Фамадихана Акционизма

|

В некоторых районах Мадагаскара почтение к предкам выказывают тем, что периодически выкапывают их останки из земли и танцуют с ними вдоль границ фамильного участка. Называется этот ритуал «Фамадихана». Сейчас идет дискуссия об акционизме. Художник Гор Чахал подробно рассказывает об этом движении и его связи с традициями туземцев.

Автор выставки -- художник Гор Чахал

Гор Чахал

Гор Чахал (Гор Оганисян) родился в 1961 году в Москве. С 1972 по 1976 год учился рисунку в студии Татьяны Кипарисовой. В 1985 году закончил с отличием Московский инженерно-физический институт по специальности «Прикладная математика». В том же году организовал совместно с поэтом Аркадием Семёновым и рок-группой «Вежливый отказ» группу «Параллельные действия».

В 1987-88 годах совместно с композитором Камилем Чалаевым и группой «Метро» создал творческую ассоциацию «Театр – пост», осуществившую целый ряд перформансов и акций, среди которых наиболее известными являются: «Земля и Фабрика», «Афонасий», «СПИД во время Чумы». В 1989 году снялся в главной роли в фильме «Посвящённый».

Ввёл в художественную практику понятие «постинсталляции». Был стипендиатом Берлинской Академии Художеств (Akademie der Kunst) и MuseumsQuartier, Вена. В 2010 году организовал в церкви Св. Татьяны при Московском государственном университете выставку «Двоесловие/Диалог» работ художников, развивающих тему современного христианства.

Акционизм, как художественное направление искусства эпохи модернизма, возник в начале ХХ века. Желая усилить впечатление от выставок, дадаисты не удовлетворяясь эпатажностью своих произведений, стали сопровождать их различными безумными выходками, совершенно уже дезориентирующими и шокирующими публику.

Вот, например, описание итоговой выставки Дадаистов в Париже в 1921 г., которая происходила в темноте: Зрители при входе осыпались ругательствами, Андре Бретон якобы освещал выставку, время от времени зажигая спички. Луи Арагон мяукал. Другие тоже были заняты по мере своих сил и способностей. Рибмон-Дессень непрерывно восклицал: “Дождь капает на голову!” Филипп Супо и Тристан Тцара играли в догонялки, и так далее…

Целью движения дадаистов было тотальное уничтожение прежней, на их взгляд фальшивой эстетики. Чего им, несмотря на все старания, всё же, не удалось в полной мере.

Кабаре Вольтер. Именно здесь 28 июля 1916 года был явлен миру Манифест Дадаизма. Кабаре функционирует доныне

Кабаре Вольтер. Именно здесь 28 июля 1916 года был явлен миру Манифест Дадаизма. Кабаре функционирует доныне

Марсель Дюшан, один из наиболее известных представителей этого движения, писал впоследствии в письме к Гансу Рихтеру: «Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку [для бутылок] и писсуар – как провокацию, – а они восторгаются их эстетической красотой».

Со временем, как «Реди-мейд» – готовый художественный продукт, не обезображенный вмешательством в его производство художника, так и его противоположность – «Акционизм» – художественное действие, не имеющее целью создания какого-то конечного материального продукта, процесс, имеющий художественную ценность сам по себе, прочно вошли в «новую эстетику» модернизма, стали неотъемлемой частью истории современного искусства, образцом новой формы произведения, не обладающего какими-либо пластическими свойствами и являющимся лишь критикой художественных или социальных институций.

Такое искусство впоследствии получило название аналитического.

Рассвет влияния на мир искусства акционизм имел в 60-е годы во время, так называемой, второй волны авангарда (или даже третьей по некоторым источникам), которая как бы заново открыла миру первую, по-своему интерпретируя её идеи. И именно о неодадаистах  писал приведённые выше горькие слова, к тому времени давно оставивший занятия искусством, престарелый Марсель Дюшан, негодуя на неверное восприятие художественной молодёжью своего творчества.

Но свадебного генерала уже никто не слышал. Акционизм получил теоретическое обоснование, был назван прорывом искусства за пределы картины, чистым действием, телесной, метафизической, или концептуальной практикой, идеальной формой свободного художественного творчества, не связанной, благодаря отсутствию материального художественного продукта, с меркантилизмом рыночных отношений. Пика своего «академического» признания Акционизм достиг в 1972 году, когда на престижнейшей в художественных кругах выставке Документа в Касселе этому направлению искусства был посвящён целый раздел.

