Футбольное поле для миссионерской работы

Источник: Православие.ру

Футбол для россиян – больше, чем просто вид спорта. Это и политика, и философия, и образ жизни, а для некоторых даже почти религия. Духовник петербургского футбольного клуба «Зенит» священник Глеб Грозовский считает, что футболом не нужно «жить» или «дышать», как советует известная реклама, – в футбол можно просто играть, и тогда вероятность того, что в здоровом теле и дух будет на должном уровне, существенно возрастает. О том, как занятия спортом помогают ему в пастырской работе, отец Глеб рассказал порталу «Православие.ру».

– Отец Глеб, а зачем вообще футбольной команде нужен священник? Он может как-то помочь в тренировочном процессе, или на него возложены функции психолога?

– Спасибо, что именно так ставите вопрос, а то ведь некоторые всерьез думают, что священник в футбольной команде – это как шаман. Но я сразу скажу, что ни ворота, ни мяч не освящал и вообще никаких таких «танцев с бубнами» не делал. Моя роль в команде проста: спортсмену, как и всякому обычному человеку, нужен священник, даже если человек об этом не догадывается. В какой-то момент руководство клуба «Зенит» решило обратиться к епископу Петергофскому Маркеллу, а владыка благословил меня на миссионерскую деятельность, и вот с «Зенитом» я уже четвертый год. За это время уже трое приняли крещение, а у некоторых разрушились стереотипы, что все попы – с большим пузом, ездят на «Мерседесах» и думают только о том, как обобрать народ. Мне близок футбол, я сам играл на профессиональном уровне, но был вынужден закончить свою спортивную карьеру в 19 лет.

– Значит, вы понимаете футболистов с полуслова. И какие же у них проблемы? Испытывают ли они необходимость в покаянии, когда получают желтую карточку или выпрашивают пенальти, которого по правилам не должно было бы быть?

– Список можно продолжать: сквернословие, суеверие, сребролюбие… Только всеми этими грехами больны не только спортсмены, но и все наше общество. Разве, к примеру, только футболисты изрядно сдабривают свою речь нецензурными словами? Правда, независимо от профессии, есть и такие люди, для которых это недопустимо. Это вопрос воспитания.

Взрослый думающий человек сам будет решать, как ему поступать. Тем более что сейчас уже очень мало тех, кто вообще никогда не слышал о Церкви, о духовной жизни. А нравственность без ее источника – без Бога – нежизнеспособна. Поэтому без раскаяния – никак.

– И что же, вам удалось победить сквернословие среди спортсменов?

– А как же быть священникам, которые окормляют вооруженные силы, или заключенных, или наркоманов, или бездомных? К сожалению, действительно, большая часть жителей России использует матерную брань постоянно, в повседневном общении. Главное для меня как для пастыря здесь – не быть ханжой, не притворяться, что этого нет, но и не зудеть при каждом услышанном бранном слове. А вот когда, например, у меня в храме прислуживал военный летчик и рассказывал о проблемах современной армии, мне приходилось слышать такое, чему удивились бы даже футболисты… Но есть и противоположные примеры. Вот, кстати, полузащитник «Зенита» Сергей Семак – очень образованный и воспитанный человек; возможно, даже когда-нибудь станет священником – по крайней мере, его христианские качества очень располагают. Когда-то за честную игру он получал приз «Джентльмен года» от газеты «Комсомольская правда». Моя бабушка по линии жены после общения с ним была крайне поражена тому, что, оказывается, спортсмены могут быть мягкими, вежливыми и тактичными.

– Есть ли в пастырской работе со спортсменами особенности?

– Конечно. Сложность в том, что «мои» футболисты в большинстве своем не прихожане, а захожане. Лишь несколько человек регулярно исповедуются и причащаются. Поэтому тут нужна работа миссионера. Они видят, что священник не нечто далекое и необычное, утучненное в торжественном одеянии, а вполне нормальный человек, который тоже способен поддерживать себя в хорошей спортивной форме… Но в то же время они видят, что забота о теле – это еще не все, помимо игры есть какие-то еще устремления в жизни. Очень хотелось бы, чтобы у меня получалось показать им такие примеры. Ведь почти все спортсмены – трудоголики, для них часто не существует ничего другого, кроме тренировок, но ведь им нужно еще и родным посвятить время…

Мне довелось пообщаться и с их родителями, женами и детьми – это помогает лучше понять их духовные переживания. Вот, например, недавно я встречался с родителями одного футболиста, он играл во второй лиге чемпионата России, а теперь собирается посвятить жизнь Богу в ангельском чине. Это решение пока непонятно его семье. Но когда я общался с бывшим футболистом, меня просто поразило, насколько глубоко, насколько искренне его желание. Удивительно, как Господь избирает кого-то из нас, где бы мы ни жили и кем бы мы ни были!

– Но не каждый священник умеет быстро бегать и отбивать мяч головой, да и режим питания пастырей (большие перерывы между приемами пищи, избыток углеводов во время поста) часто располагает к полноте…

– Свое тело можно ограничивать в пище, было бы желание. Но иногда священник, чтобы не обидеть тех, кто так трудился, готовя пищу, жертвует своей фигурой. Может, это и спасительнее.

Конечно, работа над собой – это большой труд, и представьте, каким бы это стало замечательным примером для паствы! И молодой физически активный человек, подобно тому, как он работает со своими мышцами в спортзале или на футбольном поле (а спорт сейчас очень моден среди молодежи и считается одним из признаков успешности в жизни), так же мог бы заботиться и о своей душе, так же тренировать ее каждый день.

И поскольку человек во всем должен быть красив и всесторонне развит, то думаю, что как священник полезен спортсменам, так и мне, священнику, полезен спорт.

– А чем полезен спорт?

– Спорт многому учит. Мне он помог стать целеустремленным, терпеливым, выдержанным. Я научился не бояться трудностей и физической боли. Опоздание на игру или тренировку каралось, когда я был маленький, очень жестко, и это выработало пунктуальность. Спорт может очень хорошо дисциплинировать, если, конечно, человек сам этого захочет. Полагаю, что для священника нужно быть в хорошей спортивной форме. Здоровому человеку и молиться, и служить легко. Священник – это ведь воин Христов. Чем он болезненнее, тем меньше сможет служить у престола Божия и делать добрые дела. Впрочем, это лишь мое мнение.

– На поле военных действий или людям, погибающим в прямом смысле слова от зависимостей – алкоголикам и наркоманам, а еще сиротам священник необходим в любом случае. А футболисты ведь благополучны и заняты вполне мирным делом. Так почему вы выбрали именно эту категорию людей для окормления?

– Не вижу проблемы, чтобы обосновать необходимость быть священнику в любом сообществе людей. Господь благословил мне окормлять и алко-, и наркозависимых в Центре здоровой молодежи; кроме того, я в течение 11 лет работаю с детскими домами и приютами. Ну, а поскольку в юности я играл в футбол, а позднее получил образование тренера по футболу, то мне достаточно комфортно общаться с футболистами, зная их психологию.

В Царском Селе есть сиротское учреждение «Детская деревня – SOS», мы приезжаем туда, гоняем вместе мяч, привозим и «звезд» футбола, стараемся заинтересовать подростков тем, что им будет полезно. Естественно, через футбол параллельно тренер воспитывает характер, закладывает нравственные качества, такие как уважение друг к другу, сдержанность, умение прощать.

Задача священника – общаться с людьми, приходить в школы, больницы, детские дома, на стадионы и т.д. Если меня приглашают выступить где-либо, то я обязательно должен пойти, постараться найти общий язык с аудиторией, помолиться за пришедших.

– Работаете ли вы с фанатскими группировками? Может ли священник помочь уменьшить то насилие и хулиганство, которые часто встречаются на российских стадионах?

– Я не думаю, что драки и пьянки напрямую связаны с футболом. Фанатство как явление появилось сравнительно недавно. Вспомните болельщиков 1960-х годов! Можно посмотреть видеозаписи и увидеть, какие у них были лица, как они выражали свою радость или неудовольствие. Но теперь все совершенно по-другому. Собственных традиций фанатского движения у нас нет или почти нет, а то, что наши поклонники футбола заимствуют у Запада, далеко не всегда является нормальным и вообще приемлемым. Когда в 1990-е открылись все границы, к нам полилось много грязи. В Петербурге было даже так, что бандитские авторитеты сами создавали фанатские группировки, чтобы потом, в нужный момент, использовать их в каких-то своих целях. Например, кого-то избить. Обидно, что молодежь часто подвержена стадному чувству. Конечно, можно говорить, что во всем виноват футбол, разжигающий азарт. Но мне кажется, что все гораздо глубже. Любая игра может быть азартной. И игра в шахматы может привести к поножовщине, если играющий не может сдержать себя и смириться с поражением. Просто всегда необходимо следить за собой и делать все, чтобы азарт не овладевал тобою.

У «Зенита» есть представитель, который работает с фанатами, но для того, чтобы меня услышали и вообще как-то воспринимали, понадобилось три года беспрерывного общения с ним и с фанатами посредством СМИ. Мне приходилось выступать по телевидению, дабы удержать фанатов от попытки избить или убить футболиста Владимира Быстрова. Конечно, с фанатскими группами надо взаимодействовать, и мне, священнику, надо объяснять им, что уж если вы кричите на весь стадион: «Православны-е! Православны-е!» – так уж будьте и на самом деле таковыми. Это же лицемерие, когда на трибуне вы кричите одно, а потом можете побить человека только за то, что он болеет за другую команду. У некоторых фанатских групп на флагах и баннерах есть изображение креста и даже образ Иисуса Христа, то есть они хотят позиционировать себя с Православием, они чувствуют свои корни. Но перестроиться им, конечно, очень трудно. Немало времени должно пройти, чтобы людей утомила дикость и разнузданность и им захотелось чего-то другого. Правда, вот недавно на Кипре наблюдал на стадионе, как болеют православные греки, и подумал: «А наши-то фанаты еще ничего…»

– Может быть, вам создать футбольную команду из фанатов?

– Я уже думал об этом. Но тут надо мыслить шире. У нас есть желание и конкретные предложения создать отдел по связям с культурой и спортом при Санкт-Петербургской епархии. Ведь работа уже давно в этих направлениях ведется. Слово за архиереем. У нас это пока не так хорошо развито, как, например, в Москве, где проходит турнир детских православных команд имени святого благоверного князя Димитрия Донского. В столице уже многие настоятели на приходах задумались о том, чтобы организовать для молодежи интересные спортивные секции для вовлечения ее в жизнь общины с перспективой литургической жизни. Сначала подростки приходят со стороны, а потом становятся реальными членами Церкви Христовой. Отмечу, что, еще не зная о существовании такого турнира, мы организовали межприходскую футбольную лигу среди молодежных команд Санкт-Петербурга. Кроме того, у нас уже в третий раз проходит турнир под названием «Среди своих», в котором принимают участие взрослые команды наших соборов, приходов и молодежных организаций. А также мы занимаемся подбором ребят в эти команды. Если я замечаю какого-то молодого человека, живо интересующегося футболом, то я ему, как правило, рекомендую команду, и он уже не только во дворе гоняет мяч, но и выступает за приход. А там вливается в коллектив и становится своим среди своих.

Конечно же, общаясь с церковными людьми, мальчишки узнают много нового и нередко сами приходят в Церковь, да еще и приводят своих родителей. Так что футбольное поле вполне может стать полем для миссионерской работы. Жаль, что не все еще это могут принять. Церковные люди в основной своей массе футбол и спорт вообще ассоциируют с тщеславием, большими деньгами и политикой. А у нас в футбол играют даже девочки, и весьма этому рады. Священник, как рыбак, должен уметь ловить рыбу любыми средствами.

.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
На самом деле в России 40 млн инвалидов

И им хочется быть просто людьми, а не героически преодолевать препятствия

Елена Смирнова завоевала вторую золотую медаль на Чемпионате мира по водным видам спорта

Директор фонда «Созидание» победила в соревнованиях по прыжкам в воду с высоты 3 м

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: