ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей

Источник: ТАСС
В книге Сергея Девятова "Монастыри Московского Кремля"подробно описаны шесть столетий истории Чудова и Вознесенского монастырей. Многие материалы, в том числе иллюстрации, ранее не публиковались

Примкнувший к Спасским воротам

До 1930 года справа от угла Спасской башни находился Вознесенский девичий монастырь, включавший три храма, обширные двух- и трехэтажные сестринские корпуса и многочисленные хозяйственные постройки. Обитель имела в плане правильную прямоугольную форму и граничила с кремлевской стеной.

“Вознесенский монастырь был основан в 1386 или 1387 году вдовой великого князя Дмитрия Донского – великой княгиней Евдокией. С 1389 года, после кончины супруга, Евдокия фактически возглавила Великое княжество Московское и построила много храмов и монастырей”, – отметил Девятов. По его мнению, “с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что Вознесенский монастырь был заложен на месте светлицы Евдокии Дмитриевны, откуда она провожала мужа на Куликово поле в 1380 году и где встречала его по возвращении с победой”.

После кончины Дмитрия Донского его вдова закладывает у Спасских ворот деревянную церковь, которая получает название “Вознесенский соборный храм”, вокруг нее и начинает отстраиваться монастырь. В 1407 году на месте старого деревянного храма вдовствующая княгиня закладывает уже каменную церковь Вознесения Господня и принимает постриг в Вознесенский монастырь под именем Евфросинии. Возведение нового каменного храма продолжалось и после смерти Евдокии, хотя строительству сильно повредил очередной московский пожар.

Лишь в 1467 году храм был полностью восстановлен, причем для увеличения прочности старых стен их “одели” в новые каменные, нарастив таким образом их толщину. “По преданию, было несколько причин, по которым женская обитель была поставлена именно у Спасских ворот, у главного парадного въезда в Кремль. Дело в том, что в свое время здесь стоял храм, заложенный великим князем Дмитрием в память о свадьбе. Рядом с ним располагался деревянный дворец Дмитрия Донского и терема его жены. Именно здесь, в бывших великокняжеских палатах, и разместились первые монахини. После Дмитрия Донского княжеские покои и другие дворцовые постройки стали располагаться в центре Кремля, поблизости от Соборной площади”, – сказал Девятов.

Царственные гробницы

Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции – именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Так, в храме покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна.

Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее – в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия.

Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. “В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря”, – отметил официальный представитель ФСО.

Выселение монахинь

Он также констатирует что “во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал”. В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля.

“В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги русских великих княгинь и цариц. Тогда же из ризницы и иконостасов вывезли в Оружейную палату, другие музеи и Гохран все остававшиеся на тот момент в монастыре ценности, богослужебную утварь, иконы и уникальные книги. За несколько дней до уничтожения монастырских зданий кремлевские архитекторы и музейные работники успели провести их натурные обмеры”, – перечислил Девятов.

По распоряжению советских властей Вознесенский монастырь частично взорвали, частично разобрали. Небольшое количество археологических артефактов было найдено случайно, но археологические раскопки на этой древней территории практически не начинали. Одновременно с Вознесенским монастырем были взорваны и разрушены Малый Николаевский дворец с дворцовой церковью и один из наиболее почитаемых православным миром среди московских мужских монастырей – Чудов.

На месте золотоордынского подворья

Чудов монастырь был основан в 1365 году святым митрополитом Алексием – воспитателем и духовным наставником князя Дмитрия Донского. “В 1357-1358 годах митрополит Алексий предпринял поездку в Золотую Орду. Официальным поводом для визита стала болезнь глаз и как следствие слепота Тайдулы – матери хана Джанибека. По преданию, митрополиту удалось молитвами и святой водой вернуть ханше зрение. В знак благодарности она подарила церкви участок земли в Кремле, где на тот момент находился ханский конюшенный двор, вернее – золотоордынское подворье, древний аналог государственного представительства Орды на территории Великого княжества Московского”, – рассказал представитель ФСО. На этом месте митрополит Алексий повелел заложить церковь, которая в народе получила название Чудовской. Ее официальное название – “Церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех”.

Здесь же святитель основывает мужской монастырь и учреждает монашеское общежитие. Церковь была построена за один год и стала духовным и композиционным центром обители. 12 февраля 1378 года святитель Алексий скончался и был похоронен в Чудовом монастыре в Благовещенском приделе главной монастырской церкви Чуда Архангела Михаила. Через четыре года и Московский Кремль, и Чудова обитель подверглись разорению во время нашествия хана Тохтамыша. Монастырь был разграблен и частично сожжен. Но уже через год началось восстановление кремлевской святыни. Постройки Чудова монастыря тоже ветшали и страдали от московских пожаров, сохранялись лишь каменные строения.

В 1547 году большой пожар, начавшись на Арбате, перекинулся в Кремль. В Чудовом монастыре погибли тридцать два инока, а сами монастыри – Чудов и Вознесенский – “все погорели”.

Главная московская обитель

“Но, несмотря на пожары, монахам удавалось сохранять, вынося достаточно быстро из огня, главные православные святыни. А монастыри частично ремонтировались, частично отстраивались заново”, – говорит Девятов. К концу ХVI века Чудов монастырь становится наиболее почитаемой мужской обителью в Москве. “Со времен великого князя Ивана III, строителя современных кремлевских укреплений, возникла традиция, по которой великокняжеская семья и приближенные бояре вносили в монастырскую казну богатые вклады.

В монастыре постепенно накапливаются древнейшие иконы византийского и русского письма, богослужебные рукописные книги, серебряные и золотые раки с мощами святых, кресты, паникадила и многое другое”, – отметил Историк. По его мнению, “закономерно, что именно в стенах Чудова монастыря появляется первое специализированное учебное заведение Москвы – греко-латинское училище, учрежденное патриархом Филаретом и получившее в Москве название “Патриаршая школа”, которое было лучшим образовательным учреждением того времени”.

С начала XVI века монастырь был еще и центром развития научных знаний Русского государства. Здесь трудились монахи-переписчики старинных церковных книг, с греческого и латинского языков переводились старинные христианские манускрипты. Сюда же по приглашению великого князя Василия Ивановича в 1515 году прибыл монах Афонского Ватопедского монастыря, молодой и талантливый ученый-богослов Максим Грек. Он заложил обширную библиотеку для великого князя Василия Ивановича, он же составил первое научное описание великокняжеской библиотеки, ставшей впоследствии основой знаменитой библиотеки Ивана IV Грозного.

Здесь крестили Петра I

Чудов монастырь становится местом крещения великокняжеских и царских детей. Здесь были крещены дети царя Ивана IV Грозного, будущий царь Алексей Михайлович и его сын – первый российский император Петр I, император Александр II. Еще одна страница в истории Чудова монастыря связана со Смутным временем. В феврале 1602 года из монастыря в Речь Посполитую бежал монах и дьякон Григорий Отрепьев, где представился “чудесно спасшимся от смерти царевичем Дмитрием”.

Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрия I. В 1679-1680 годах начинается реконструкция Чудова монастыря – было возведено новое здание храма Святителя Алексия, строится церковь Святого Апостола Андрея Первозванного. Статус кафедрального был закреплен за монастырем в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, когда при Чудовой обители была учреждена кафедра московского архиерея. Фактически с этого момента главным и официальным местом пребывания московских митрополитов и архиепископов с их консисторией становится Московский Кремль, сам Чудов монастырь. В 60-е годы XVIII века в Кремле сформировались лучшие во всей Москве хоры – хор синодальных певчих и певчих Чудова монастыря. Чудовский монастырский хор признавался лучшим монастырским хором в Москве до 1918 года, когда хористы были выселены из обители.

Сквозь пожар 1812 года

“В 1812 году Кремль в целом и Чудов монастырь в частности претерпели страшное разграбление и поругание. Так, в алтаре соборной церкви Чудова монастыря разместили спальню маршала Луи Николя Даву. Были сожжены многие древние священные иконы и богослужебные книги, переплавлены в слитки золотые и серебряные оклады, церковная утварь”, – перечисляет убытки Девятов. Но, по его словам, после изгнания вражеских войск монастырь начал быстро восстанавливаться. Из эвакуации были возвращены наиболее ценные иконы, архиерейский архив. Старые ветхие строения частично ремонтировались и перестраивались, частично разбирались. При императоре Николае I Чудов монастырь становится и центром общественной жизни Москвы – здесь отмечаются крупные события жизни государства, например, в стенах монастыря 21 ноября 1826 года Николай I устроил торжества в честь первой военной победы над Персидской империей в Русско-персидской войне 1826-1828.

Русская православная церковь 12 мая 1913 года причислила к лику святых Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, священномученика Гермогена. А уже на следующий день, 13 мая, в подклети собора Чуда Архангела Михаила была освящена новая церковь Святого Патриарха Гермогена – последняя церковь, учрежденная в Чудовом монастыре. “До 1917 года Чудов монастырь был весьма посещаемым местом, хотя численность проживавших там людей была относительно небольшой. В обители постоянно находился наместник – архимандрит, имевший отдельные обширные покои. Также в обители постоянно находились казначей-архимандрит, десять иеромонахов, четыре иеродиакона и тридцать четыре монаха. Кроме них на территории проживало некоторое количество светских лиц, занимавшихся обслуживанием и содержанием монастырских помещений, конюшни и кухни”, – отметил Девятов.

Период тяжких испытаний Осенью 1917 года во время артиллерийского обстрела в фасад монастыря попало шесть тяжелых снарядов, два из которых взорвались в митрополичьих покоях. С осени 1918 года в помещениях закрытого Чудова монастыря разместились курсанты пулеметных курсов. На них были возложены охрана и оборона Кремля после вывода полка латышских стрелков. Годом позже курсы преобразовали в Военную школу имени ВЦИК, где одновременно обучалось несколько сотен курсантов. Они же несли в Кремле караульную и патрульную службу. В 1919 году в помещениях упраздненного Чудова монастыря был размещен и кооператив “Коммунист”, занимавшийся продуктовым снабжением и бытовым обеспечением проживавших в Кремле многочисленных советских служащих. В октябре 1923 года Совнарком и ВЦИК принимают решение о вселении в бывшую Чудову обитель всех подразделений Лечебно-санитарного управления Московского Кремля. Однако кельи древнего монастыря было сложно переоборудовать под больнично-поликлинические и лабораторные помещения, поэтому Комендатуре Кремля было предложено сконцентрировать все медицинские подразделения в помещениях бывшего женского Вознесенского монастыря, что они и сделали.

В марте 1923 года музейный отдел Наркомата просвещения утвердил “Положение о памятниках архитектуры Московского Кремля”, которое легло в основу постановления ВЦИК с аналогичным названием. По этому документу, древние здания Чудова монастыря, кроме келий и хозяйственных построек, были отнесены к памятникам архитектуры с требованием их полного сохранения. Но документы не спасли обители от разрушения. 16 декабря 1929 года все здания и церкви Чудова монастыря были взорваны. Значительную часть фресок церкви Чуда Архангела Михаила не удалось демонтировать. Также в декабре 1929 года была снесена древняя Чудовская церковь, а в начале 1930 года эта участь постигла и другие монастырские церкви и корпуса. Музейным работникам Кремля и историкам удалось спасти и перевезти в фонды Оружейной палаты и других музеев наиболее ценные иконы, церковную утварь и святыни и лишь небольшую часть древних настенных росписей.

Археологов ждут открытия

При сносе Чудова монастыря взрывчатка закладывалась в его стены, что полностью разрушило все строения выше поверхности земли. При этом одно- и двухэтажные сводчатые подвалы и подклети Чудова монастыря и его церквей остались практически нетронутыми, хотя и засыпаны остатками кирпичной кладки, грунтом и песком.

Как показала геофизическая разведка 1995 года, сохранены церкви Сергия Радонежского, пещерная церковь и, с высокой степенью вероятности, подклети церкви Святого Иоасафа. Подземная разведка также показала наличие ряда пустот, включая заиленные подземные проходы и подвалы. Таким образом, можно констатировать, что подземная древняя часть Чудова монастыря (подвалы, проходы, подклети) сохраняется до настоящего времени под брусчаткой Ивановской площади. Ниже подземных помещений монастыря может располагаться археологический культурный слой, относящийся к раннему периоду истории Кремля, в частности к тому времени, когда на этом месте располагалось золотоордынское кремлевское подворье (Золотоордынский Посольский двор).

Так что археологов здесь ждет много открытий. Раскопки и исследования начнутся сразу после разборки 14-го корпуса Кремля. Это административное здание было возведено в 30-х годах на месте Чудова и Воскресенского монастырей. Его демонтаж должен завершиться уже в марте.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Спасскую и Боровицкую башни Кремля откроют для прохода к Чудову монастырю

Путин поручил сделать музейные «окна» для обозрения древних фундаментов и других находок, обнаруженных при археологических раскопках

Архнадзор: Предложение открыть Спасские ворота беспрецедентно за более полувековой период

"Архнадзор", в целом, поддержал предложение о восстановлении монастырей в Кремле и открытии Спасских ворот

Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века?

Разрушение монастыря - очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке.