Езда без правил?

|

Вспоминается мне, что некоторое время назад  православным людям были предложены православные правила дорожного движения. Несмотря на свое название, они не являются альтернативой существующим правилам дорожного движения. И тем более ни в коем случае не предлагается взамен им отвергать уже существующие правила движения. По большому счету, предложенные ПДД являются в некотором смысле эталоном поведения за рулем человека православного вероисповедования: перед дорогой помолиться, в пути себя вести культурно и вежливо, не отвлекаться на посторонние разговоры, а после дороги поблагодарить Бога за поездку – даже если эта поездка оказалась не столь удачной, как хотелось бы. Собственно, для православного человека нет здесь ничего удивительного, а для многих, хочется верить, предложенные правила дорожного движения являются очевидными и исполняются они на дороге всякий раз.

Конечно, культура вождения водителя – это важная составляющая в деятельности водителя. Но как бы там ни было, эта культура в первую очередь складывается из знания и соблюдения правил дорожного движения. Без этого никакие культурные установки не помогут грамотно ездить на дороге, поскольку рано или поздно незнание или несоблюдение правил дорожного движения приведет к дорожно-транспортному происшествию. И хорошо, если это ДТП будет незначительным и безвредным для его участников, но ведь никто не застрахован от того, что в один прекрасный момент пренебрежение правилами станет причиной гибели людей.

_news_photo_image_large_12705

К сожалению, практика показывает, что многие водители в недостаточной мере знают правила дорожного движения или знают, но по каким-то соображениям их не соблюдают. Конечно, возводить правила дорожного движения в ранг абсолюта тоже не стоит. Бывают такие случаи, когда правила приходится нарушать – такие случаи называются «крайней необходимостью». Последнее, кстати, даже закреплено в административном кодексе – статья 2.7 этого кодекса так и называется: «Крайняя необходимость». В ней говорится о том, что «не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Но крайняя необходимость, конечно же, не возникает каждый день – это всегда какие-то исключительные обстоятельства. Поэтому, очевидно,  в большинстве своем правила дорожного движения должны соблюдаться. При этом мне думается, что основных причин не знания правил всего лишь три – и в нашей с вами власти изменить ситуацию хотя бы в отношении себя, если по какой-то причине мы с правилами не знакомы.

Первая причина, по которой водители знают плохо правила дорожного движения или не знают их вообще – это плохая подготовка в автошколах и последующее получение прав за вознаграждение сотрудникам ГИБДД.  К сожалению, эта практика на данный момент очень распространена. Это происходит оттого, что часто в автошколах не уделяют разбору правил дорожного движения должного внимания. «Теоретические» занятия часто превращаются в «натаскивание» человека на сдачу экзамена в ГИБДД, а ведь на дороге важно понимать логику правил. Это достигается не только их зубрежкой, но и практикой, а практических занятий езды в городе во многих автошколах крайне невелико. А ведь каждая ситуация на дороге уникальна, водительская деятельность не исчерпывается только теми ситуациями, которые изображены на картинках в экзаменационных билетах. Каждый раз на дороге нужно думать и уметь применять правила дорожного движения к конкретной обстановке – и по хорошему именно этому и должна учить автошкола.

Исправить эту ситуацию в нашей силе. Разобрать правила, понять их логику и выучить наизусть правила, а если не хватает опыта – пойти вновь в автошколу к опытному инструктору, чтобы вместе с ним научиться ездить по правилам. Тем более что сегодня существует возможность доучиться водить машину, будучи уже с правами. Если же нет сил или возможностей для этого – то тогда, пожалуй, и не стоит садиться за руль. Езда «на авось» не может быть оправдана никакой необходимостью, тем более что мы в этом случае рискуем не только своей жизнью, но жизнью наших пассажиров, а также окружающих нас людей.

Вторая причина, по которой правила дорожного движения водители знают достаточно плохо, – это, думается мне, достаточно большой объем самих правил. К сожалению, человеческое отношение к закону по принципу «если не запрещено, значит – разрешено» приводит к необходимости прописывать почти все аспекты взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому и в правилах дорожного движения прописаны практически все моменты в деятельности водителя. Но и как во многих законах, в правилах имеются свои «дырки». Например, есть моменты, в которых ПДД ставят водителей в «патовую» ситуацию. Простой пример: на четырехстороннем равнозначном перекрестке одновременно со всех сторон появляется по машине. Если сухо применять закон и логику, то в этой ситуации водители должны пропускать друг друга (по правилу «помехи справа») – и в результате никто проехать этот перекресток не сможет. И тут на помощь приходят обычные человеческие качества: кто-то из водителей должен уступить свое преимущество другому, чтобы можно было разъехаться на этом перекрестке.  Если не найдется водителя, который пожертвует своим преимуществом перед  другим,  либо произойдет ДТП, либо придется водителям стоять на этом перекрестке бесконечно.

Наверное, если бы подобным образом – с любовью и уважением – относились мы к другим людям, законы были бы сильно короче. Пока же приходится констатировать тот факт, что большой объем правил и разного рода тонкости, существующие в правилах, конечно же, не все водители могут себе уяснить.  Думаю, вряд ли найдется водитель, который помнит абсолютно все правила наизусть – бывает даже так, что сотрудники ГИБДД, призванные смотреть за порядком на дорогах, эти правила не знают. Обычно запоминаются какие-то основные моменты, которых достаточно для движения по  дорогам в большинстве ситуаций. Скажем, уже упомянутое правило «помехи справа», дорожные знаки, разметка. Но проблема в том, что нет и не может быть общепринятого подхода к понятию «основные моменты в правилах». А это значит, что многие водители сами себе устанавливают критерий, по котором они определяют эти «основные моменты». И тут может быть такая ситуация, что кто-то ограничится лишь , скажем, сигналами светофора и дорожной разметкой.

А ведь даже с сигналами светофора не все так просто. Например, постоянно на дороге наблюдаю ситуацию, когда не выполняется требование уступить дорогу, выраженное светофором с красным основным сигналом и зеленой дополнительной стрелкой. Те, кто движется на этот сигнал светофора, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения – но мало кто это требование выполняет. А такое незнание может стать причиной ДТП – ведь кто-то другой в этот момент вполне справедливо будет считать, что у него преимущество и двигаться в соответствии с этим решением.

Конечно, объем правил не в силах мы с вами изменить. Хотя, если бы мы с большой любовью относились друг к другу, то многие вещи просто не пришлось бы, думаю, досконально прописывать. Но пока мы имеем то, что мы имеем. И поэтому важно для себя уяснить: нельзя в одностороннем порядке считать какие-то части правил второстепенными. Все важно.

И потому желательно, конечно же, освежать в голове правила дорожного движения, а если есть какие-то трудности с пониманием сухого языка правил – ознакомиться  с комментариями к ним и разобраться с ними. Можно, думаю, и решать задачки, которые позволяют подготовиться к теоретическому экзамену в ГИБДД, тем более что эти задачи можно найти на их официальном сайте.  Подобное «освежение» правил, думаю, нужно проводить регулярно и таким образом постоянно держать в голове не какие-то избранные части правил, а все целиком. Ну а если правила дорожного движения не поддаются осмыслению и выучиванию – то тогда, повторюсь, лучше за руль не садиться. По той же причине, что уже озвучил: езда «на авось» не может быть оправдана никакой необходимостью.

Третья причина, по которой некоторые водители не знают существующие правила –  это регулярное изменение этих правил. Конечно, они не меняются каждый день, но за всю историю правил дорожного движения в нашей стране они менялись много раз. При этом никто и нигде не переучивает водителей и даже не проверяет их на предмет знания новых правил. Водительское удостоверение сегодня выдается сроком на 10 лет и при его замене на новое никто не будет спрашивать  водителя, знает ли он все существующие нововведения (а если и будут, то  многие водители, боюсь, будут громко возмущаться). Но за эти 10 лет в правилах что-то может измениться – практика показывает, что так оно и бывает. Причем эти изменения могут носить не просто «косметический» характер, а существенный.

Простой пример: за время существования правил дорожного движения изменился порядок проезда перекрестков с круговым движением.  Если сейчас тот, кто двигается по кругу, должен пропускать всех въезжающих на круг (если иное не определено дорожными знаками), то раньше действовало другое правило:  те, кто на кругу, не пропускают тех, кто въезжает на круг. Это изменение произошло в правилах достаточно давно, но до сих пор я наблюдаю, что многие, особенно пожилые, водители проезжают круговые перекрестки по старинке. Конечно же, это никуда не годится, поскольку рано или поздно это приведет к тому, что возникнет ДТП.

Поэтому еще один важный момент в деятельности водителя – это регулярно отслеживать изменения в правилах дорожного движения. Тем более что теперь, с развитием интернет, эта задачка не представляется такой уж сложной: новости об изменении правил публикуются многими СМИ практически моментально. Хотя, конечно же, это и упущение государства: любые изменения законодательства нужно научно-популярным образом доводить до своих сограждан. Ведь, не секрет, что часто водители нарушают правила не потому, что они злостные нарушители, а потому, что просто не в курсе нововведений.

Но в любом случае – бесполезно ждать, что ездить по дорогам нашей страны станет безопасней, если мы сами не будем прикладывать к этому все усилия. И начинать нужно с самих себя. А самый первый шаг в отношении себя – это помнить и соблюдать правила дорожного движения. Дорога в этом смысле очень жесткий и порой жестокий учитель: ошибок она не прощает. Невыученные правила и беспечность на дороге никогда не остаются безнаказанными: беда рано или поздно обязательно произойдет.

Молитва водителя

Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех сохраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе.
Боже Милостивый! Избави мене от злаго духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния.
Спаси мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Священник из Смоленской области: Мы не стали никого критиковать, а просто починили дорогу

Будни настоятеля, который взял в руки лопату и делом показывает любовь

В Белоруссии водитель спас зайчонка на дороге

Зверек не мог запрыгнуть на высокий бордюр и сидел прямо на проезжей части

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: