Евгений Стрельчик: Православная газета должна быть легкой, доброй и немного ироничной

Религия и СМИ 12 сентября 2003 года Филипп Щипков

http://www.religare.ru/2_6366.html

Вы выпустили пилотный номер газеты “Мирская жизнь”, в чем специфика новой газеты?

Главная идея и уникальность газеты состоит в том, что законы светских СМИ используются в издании религиозного характера. Церковные и околоцерковные издания очень ограниченны и зависят от своего прихода или правящего епископа. В этом плане следует отметить некоторый успех “Церковного вестника” после прихода в редакцию команды Сергея Чапнина. “Мирская жизнь” собирается работать в том же читательском поле, что и конфессиональные издания, но будет использовать совершенно другие методы в подаче материала, нежели церковные газеты. Мы будем расширять это читательское поле, будем подтягивать тех светских людей, которые никогда не купят конфессионально окрашенную газету. “Мирская жизнь” – это легкое познавательное чтение, с массой справочного материала, юмористических, “прикольных” моментов. Газета должна быть легкой, доброй и немного ироничной.

То есть вы позиционируете “Мирскую жизнь” как газету светскую?

“Мирская жизнь” – мой практический вклад в тот теоретический спор, который шел в течение всего прошлого года на интернет-портале “Религия и СМИ”. Я имею в виду дискуссию о проблеме отражения религиозного процесса на страницах светских газет. Многие мысли, которые там обсуждались, легли в основу “Мирской жизни”. Средствам массовой информации пора научиться писать о Церкви грамотно, очень много элементарных ошибок. “Мирская жизнь” – это попытка объяснить светским изданиям, как нужно писать о религии. Наша газета должна неназойливо влиять на светские СМИ. Я считаю, что в светских изданиях и телекомпаниях должны быть введены должности редакторов по религиозным вопросам. Сейчас таких отделов и должностей не существует, а потребность в них есть. В крупных изданиях должны появляться люди, которые имеют специальную подготовку в этой области. В ИТАР-ТАСС, например, работает Ольга Костромина, которая специализируется именно на религиозной тематике. Если Виталий Игнатенко понимает важность этой темы, то почему же не понимают руководители других СМИ? “Мирская жизнь” должна стать камертоном для остальных газет в ответе на вопрос, как писать о религии.

И как же будет звучать ваш камертон?

Существуют два направления журналистики: ведомственная и рыночная. Ведомственное издание работает на конкретного заказчика. По этому принципу функционируют политические, рекламные и, кстати, конфессиональные издания. Есть, конечно, какие-то пограничные издания типа “НГ–Религии” или бывшего церковно-общественного приложения к “Русской мысли”. Последние работают в плоскости государственно-церковных отношений и неинтересны широкой массе читателей. Самые массовые издания, тираж которых напрямую зависит от читательского спроса, стараются удовлетворять требованиям рынка. Так действует рыночная журналистика. Издание, которое ни от кого не зависит, – утопия. В России сейчас нет газет общеполитического плана, которые вышли на самоокупаемость и приносят прибыль. Все они поддерживаются внешними вливаниями. К успешным самоокупаемым изданиям можно отнести “Спорт-экспресс”, бульварную газету “Жизнь” и “7 дней”. Другие издания убыточны.

Кто будет читать вашу газету?

“Захожане”, то есть люди, которые не участвуют в церковной жизни, но время от времени заходят в храм. Люди внецерковные, но при этом интересующиеся жизнью Церкви и религиозными вопросами. От 2 % до 7 % населения являются практикующими христианами, но интересуются верой в разной мере 75–80 %. Это очень большая аудитория! Они слышали или знают что-то о православии, были на венчании, отпевании, у кого-то лежит иконка в автомобиле и т.д. Мы будем рассказывать о религии для таких обывателей.

“Мирская жизнь” будет писать только о православии?

Большинство населения России – люди, ассоциирующие себя с православием, но я понимаю, что существуют другие религии и конфессии. “Мирская жизнь” не православная газета, но не будет на ее страницах и полного религиозного плюрализма, как в “НГ–Религии”. Такой демократический либерализм мне чужд. Но в тех или иных ситуациях газета будет рассказывать о других религиях, о том, что интересно читателю. Не будет материалов, посвященных догматическим вопросам, я лучше расскажу о том, как поставить свечку или как правильно обращаться к священнику: “батюшка”, “отче” или по имени-отчеству. Читатель хочет получать любопытную информацию о религии. О чем пишут светские журналисты? О политике и сексе. Секс само по себе неприятное слово, и его не будет в газете. Но вопрос о практике сексуальных отношений в разных религиях, учитывая последние скандалы, интересен. Читателю в ненавязчивой форме будет предложено узнать, что писали святые отцы, например, о сексуальных отношениях, что об этом говорится в Библии, что сказано об этом в социальной концепции РПЦ, как к этому вопросу относятся отдельные священники и епископы.

А о чудесах будете писать?

Обязательно! О чудесах в первую очередь! Про чудеса, про мироточивые иконы! Почему бы нет? Это же так интересно! Особенно женской аудитории. Но мы будем давать подобный материал с комментарием священника и оценкой специалиста. С одной стороны, мы стремимся к привлекательной, может быть, несколько эпатажной подаче материала, чтобы привлечь к себе внимание. С другой стороны, все материалы должны быть информативными и полезными, должно быть много справочного материала, поданного в легкой форме. Если говорить светским языком, в газете будет некоторая доля ликбеза; если говорить церковным языком, то издание будет выполнять некоторую миссионерскую задачу. Мы никого не будем учить, потому что каждый человек сам выбирает, во что верить.

Есть ли издания, которые работают в том же формате, что и “Мирская жизнь”? Может быть, журнал “Фома”?

Нет. Уникальность предложенной мной концепции состоит в том, что это первое издание такого рода. В середине 1990-х годов были попытки сделать что-то подобное, но они не состоялись. “Фома” нам близок, но, на мой взгляд, это презентационное имиджевое издание, которое не ставит перед собой задачи зарабатывания денег и выживания. “Фома” сугубо православный журнал, в нем нет вольностей, которые будут в “Мирской жизни”. В нем не используется методика подачи материала светского издания. В этом и отличие. У “Мирской жизни” никогда не будет духовника – это не церковное издание. Но газета не может существовать в безвоздушном пространстве, и я буду приглашать специалистов для научного редактирования.

Церковную цензуру вы отвергаете?

Ни политической, ни духовной цензуры не будет. Цензура – это моя собственная совесть. Я определил для себя, о каких вещах в газете писаться не будет: ни о сотрудничестве РПЦ и КГБ, ни о табачных и винно-водочных делах, ни о церковно-государственных отношениях, ни про голубых епископов. Мы не будем писать на те темы, которые уже сполна отработаны в СМИ. Они ушли, и муссировать их – только пятиться назад.

Мы станем писать про экономику прихода: людям интересно, как и куда идут их пожертвования. Станем рассказывать об уровне доходов рядового священника: это интересно и это не скандально. Все светские СМИ держатся на публикациях об известных людях, ньюсмейкерах. Мы будем следовать тому же принципу. Но я не считаю, что нужно печатать исповеди на страницах газеты. Известные люди расскажут о своем религиозном опыте, о своем видении, отношении, которое может быть поверхностным, – но это реальные переживания и размышления реальных людей.

Архиереи войдут в список ваших ньюсмейкеров?

Да, потому что их меньше, чем космонавтов. Епископов в Русской Православной Церкви около 140 человек, и о них ничего не известно. Я хочу показать епископа нормальным человеком. Мне интересно, какие книжки он читает, как зовут его кошку, на каком автомобиле он ездит, любит ли он вышивать крестиком или паять приемники. Это не умаление, а стремление показать, что они нормальные люди, которые требуют к себе уважения, что они тоже страдают, болеют. Когда мы пишем о духовенстве, нам важно, чтобы в рассказе обязательно была изюминка. Я хочу рассказывать о чем-то, если происходит нечто необычное. Вся околоцерковная жизнь состоит из апокрифов, преданий и верований.

Вы полагаете, что для обывателя вся церковная жизнь диковинна?

Да. И я хочу это еще более обострить. Мужчина, одетый в халат, небритый долго-долго и говорящий на непонятном языке, не есть диковина. А то, что бородатый мужчина стал таким не потому, что сошел с ума, а потому, что уверовал, будучи до этого известным художником или режиссером, – это уже диковинно. Я хочу развенчать известное представление о том, будто церковь – это удел слабых и убогих. Это не моя задача, это задача самой Церкви. Но по тем или иным причинам, связанным с косностью современной церковной практики, Церковь не занимается своим собственным пиаром. Все, что происходит, происходит в фоновом режиме, который, на мой взгляд, недостаточен для такой громадной структуры, как Русская Православной Церковь.

Будет ли в газете реклама, и если да, что вы позволите себе рекламировать?

В основном это будет реклама паломнических поездок, медицинских услуг, книг, аудиовидеокассет, CD и т.д. Обязательно будет первичный контроль над рекламой.

А популярные гороскопы?

Гороскопов не будет, потому что это пропаганда оккультизма, а газета стоит на нормальных христианских позициях. Но говорить о гороскопах будем. Будут споры и комментарии, связанные с мистикой и оккультизмом в целом. Будут материалы по поводу экстрасенсорных возможностей человека. Мы расскажем об экстрасенсе, но рядом обязательно православный священник расскажет о том, как он решает вопросы с отчиткой бесноватых.

Можно ли “Мирскую жизнь” назвать желтой православной газетой?

Нет, желтой газетой ее нельзя назвать. Желтая та, которая зарабатывает деньги на низменных страстях человека. Отчасти “Мирская жизнь” будет работать по законам бульварной прессы. Но она должна стать дешевой популярной массовой газетой. Не надо печатать фотографии попов в бане, и вся желтизна исчезнет.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: