Гамбургский дневник. Православная община в Люнебурге

|

С апреля по июнь Сергей Мудров находился по научно-исследовательской программе в Гамбурге (Германия), где вёл краткий церковный дневник. Предлагаем читателям «Правмира» выдержки из дневника, в основном связанные с впечатлениями от приходов в Гамбурге и Люнебурге.

Гамбург. Эльба

Гамбург. Эльба

26 апреля, пятница

Сегодня первый раз был на службе в храме св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Доехал на метро до станции «Мессехален», оттуда прекрасно видно здание храма, ранее принадлежавшего протестантской церкви. Мало где в Европе у православных есть такие большие и просторные храмы; всё-таки в основном православные или ютятся в арендуемых помещениях (например, в Барселоне или Лиссабоне), или служат в собственных, но небольших церквах (скажем, в Манчестере или Роттердаме). В Гамбурге храм принадлежит приходу, и его вместимость составляет, вероятно, не меньше 500 человек. Община Московского патриархата очень молодая — она была образована в начале 2001 года и приобрела храм в 2004 году.

Гамбург. Церковь св. Иоанна Кронштадтского

Гамбург. Церковь св. Иоанна Кронштадтского

В будний день на Литургию Преждеосвященных Даров пришло совсем немного людей, не больше двадцати человек. Служба началась в 15.30 и проходила в сокращённом варианте, закончившись примерно через полтора часа. После Литургии я подошёл к чтецу Александру и поинтересовался, не нужна ли в храме посильная помощь при чтении (чтец я не особо голосистый, но в случае необходимости почитать могу). Александр, естественно, ответил, что необходимо благословение настоятеля — протоиерея Сергия Бабурина. В это время в нашу беседу вмешался стоявший рядом мужчина (как я узнал позже, Юрий Григорьев): «Нужна помощь в Люнебурге, там как раз завтра будет служба».

Люнебург? Это название я слышал первый раз, но почему бы туда не съездить? Юрий посоветовался с отцом Геннадием Сорокопытом, одним из трёх священников гамбургского храма (он же — настоятель люнебургского прихода Воскресения Христова). Согласие было получено.

27 апреля, суббота

Утренним поездом, на 7.53, мы втроём (отец Геннадий, Юрий и я) выехали из Гамбурга в Люнебург. Ехали в юго-восточном направлении, чуть больше получаса. Потом от станции около пяти минут на автобусе. Православная община в Люнебурге арендует помещение католического прихода. Сами католики размещаются в каком-то странном сооружении, именуемом экуменический центр. Снаружи центр похож на библиотеку; особого христианского присутствия здесь не чувствуется. Единственное: у входа установлен крест, но выполнен он в модернистском стиле, так что усмотреть в нём орудие страданий Христовых непросто. Интересно, кто решил «отметиться» таким новаторством: протестанты или католики?

Люнебург. Экуменический центр

Люнебург. Экуменический центр

Крест у здания экуменического центра

Крест у здания экуменического центра

В экуменическом центре два молитвенных зала: в одном собираются протестанты, в другом — католики. У протестантов, как обычно, жуткая пустота в храме, словно и не было истории церкви с апостолами и святыми. У католиков лучше, но не намного: какие-то странные скульптуры, якобы изображающие библейские сюжеты, но в реальности отдающие абстракционизмом Малевича. Скульптура распятия Христа на каком-то дереве мне вообще показалась кощунственной, а скульптура побиения Стефана камнями — непонятной (без объяснений отца Геннадия я бы, наверное, долго ещё гадал, что за замысел вложил немецкий скульптор в это произведение). К чему этот модернизм в христианстве?

Скульптура побиения Стефана камнями

Скульптура побиения Стефана камнями

Грустно, что православным приходится молиться в столь «экуменическом» окружении, но куда деваться? Католики за четыре часа аренды берут 75 евро. Перед началом службы зал надо приготовить: в центре ставится аналой с православной иконой, в алтаре (впрочем, полностью открытое пространство мало напоминает алтарь православного храма) помещается стол, который будет служить жертвенником. На католическом престоле священник расстилает антиминс. Из кладовой приносят книги и свечи. Юрий, которому предстоит алтарничать, несёт пономарские принадлежности. Они лежат в одном из помещений центра; там же хранятся священные сосуды — потир и дискос. Проходит не менее получаса, прежде чем удаётся подготовить зал к началу православной Литургии.

Люнебург. В этом зале проходят богослужения православной общины

Люнебург. В этом зале проходят богослужения православной общины

Около десяти отец Геннадий возглашает обычное «Благословен Бог наш…», и я начинаю чтение Часов. Сегодня две службы: Литургия св. Иоанна Златоуста, а затем-соборование. Людей немного — на Литургии чуть больше двадцати человек. К началу соборования приходит ещё несколько человек. Чин соборования отец Геннадий немного сокращает, чтобы уложиться в арендное время. Затем мы с помощью прихожан быстро уносим из зала всё, что делало его хотя бы немного похожим на православный храм, и отправляемся в обратный путь. До вокзала нас довозят прихожане; остаётся только дождаться поезда на Гамбург.

Люнебург. Во время Литургии.  Священник Геннадий Сорокопыт и Юрий Григорьев

Люнебург. Во время Литургии. Священник Геннадий Сорокопыт и Юрий Григорьев

В Гамбург приезжаем днём, я ещё успеваю заехать домой, пообедать и после этого спешу на вечернюю службу в собор. К счастью, приезжаю вовремя. Становлюсь справа, у стены. Но когда из алтаря выходит отец Сергий, он направляется ко мне, здоровается и спрашивает — не тот ли я человек, который хотел читать в храме.

Протоиерей Сергий Бабурин

Протоиерей Сергий Бабурин

— Если будет такая возможность, и чтобы я этим никого не ущемил и не обидел, — отвечаю я. — Всё-таки мне неудобно вторгаться в распорядок храма.

— Ничего, у нас все нормально воспринимают, — говорит священник. — Идите в алтарь, облачайтесь в стихарь.

Я иду в алтарь, здороваюсь там с отцом Дионисием, а также с двумя алтарниками — Виктором и Дмитрием (других алтарников в тот вечер не было). Замечаю, что все очень приветливы, готовы прийти на помощь, и никто не видит в новичке «конкурента». Мне разрешают прочитать Шестопсалмие. Читаю не без волнения, но вроде бы нормально. Одна проблема: мой тихий голос, увы, не слишком подходит для большого храма. Сразу вспоминаю Александро-Невский собор в Таллине, где все чтения, включая Часы и Шестопсалмие, проходят с микрофонами. Но у гамбургских чтецов сильные, хорошо поставленные голоса, поэтому им микрофоны не особо-то и нужны…

Гамбург. Алтарники церкви св. Иоанна Кронштадтского

Гамбург. Алтарники церкви св. Иоанна Кронштадтского

Впрочем, со временем в приходе св. Иоанна Кронштадтского эту проблему для меня решили: Дмитрий нашёл портативный микрофон, который я смог прикреплять к стихарю. Читать стало намного проще.

28 апреля, воскресенье

Сегодня Вход Господень в Иерусалим. Литургия по расписанию, размещённому на сайте прихода, должна начаться в 10 утра, но я приехал намного раньше, ведь Часы начинают читать в 9:30. Мне разрешили прочитать 3-й час.

Служат три священника — отец Сергий начинает исповедь, затем возвращается в алтарь для служения Литургии, а исповедь принимают отец Геннадий и отец Иоаким. Отец Дионисий уехал в Шверин — там он служит по воскресеньям. Исповедников очень много, храм полон людей: первый раз я вижу в Европе такой многочисленный приход. Причащают на три чаши, число причастников превышает 240 человек! Очень много среди них детей.

Отец Иоаким, которому я, вместе с одним из алтарников, помогаю при причащении (держу плат), многих помнит по имени, с детьми разговаривает, спрашивает, сколько им лет, хвалит, говорит добрые слова. К причастникам-немцам у него обращено доброжелательное «зер гуд» (очень хорошо), но большинство причастников — русскоязычные. Причастие заканчивается, однако к аналою, у которого принимают исповедь, всё ещё длинная очередь. Чашу снова вынесут после отпуста — причастников действительно очень много.

Гамбург. Интерьер церкви св. Иоанна Кронштадтского

Гамбург. Интерьер церкви св. Иоанна Кронштадтского

На Страстной седмице я уехал в Манчестер, поэтому встретить Пасху в Гамбурге не удалось. Впрочем, празднование Воскресения Христова в Покровском храме Манчестера уже стало для меня доброй традицией последних лет.

13 июня, четверг

Сегодня праздник Вознесения Господня. Последний день моего пребывания в Гамбурге. Мне разрешают прочитать Часы и Апостол.

После Литургии — чаепитие в левой части храма, добрая традиция прихода (правда, только в будние дни, когда не очень много прихожан). Я прощаюсь со священниками, со знакомыми мне прихожанами. Немного грустно расставаться с приходом — всё-таки я привык к нему за два месяца. Наверное, для меня это был хороший урок и в плане чтения, и в плане помощи в алтаре. Не всегда всё хорошо получалось, иногда ошибался — но не ошибается ведь тот, кто ничего не делает. С грустью я выхожу из Церкви, но внутренне радуюсь тому, что меня ждёт встреча с родными храмами в Барановичах.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Бундестаг одобрил законопроект, предусматривающий однополые браки

Канцлер Германии Ангела Меркель проголосовала против, но выразила надежду, что принятое решение «добавит частичку мира» в…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!