Фильм, смотреть который я не могу

|
По какой-то странной прихоти режиссёра снимался фильм в Сергиевом Посаде. Когда при очередном просмотре я вдруг поняла, ГДЕ это снято, александровская комедия практически перестала для меня существовать.
Фильм, смотреть который я не могу

Советская Золушка Дуся Виноградова

Комедия «Светлый путь» 1940 года, как и все фильмы Григория Александрова, была, несомненно, государственным заказом.

В 1935 в стране началось стахановское движение, в 1936 оно добралось до ткачих, начавших гонку за рекордами со знаменитой Дуси Виноградовой. Именно от этих времён в русском языке осталось выражение «многостаночницы», ставшее со временем иронично-презрительным. Потом, по-видимому, появился заказ Александрову на освещение нового явления силами советского кинематографа.

Надо сказать, авторы подошли к делу весьма творчески. В основу нового фильма была положена пьеса Виктора Ардова «Золушка». Режиссёрская работа и качество съёмки тоже впечатляют.

Многие планы сняты здесь длинными проходами подвижной камеры (и это – в конце 1930-х годов!), половина действия положена на музыку, так что движения актёров в кадре выверены чётко в музыкальный ритм. Значительную часть экранного времени занимает, пусть простенькая, но комбинированная съёмка. Есть здесь даже музыкальный номер с фигуристами! (Американская «Серенада Солнечной долины» с аналогичными съёмками Сони Хени, выйдет на экраны лишь годом позже).

В общем, можно не любить Любовь Орлову как актрису или в целом эксперименты Григория Александрова в синтетическом жанре, можно не принимать советскую фабулу, где очень смешно выглядят сейчас чумазые герои, бесконечно хлопающие на бесконечных митингах, но в качестве съёмки фильму не откажешь.

Когда бы не одно «но». По какой-то странной прихоти режиссёра снимался фильм в Сергиевом Посаде. Когда при очередном просмотре я вдруг поняла, ГДЕ это снято, александровская комедия практически перестала для меня существовать.

Образ «тёмного прошлого»

По-видимому, место съёмок вдохновило режиссёра и на некоторые особенности в системе образов фильма. Общий вид Лавры, выступает здесь лейтмотивом, который у авторов ассоциируется с «тёмным прошлым».

С Лаврского пейзажа фильм, собственно, начинается.

Позже на многих кадрах будет маячить то купол Успенского собора, то Лаврская колокольня.

На фоне этого пейзажа существует в кадре «Малый Гранд-Отель», в котором начинается действие. Как удалось выяснить, снимали эту часть фильма в специально возведённой выгородке, так что пейзаж на фоне был для режиссёра принципиально важен.

По мере продвижения героини к «светлому будущему» пейзаж на фоне будет постепенно закрываться – сначала лёгкими перголами.

Потом оконными решётками.

Ближе к финалу на «новой квартире», куда якобы переезжает героиня (на самом деле никуда она, конечно, не переезжает, оставаясь практически в прежних декорациях), окна тщательно задрапированы плотным тюлем, сквозь который просвечивают всё те же купола.

История с мнимым переездом из прошлого в будущее здесь вообще очень тщательно обыграна. Героиня едет куда-то на груде вещей, держа в руках огромное зеркало, в котором с помощью комбинированной съёмки, опять отражаются купола и колокольня.

Общежитие-храм-клуб

На этом, пожалуй, в фильме почти заканчиваются режиссёрские находки, но, увы, не заканчиваются узнаваемые места.

Так, в «общежитии», куда переезжает (и даже дважды) героиня, несложно узнать Трапезную палату.

С видом, который открывается из её окон, оператор здесь немного поэкспериментировал, так что, вместо площади Успенского собора

открывается та же площадь, но явно снятая с другой точки – от Патриарших палат, со стеной самой трапезной в правой части кадра.

Но смысл остаётся прежний – «тёмное прошлое» всё ещё беспокоит героиню.

Однако в этих же интерьерах начинает возникать и образ «светлого будущего». Так, в роли «входа в клуб»,

судя по форме проёмов, снова выступает один из входов в Трапезную палату,

хотя и не вполне удалось понять, какой именно.

И лишь к концу фильма окружающий героиню пейзаж окончательно сменится – фабричными цехами «фабрики Ногина», а потом и сооружениями Сельскохозяйственной выставки в Москве.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
“Гайдай, дайте огласить весь список!”

Редкие факты из жизни знаменитого режиссера, ставшие эпизодами его фильмов

“На семи ветрах” – фильм, который разобран на цитаты

В кинотеатре "Иллюзион" состоялся второй кинопоказ "Правмира"

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: