Фильм “Нелюбовь” – когда ребенку нет места в мире родителей

Журналист и поисковик «Лиза Алерт» Ксения Кнорре - о премьере фильма, который стал кинематографическим событием мирового масштаба.

В российский прокат выходит фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», получивший приз жюри – третью по значимости награду – на Каннском фестивале, фаворит журналистов и зрителей в Каннах.

Фильм рассказывает об обычной московской семье в состоянии развода. Её отличительная особенность в том, что агрессивная нелюбовь – это единственное чувство, которое испытывают главные герои фильма, муж и жена. Разойтись окончательно им мешает только проблема с ребёнком: куда его деть? – ни отец, ни мать не хотят, чтобы он был в их новой жизни. Больше всего их бы устроило, если бы он исчез – и однажды он исчезает. В фильме появляются новые герои – волонтеры поисково-спасательного отряда… 

Фильм тяжелый – в нем есть сцены, которым будет нелегко смотреть чувствительным родителям, есть заглушенный мат и сцены с обнаженным человеческим телом. Но фильм очень нужный и важный, потому что самое в нем страшное – это абсолютная, стопроцентная узнаваемость в каждом кадре, каждом звуке, каждом слове нас самих, наших знакомых и соседей, мира, который нас окружает. Это наши дома, это наши парки, наши бабушки, косметологи и наши дети, это наши учителя и школы, наш телевизор и наши магазины, это мы сами, в конце концов.

Фото: kinopoisk.ru

И главное, что в фильме видно почти физически и что тоже очень узнаваемо – это сама нелюбовь. Она тоже во всем: в словах, жестах, взглядах. Кто из нас не видел этих женщин, походя дающих подзатыльник своему ребенку при чужих: «Поздоровайся с людьми, двенадцать лет – дикарь дикарем, чуть что – сразу в слезы». Кто из нас не слышал этих историй, этих фраз:

– Вышла замуж по залету,

– Аборт делать боялась, родила,

– Я так его не хотела,  

– Родила на свою голову,  

– А спасибо?

Фото: kinopoisk.ru

Как узнаваемы люди, живущие в этой нелюбви, для каждого из которых его боль – главная, загораживающая от него весь белый свет, ломающая всех людей, попадающих в ее поле, в том числе маленьких и беспомощных, которые так нуждались в любви…

Главная героиня – мать, высокая, яркая молодая женщина, все время в телефоне, не отрываясь от которого, она подает редкие, только необходимые реплики сыну. Она источник этой нелюбви и она же ее порождение, она то звено, которое продолжит эту цепочку в мире, и говоря «мама тупо себя вела – ни приласкает, слова не скажет», она говорит, конечно, и о себе тоже, хотя не слышит этого. Единственное, чего она хочет – это счастья. Единственное, что ей мешает – это нелюбимый ребенок и муж, который никак не оформит развод. Единственное, ради чего она живет – она сама.

Фото: kinopoisk.ru

Очень яркий персонаж – бабушка, страшная, на весь белый свет злая, которая ненавидит собственную дочь, но при этом поминает Бога через слово и собирается оставить дом церкви. То есть и идею Бога эти люди извратили, как могли, посадили его в центр своей ненависти и живут с Ним, не зная, что живут они на самом деле без Него.

Вещи здесь такие же бесцветные и пустые, как люди. Мир захлопнутых металлических дверей и электронного свечения телефонов гармонично сочетается с миром природы, и неживые, хоть и дизайнерские квартиры, серая школа и черно-белое заброшенное здание будто отражаются в таком же монохромном заоконном пейзаже. Природа в фильме Андрея Звягинцева такая, какой мы ее видим здесь примерно семь месяцев в году: без солнца и голубого неба, без света, цветов и яркой зелени – серая трава, темно-серые деревья, низкое блеклое небо. Кстати, природа вмешалась в художественный замысел Андрея Звягинцева: осенью 2016 года снег выпал 27 октября и больше не сошел, поэтому съемочной группе, чтобы снять бесснежные серые пейзажи, пришлось ждать весны…

Фото: kinopoisk.ru

На этом сером фоне только несколько ярких пятен. Первое – это красная куртка Алеши, сына (кстати, его имя появляется только когда он пропал – до этого все герои говорят о нем просто «он»). И второе – это оранжевые жилеты поисковиков, которые прочесывают местность в поисках мальчика. Собственно, Алеша и поисковики – это однозначно положительные герои: один – жертва этой нелюбви, а другие – те, кто пытаются ей противостоять своим неравнодушием и соучастием в чужой беде, даже если это беда тех, чья жизнь, принципы и отношения глубоко им непонятны и неблизки. Волонтеры – это будто люди из другого мира, раскрашивающие этот безнадежный мир, это гетто нелюбви в оранжевый цвет надежды – самый яркий, сигнальный, издалека видный цвет.

Фильм достаточно реалистично показывает действия волонтеров «Лиза Алерт» на поисково-спасательных работах (координаторы и поисковики отряда выступили консультантами фильма, в фильме также снята наша штабная машина и оборудование, а герои, игравшие координатора и старшего поисковой группы, и все актеры, игравшие роль волонтеров, за несколько недель до съемок инкогнито поучаствовали в реальных поисках). Мы смотрим его с особым чувством гордости и нашей особой болью, потому что только мы знаем это ощущение, когда ты часами ищешь человека, очень хочешь его найти и очень боишься опоздать.

Григорий Сергеев, председатель ПСО “Лиза Алерт”, Марьяна Спивак и Алексей Розин, исполнители главных ролей. Фото: Евгений Демидов

Мы, волонтеры ПСО «Лиза Алерт», благодарны Андрею Звягинцеву за фильм, за то, что он так ярко и талантливо рассказал о нашей деятельности и о нас. И, пожалуй, самое для нас главное – то, что фильм «Нелюбовь», рассказывая о волонтерском поисково-спасательном отряде, говорит: так, как мы – МОЖНО. Можно не только жить для себя, для своего счастья, можно встать и сделать что-то самому, не дожидаясь, когда этим займется кто-то другой, можно противостоять этой агрессии и ненависти, можно изменить мир к лучшему.

Андрей Звягинцев сказал на пресс-конференции, что главная цель фильма – чтобы вы, посмотрев его в кинотеатре, пришли домой и захотели обнять своих близких. «Лиза Алерт» существует для того, чтобы вы СМОГЛИ их обнять.

Это и есть настоящий хэппи-энд.

Фото: Евгений Демидов

Ксения Кнорре Дмитриева, волонтер ПСО «Лиза Алерт», журналист

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получил приз жюри Каннского кинофестиваля

Фильм «Нелюбовь» рассказывает о мальчике, который сбегает от разводящихся родителей

Козлиная песнь от Андрея Звягинцева

Тема «двойника Церкви» очень важная, и за одно то, что в фильме «Левиафан» она так ярко…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!