Герман Демидов: Негативное отношение россиян к религиозному образованию обусловлено советскими стереотипами

За внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе выступают 22% опрошенных россиян, свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», представленные сегодня. 31% опрошенных не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что курс основ религиозной культуры следует преподавать в воскресных школах.  43% респондентов  уверены, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование.

О чем свидетельствуют данные результаты и как происходит формирование отношения к предмету ОРКСЭ сегодня? Комментирует Герман Демидов, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации:

Я думаю, что негативное отношение значительной части россиян к религиозному образованию во многом обусловлено стереотипами советского времени, когда во всех сферах общественной жизни господствовало атеистическое мировоззрение. Нельзя административными методами заставить людей воспринимать окружающий мир не так, как они привыкли.

Кроме того, курс инновационный, а в нашем обществе к любым нововведениям относятся настороженно. Так и с курсом – многие сомневаются, что он будет успешен. Часто можно слышать, что введут его за счет русского языка, что увеличится нагрузка сверх меры, что после введения курса возникнут конфликты на национальной и религиозной почве. На самом деле никаких негативных фактов за время эксперимента не зафиксировано. Пока нет официальных результатов повсеместного штатного введения курса, широкая аудитория строит предположения на досужих мнениях, когда этика сравнивается с этикетом, а Основы православной культуры с Законом Божиим.

Думаю, рано еще делать однозначные выводы, кто поддерживает курс, а кто против него. Исследования «Левада-центра», предварительны. По апробации 2009-2011 годов я знаю, что в большинстве регионов, когда проект только запускали, отношение к нему было более чем осторожным, а когда проводились исследования по промежуточным результатам апробации, процент позитивных отзывов значительно увеличился.

Задачи нравственного воспитания, изменения общественного климата, заложенные в курсе, за один год не решить. Поэтому хотя курс с прошлого года введен в школу, он по-прежнему носит экспериментальный характер. Поживем – увидим.

Сейчас в большинстве регионов проходят родительские собрания, на которых должны присутствовать представители религиозных организаций, чтобы рассказать родителям, что конкретно будет изучаться в рамках той или иной религиозной культуры. К сожалению, не всегда получается узнать о Православии из первых рук – от людей, живущих православной культурой. Священникам бывает сложно найти путь к образовательному процессу, повстречаться с родителями и педагогами, побороть предрассудки, предубеждения. Преодоление стереотипов и взаимного недоверия государственной системы образования и религиозных организаций – тоже вопрос времени и совместных усилий.

Читайте также:

Игумен Петр (Еремеев): Очевиден недостаток у родителей информации о курсах основ религиозных культур в школе

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Митрополит Меркурий: Цель воскресных школ – привести человека к Богу

В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное…

Московские учителя обсудили итоги и перспективы преподавания курса ОРКСЭ на конференции в Храме Христа Спасителя

Министр Правительства Москвы, руководитель городского Департамента образования И.И. Калина рассказал, что пять лет совместной работы сблизили…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!