Почему происходят разводы в православных семьях? Как бороться с охлаждением в вере воцерковленному человеку?

На вопросы о духовных противоречиях в жизни православных христиан отвечает протоиерей Георгий Бреев — опытный пастырь, духовник Московской епархии.

— К несчастью, даже в церковных семьях случается такая трагедия как развод или супружеская измена. Выходит, церковная жизнь от этого не может застраховать?

Протоиерей Георгий Бреев

— Задача Церкви – заложить глубокие основы веры. Если человек только формально принадлежал к Церкви – вроде, причащался, исповедовался, но не принял того духа, того откровения Божьего, слова евангельского, данного Богом человеку Закона Божьего – то его жизнь становится, по слову Спасителя, храминой, построенной на песке. И апостол Павел повторяет: на чем ты строишь? На песке? Или на твердом фундаменте?

Камень – это вера. Если человек действительно понял, что вера – это основа из основ, то он и жизнь свою будет на ней строить, и семью, и поймет, что, вступая в брак, нельзя себе сказать: «Я годик-два потерплю, а потом поживу в свое удовольствие и посмотрю, подошел мне человек или не подошел». Вера заставляет видеть в брачном союзе первообраз Христа и Церкви. И это нужно не только продумать, но и сердцем прочувствовать. И уже заранее, определив себя на брак, сказать себе: «Да, как бы моя жизнь не сложилась, никого другого я себе искать не буду. Другими соблазнами я не прельщусь или по крайней мере их преодолею».

Мне кажется, сейчас вся трудность в том, что люди не понимают, что такое брак. Они вступают в брак, причем, есть тенденция к ранним отношениям – люди живут как муж с женой, не имея на это права, а потом проходит год или два – и начинают копаться друг в друге. Это не подходит, другое тоже, он ленивый, он меня содержать не хочет… С самого начала даже не думают о том, чтобы заложить фундамент под свой дом семьи. Просто свобода отношений: как получится, куда понесет меня, то со мной и будет. Это свобода, в которой нет ничего существенного и разумного, для многих семей является предопределяющей к развалу.

Каждому священнику приходится ежедневно сталкиваться с тем, что приходит и просит совета юноша или девушка: «Мы живем так, но все-таки хотим создать семью». Мы начинаем объяснять: «Правильно, молодцы, грех ваш покроется, и семья сложится, и дети… А иначе – как же можно на воздухе строить? Вы ведь никому не обязаны: ни друг другу, ни стране, ни Церкви. Конечно, в таком случае ничего серьезного быть не может, только трагедия».

А некоторые же и просто привыкают к такому образу жизни. Подумаешь, пожили так года два, не подошли друг другу и разошлись – а там и новые увлечения, новые ошибки. Потом уже опомнятся: время прошло, а ни семьи, ни детей, никого… Жизнь прошла в беззакониях и ничем уже не радует ни самого человека, ни других людей.

В Церкви тоже есть такие случаи. Это редко бывает у глубоко воцерковленных людей, а новоначальным или нерегулярным прихожанам часто приходится объяснять, что им надо задуматься о своей жизни, что живут они в грехе прелюбодеяния, им к Чаше приступать нельзя, и вообще такое состояние может вызвать только сожаление.

Что касается разводов. Распространена ситуация, когда живут муж с женой, любят друг друга, дети есть – и тут муж пошел в гору. Высокая должность или свое дело – и вот человек, разбогатев, начинает рассуждать: «Мне жена моя не подходит». Ну конечно, он разбогател, вокруг него появляются молодые особы – и он начинает заводить связи на стороне, семейная жизнь разрушается. Жена приходит в храм, молится, плачет – жили хорошо, душа в душу, хотя и бедно, а теперь – все. А муж говорит: «Я для вас пожил, теперь должен для себя пожить». И начинает для себя жить, пока средства позволяют.

И ведь это бывает даже у людей церковных! Потому что если человек говорит: «Я верю!» — это еще не значит, что он пойдет узким путем, как заповедовал Господь, и никогда не оступится. Человек думает: «Даст Господь благополучие – радоваться буду, нет – тоже слава Богу». А жизнь-то в Прокрустово ложе не уложишь. Она всегда шире, она всегда открывается нам новой стороной. И вот тут-то наступает испытание веры. Есть вера, есть страх Божий? Остается человек с женой и детьми. А многие, очень многие, разбогатев или получив иные какие возможности, начинают думать, что для них уже новые законы…

— То есть такие вещи происходят от отсутствия веры?

— Конечно. Но давайте вспомним слова Писания: «И бесы веруют и трепещут». Но не престают делать злые дела. Для нас вера – это прозрение в духовный мир. Он есть, он реален. Бог создал, чтобы мы его наследовали. Если в моем сознании, в моем сердце это есть – то есть живое чувство союза – тогда я могу преодолеть множество препятствий.

А если «я верю», но настоящего глубокого чувства нет – тогда, действительно, страсти могут меня обуревать, а я могу оторваться от Церкви и от семьи. Хотя спроси меня – да, я верю, в душе верю, даже хожу в церковь и могу приехать в монастырь и сказать, какой я окаянный. А вот изменить себя уже не могу.

Можно ли такого человека к воцерковленным отнести?..

— Отец Георгий, расскажите, как учиться вере? Может, кому-то это просто не дано?

— Если я принял истины веры в сердце, если я понял, какая это великая сила, если я пережил это – как благ Господь, как Он всемогущ, как действует сила Его благодати, как она меня ведет – одним словом, если человек действительно обращается к Богу, то и Господь ведет его за руку. У святых отцов это освещено: есть период детоводительства, когда душа видит себя, обращенной к Богу. Таких людей легко узнать, они прямо изнутри светятся – настолько их вера является внутренне преобразующей силой.

Сначала Господь ведет человека, как мать ведет ребенка, а потом отпускает: «Сам иди, ножками». И вот здесь-то у многих людей не хватает мужества, постоянства – самому, без руки Божьей идти страшно, и вот тут человек может себя потерять.

Возьмем евангельский пример. Апостол Петр сидит в лодке с апостолами, море бушует. Они видят Христа, и все приходят в ужас. А Петр говорит: «Господи, если это Ты, дай мне придти к Тебе по водам». И Господь отвечает: «Иди». А волна между Петром и Христом встала – и Петр испугался и стал утопать. Так же и в мире.

Петр, идущий по воде. Алессандро Аллори

Если человек получил от Бога большой дар веры, то он должен понимать, что сила этой веры со временем может быть не так очевидна. Но человек, знающий духовную жизнь, знает и то, что теперь должен идти сам. Да, Бог мне много дал, а теперь я должен сам потрудиться, потерпеть. Это будет правильное отношение к вере.

Если же человек никогда такого опыта не переживал, то и вера у него «как все верят».

Помните, в Евангелии: «Вышел сеятель сеять»? Упало зерно на каменистую почву, и птицы поклевали его. Вера дана, человек принимает ее, но мир таков – а человек живет в мире. Но и Церковь в мире существует, и Господь основал Ее в мире, а не где-то далеко. Напротив, Он сказал, что пшеница и плевел будут расти вместе до скончания века.

В сердце должна быть решимость. Раз ты понял, раз тебе дана эта сила, эта благость Божья, ты испытал ее на себе – как же ты можешь отступить, если тебе трудно? Нет, трудность должна укреплять и закалять. И даже наоборот, Сам Бог покажет, что делать, и поможет.

А если нет такого понимания – то, конечно, любая волна подхватила нас и понесла. И мы будем вопить: «Господи, спаси – я погибаю».

Вера, конечно, дана. Но человек должен, оценив ее, взвесив, поняв, что ничего равного в мире быть не может, сам избрать ее как основной принцип жизни. Тогда он может устоять и пройти все испытания. О том, что в жизни бывает не так, говорит само Евангелие. Смотрите, как много перечисляется в притче о сеятеле: упало на камень, на дорогу, в терние… и только в конце – на добрую землю и принесло плоды.

Мы видим, что отпадений таких много. Поэтому одна из заповедей Христовых и звучит как: «Трезвитесь и молитесь». Пришло испытание или искушение, а ты соберись умом. Значит, оно должно было придти. В испытании ничего страшного нет. В самой вере есть зерно, но человек должен принять его. А это возможно лишь пройдя испытания.

Люди часто задают вопрос: «А я вот расту духовно или не расту?» А Святые Отцы дают критерий роста: если человек переносит правильно все искушения, значит, он растет. Казалось бы, искушение – это разлом, это трагедия. А ведь тут-то и проявляется и сила воли, и сила веры, и мужество разума. И смотришь – благодать Божья человека выводит, и человек, оказывается, растет духовно. Он этого даже сам не знает, ему казалось, что на него навалились страшные горести и несчастья. А они, оказывается, способствовали его духовному развитию.

Так ведь и в жизни бывает, не замечали? Заболеет ребенок, мать переживает, а потом смотрит – а он вон как вытянулся. Я сам по внукам своим замечал. Болел-болел – и вдруг как стебелечек вырос.

У святого Иоанна Кронштадтского недавно прочитал: он замечает, что если цветок посадили в небольшой горшок, то он начнет расти кверху, а если посадить росточек в горшок, где много земли – то он пойдет в корень.

— Вот Вы говорите, что когда встала волна между Петром и Христом, он воззвал к Нему. И так же волна встает между нами и Христом – и очень важно воззвать к Нему. Что делать, чтобы всегда была память о Христе?

— Она естественным образом должна быть у человека в душе. Тут не должно быть напряжения. У человека с возрастом ослабевает механизм памяти – я сам такое часто испытываю, могу вечером забыть, что было днем. Это связано с сосудами, с нервной системой. А есть память сердца. Это когда ты берешь образ человека внутрь себя, он с тобой останется и когда он уйдет из жизни.

Вот пример. Приходят дети хоронить отца или мать. Слезы, горе: «Как же мы могли, как мы мать не ценили!» Почему так происходит? Очень просто: была память о матери в сердце, но жизненная суета этот образ затмевала. И вот теперь наступает такое горе, что некоторые даже заболевают или приходят в отчаяние: «Я не хочу больше жить». У вдовы или вдовца, похоронивших свою половинку такое тоже бывает. Память о человеке была внутри и стала явью. Все вспоминается, все напоминает о близком. И приходится утешать: ну дорогие мои, вы разве мать не любили? Разве вы ее забыли?

Вот так же и с Богом. Апостол Павел говорит: верую, что со словом Божьим в наши сердца Господь вселился. Приходит момент, когда у нас начинается забвение, теряется ощущение реальности присутствия Божьего. И мы начинаем каяться в нечувствии. Но Бог есть, и Он тебя знает. Приходит время, когда Его присутствие становится явным. А приходит время нечувствия. Надо его потерпеть. Не надо в это время себя ломать. Надо просто искренне сказать: «Господи, Ты видишь, в каком состоянии я нахожусь. Кажется, будто Тебя и нет. Но я же знаю, Ты мне много раз раскрывался». Пророк Давид тоже об этом в псалмах писал: «Помянух дни древния, поучихся во всих делех Твоих, в творених руку Твоею поучахся». То есть пришло время, когда сила Твоя от меня отступила, но я же понимаю! Я же не могу забыть того, что Ты мне дал, что воочию было моим достоянием. Я начинаю вспоминать все действия благодати Божией, которые были во мне и со мной. Я начинаю восстанавливать эту картину – и вот тогда чувствую, что ничего не изменилось. Бог во мне. Память знания Бога во мне, она никуда от меня не ушла.

Это свойство души человеческой: текучесть. Она меняется. Но то, что в ней заложено, всегда есть и будет.

Фото о.Георгия Бреева: Патриархия.ру

Как пережить измену?

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.