«Melt» - тающий перфоманс от Ноэми Лафранс. Девушки 8 часов сидят на стене в тающей "одежде" из воска и ланолина

"Melt" - тающий перфоманс от Ноэми Лафранс. Девушки 8 часов сидят на стене в тающей "одежде" из воска и ланолина

Однако, отсутствие конечного художественного продукта искусства акционистов помимо непродажности несло в себе и проблему музеефикации. Непросто музеефицировать то, чего нет. Поэтому художники, желающие оставить след в истории, всё большее внимание стали уделять документации своих акций. Как, например, известная московская группа акционистов «Коллективные действия», возникшая в середине 70-х и до сих пор продолжающая действовать под руководством Андрея Монастырского, гуру Российского современного искусства.

К сегодняшнему дню вышло уже 12 томов описаний акций группы, включающих скурпулёзную аудио-, фото- и видеодокументацию, на материале которых, Андрей создаёт инсталяции, имеющие вид уже вполне полноценного и самостоятельного художественного продукта. В Америке и Европе мутация Акционизма и поглощение его традиционными репрезентативными формами искусства завершилась к концу 80-х. Акционизм, как художественное направление, постепенно сошёл на нет, угас, поглощённый информационными технологиями современного общества, мультимедией.

Группа Таджик Арт повторяет перфоманс Джонатана Меезе на открытии его выставки BABY 'KUNST' (METABOLISM ROCK'S)  в галерее "Риджина", 2009 год

Группа Таджик Арт повторяет перфоманс Джонатана Меезе на открытии его выставки BABY 'KUNST' (METABOLISM ROCK'S) в галерее "Риджина", 2009 год

Динамику этого процесса я уже описывал когда-то: «Благодаря неудержимому росту влияния стремительно развивающихся средств коммуникации в современном информационном обществе, акт документирования, освещения любого события, локализованного в пространственно-временном поле, сегодня является важнейшим, а порою и вовсе единственным средством декларации этого события вне области его локализации. Иначе говоря, современные художественные практики, не связанные по своей природе с производством материальных объектов искусства, такие как акция, перформанс, инсталляция, экспозиция, демонстрация и т.д., попав в разряд иных темпоральных событий, оказываются всё более зависимыми от средств их репрезентации.

Вследствие чего репрезентация такого события с необходимостью начинает распространять своё влияние в полосе его презентации, и, таким образом, само собою происходит вытеснение из зоны актуальности и далее фактическое замещение исходного культурного события репрезентирующим его документом (текст, репортаж, фото- или видеоматериал, сетевой сайт и т.п.), который сам постепенно становится полноправным объектом искусства, в силу специфики функционирования информационного рынка, парадоксальным образом вновь обретающим материальные формы и формальные характеристики качества».

Группа ПГ, "Милиционер", 2011 год

Группа ПГ, "Милиционер", 2011 год

Впрочем, хотя историю Акционизма как отдельного художественного направления в современном искусстве на этом можно и закончить, это ещё не конец истории, поскольку в России, как и у малагасийцев, ещё сильны традиции Фамадиханы. С тех пор, были у нас истории и «московского акционизма» 90-х, групп ЭТИ и ПГ, «Бомбилы» и «Война», группы «Купидон», группы Толоконниковой… Теперь, вот, для неунывающих ещё обещают явление миру истории православного акционизма. Только об этих этнографических историях я, пожалуй, рассказывать не стану. Я не этнограф и не поклонник ритуала Фамадиханы. Простите великодушно.

Гор Чахал. Москва, 2012.

Читайте также:

Прот. Всеволод Чаплин и художник Гор Чахал о выставке Icons

Винзавод. Несостоявшееся открытие «Духовной брани»

Дело о панк-молебне и арт-общественность

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион одобрил творчество священника, который читает рэп

Он отметил, что в манере чтения рэпа и церковных молитв есть сходство

Александр Кравецкий: “Гражданская война продолжается в наших головах”

Одни сносят памятники Ленину, другие устанавливают памятники Дзержинскому

Людмила Иванова: Театр – наглядное пособие по тому, как надо жить

И если актеры играют по-настоящему, так, что ты им веришь, это и есть живое!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: