не буду его крестить. Поскольку бабушка медлила уходить, я предложил мальчику посмотреть на таинство крещения со стороны.

Он согласился, я посадил его на фисгармонию, и он мог смотреть на происходящее с некоторого возвышения. Смотрел он на все очень спокойно, заинтересованно, и после того, как все ушли, он остался и не торопился уйти, и мы с ним чуть-чуть поговорили. Я у него спросил: «Теперь ты знаешь, что такое крещение?» Он утвердительно кивнул. «Теперь ты хочешь креститься?», – задал я ему еще один вопрос. «Приходи через два дня в среду, никого не будет, и после службы мы тебя покрестим». В среду они действительно пришли.

Крестины прошли не только тихо и спокойно, но я был радостно удивлен тем, что мальчик осознано, насколько это возможно, участвовал в происходящем.

Думаю, если детей подготовить, если священник знает семью хоть чуть-чуть, подобная ситуация просто не будет иметь места.

Я несколько раз отказывался от крестин в ситуациях, когда ребенок начинал капризничать, равно как и отказывался причащать детей в таких случаях.

Обижаются ли родители? Я не могу отвечать за их чувства, поэтому, если они хотят обидеться, они обидятся. Во всяком случае, когда родители приходят так редко с ребенком в храм и так мало могут объяснить, что они собираются делать в церкви, то им грех обижаться, что ребенок противится и противостоит непонятной ему воле родителей.

Что касается вопроса, когда бабушки или кто-то еще крестят против воли родителей… Таких ситуаций было много и до перестройки, и в 80-х, и в начале 90-х. Сейчас такие ситуации почти исключения.

Весной этого года у меня было крещение мальчика, довольно уже большого, ему было года три. Мама хотела покрестить его сразу после рождения, но папа был против. Мы встречались с папой неоднократно, и он говорил о своем отрицательном мнении. Я предложил семье дождаться того момента, когда они согласуют свои намерения. Они согласовали, и крещение прошло спустя три года тихо, спокойно, я бы сказал, молитвенно. Для меня очень важно, чтобы воля отца не нарушалась. Это залог и будущего семьи, и залог будущей ценности супружеского союза, цельности отцовско-детских отношений.

А вот вопрос взаимоотношения с родителями жены и мужа – это вопрос, я думаю, второстепенный. Все-таки решение о крещении принадлежит родителям, поскольку именно они несут ответственность за ребенка. Когда в такую ситуацию вмешивается старшее поколение, то, по сути дела, это преступление против семьи, потому что оно вносит раздор, раскол между супругами, раскол в детско-родительские отношения. И здесь обязанность мужа – соблюдать и охранять границы семьи, охранять их, в том числе, от своих родителей и от родителей жены.

Когда мы говорим, что муж – защитник семьи – он защитник, в том числе, от бабушек и дедушек, от их неумеренного вторжения в те вопросы, которые подлежат сугубо ответственности родителей.

Если сейчас ко мне придет лишь бабушка с внуком, я поинтересуюсь мнением родителей обязательно. До перестройки или в начале 90-х годов с этим было сложнее.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Были случаи в моем служении в психоневрологическом интернате, где многие из детей были отказники, а некоторые – «родительские», но находились на государственном обеспечении и жили в интернате постоянно. Там было несколько ситуаций, когда мы покрестили детей, а родители были против, их было немного, но они были. И когда они заявляли свой протест директору интерната, а потом встречались со мной, то я принимал их упреки и видел, что и по законодательству, и по человеческой совести они правы.

Но после разговоров, в которых я объяснял им, почему мы пошли на такую меру, они соглашались. Во-первых, они крайне редко приезжали и навещали своих детей, во-вторых, они не хотели заботиться об их духовном воспитании по одной простой причине: им казалось, что дети их никак не участвуют в духовной жизни, и участвовать никогда не будут. Многие не участвовали еще и по своей собственной религиозной безграмотности. В итоге они все-таки соглашались с тем, что мы крестили их детей.

Но два случая были нарушениями канонического права с моей стороны, хотя я получил на это устное благословение от Святейшего Патриарха и от благочинного. В одном случае мы крестили девочку из мусульманской семьи, в другом случае мы крестили ребенка третьим крещением. Просто сведений о крещении ребенка у нас не было, он был привезен из другого интерната. А в том, другом интернате, как потом признались родители, его крестили по ошибке дважды. Первый раз его крестили родители, потом они отдали ребенка в интернат и не приходили два года.

В том интернате его покрестили по ошибке второй раз, а я покрестил третий, тоже ничего не зная о крещении предыдущем, хотя узнать не мог, потому что информации нигде не было, ни в истории болезни, ни в личном деле. Я спрашивал, мне сказали, что телефона родителей нет, хотя это не совсем была правда, и, в конце концов, родители объявились. Вот такие случаи бывают.

Но их можно избежать. Безусловно, и канонически, и по закону, и по гражданским представлениям, и по человеческой совести, сначала нужно все взвесить и добыть полную информацию. Если крещение совершается страха ради смертного, тогда другое дело, если нет – тогда надо разбираться. Священник должен поговорить с родителями и с бабушками.

Записала Оксана Головко

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Заставить быть христианином?

Родителям часто кажется, что их дети «ничего не понимают». Это большая ошибка

Я тоже не хотела креститься

Мне стало страшно. Но человек с бородой улыбнулся, у него было доброе лицо, и я послушалась

Крестить ли капризных детей? Отвечают священники

Что делать священнику, если ребенок откровенно сопротивляется совершению над ним таинства?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!