Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988)

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 49, 2007
Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988)

(Доклад, прочитанный в 1988 году на III конференции,
посвящённой Тысячелетию Крещения Руси)

Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям.

Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: “Державная” (явилась 2 марта 1917) — первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба — Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня: “И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего…”(стихира глас 4). Канон службы — драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона: “Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…”.

“Обольсти мя змий, клеветник бо есть…”; “Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…”; “Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…”; “Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…”; “Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…”. Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.

“Умиление, или Всех радостей Радосте” (Серафимо-Дивеев­ская, 1885, празднование 28 июля) — первая служба с малой вечерней составлена в Серафимо-Дивеевской обители, автор неизвестен. Предполагаем, что им был епископ Серафим (Звездин­ский) или его отец, протоиерей Иоанн, который составлял службу преподобному Серафиму Саровскому. Кроме 28 июля, по этой службе служили также 9 декабря на зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, в память “зачатия” в этот день в 1825 году Дивеевской мельничной общины. Вторая служба этой иконе (и акафист) была составлена митрополитом Нижегородским Сергием, заместителем Патриаршего Местоблюстителя1. Он же благословил эту службу к церковнобогослужебному употреблению 15/28 июля 1927 года.

К службе Боголюбской иконе (1157, празднование 18 июня) митрополит Сергий написал в 20-е гг. существенные дополнения: малую вечерню, ины тропарь и кондак, ин экзаметрический канон, ины стихиры на хвалитех. Поэтический строй экзаметрического канона слагается из одухотворённых традиционных образов, проникнутых личным покаянным и благодарным чувством автора. По своей отточенной ритмике канон митрополита Сергия исключителен и единственен во всей русской гимнографии. Приведём первый тропарь: “Слово рабу Твоему подаждь, Госпоже Пресвятая, / Слово бо сниде на Тя, якоже свыше роса, / грешную душу мою очисти, Царице Благая, / яко да, радуяся, славлю Твоя чудеса”.

Епископ Ковровский Афанасий2, вероятно, в 20-е годы составил службу Максимовской иконе Божией Матери (1299, празднование 18 апреля). Особенностью этой службы является то, что канон составлен на подобен пасхального.

Служба Шуйской иконе (ок. 1654–1655, празднование 2 ноября) составлена в 1924 году уроженцем г. Шуи и питомцем Шуйского духовного училища протоиереем Николаем Миловским, настоятелем московской Ризоположенской церкви. Благословение на употребление этой службы было дано 31 июля 1925 года Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром. Тропари канона в службе составлены по образцу ирмосов и содержат обширный повествовательный материал.

Служба Козельщанской иконе (1801, празднование 21 февраля) составлена в Козельщанской Полтавской обители, а служба Жировицкой иконе (1470, празднование 7 мая) — в Жировицком монастыре. Обе службы составлены в 20-е гг., тексты их прославляют Богородицу как источник чистоты и смирения и за благодатную помощь, явленную через иконы.

Общим для всех Богородичных служб этого периода является осмысление духовных причин тех бедствий, в которых оказалась Церковь, и молитва к Богородице с просьбой о помиловании. Приведём некоторые тексты: “Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и яко Всехвальная, постави ны на камени веры, и спаси ны, Владычице…”; “Страшен есть гнев Господень, на вся смертныя належащ, но того ради показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим…”, “Не надейтеся на князи преходящия: ничесо бо возмогут и, сыны человечестии суть, изыдут, яко былие, и никтоже их помянет…”(из службы иконе Богородицы “Державная”). “Се бо за беззакония наша люте страждем, от Бога наказуеми, со страхом и любовию принесем молитвы наша и возопиим Благословенней…”; “Странни и пришельцы суще в стране сей земной: отвсюду бедами и печальми обуреваеми, болезньми и страстьми угнетаеми, к Тебе прибегаем, о Мати Бога Вышняго…” (из службы иконе Богородицы “Козельщанская”). “О Владычице Богородице, Надеждо и Прибежище наше, покрый нас честным Твоим омофором от грядущаго на ны праведнаго гнева…” (из службы иконе Богородицы “Жировицкая”). “Темже и мы трепетом объемлемся, да не како по грехом, во отечествии нашем умножившимся, впишутся о нем во свиток сей словеса оная: отымется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его…”; “Не послужити, паче же противостояти учением и обычаем века сего, помози нам, Богородице, да не в конец погибнем…”; “Всякия ныне мятущия страну Российскую церковныя соблазны и разделения утоли, Владычице, молитвами Твоими, отступльшия же от Православныя Церкве пастыри и мирския люди на путь истины обрати” (из службы иконе Богородицы “Шуйская”).

Ко второй группе надо отнести службы, написание которых связано с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг. Это служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (ее мы рассматриваем в последнем разделе) и службы вновь прославленным святым: священномученику Иосифу, митрополиту Астраханскому (†11 мая 1672), святителю Софронию, епископу Иркутскому (†30 марта 1771). Авторы обеих служб нам неизвестны; написаны они были ещё в период подготовки прославления угодников Божиих, так как были утверждены на Соборе и тотчас изданы гражданской печатью в Москве (1918) и Иркутске (1919).

Служба священномученику Иосифу прославляет его верность Православной Церкви, описывает страдания Святителя. Несомненно, что эта служба писалась в виду грядущих испытаний, выпавших на долю иерархов, и автор в лице священномученика Иосифа указал образец для подражания.

Служба святителю Софронию посвящена прославлению его миссионерской и просветительской деятельности среди сибирских народов. В его лице был указан образец пастырской деятельности, которая вскоре после Собора стала приобретать черты миссионерства даже в традиционно православных областях. Служба святителю Софронию содержит и ещё одну провидческую черту: в ней неоднократно проводится мысль, что мощи Святителя сгорели “грех ради наших и сквернаго жития, яко недостойным сущим имети сокровище Небесное, но и по сих присно с нами пребываеши” (стихира на Господи, воззвах). Этим самым Церковь ещё до массового вскрытия и уничтожения мощей указывала пастве на главную причину попущения Божия — греховную, скверную жизнь.

К третьей группе периода 1917–1945 гг. относятся службы, написанные по особым побуждениям.

Среди таких служб отметим службу трём святителям: Герасиму († ок. 1441), Питириму (†1456) и Ионе (†1470), епископам Великопермским (общая память 29 января, установлена Патриархом Ермогеном около 1607 г.). Служба посвящена прославлению подвига миссионерства среди тьмы языческого идолослужения и развивает идеи службы святителю Софронию. Автор службы — святитель Афанасий (Сахаров); поводом для написания службы явилось, вероятно, молитвенное обращение к Великопермским святителям в годы ссылки в эти края.

Идеи службы священномученику Иосифу — страдание за православную веру и Церковь Христову — развивает служба благоверному князю мученику Роману Рязанскому († 19 июля 1270) и служба святому мученику Парфению и с ним брату его святому мученику Калогерию († 19 мая 250). На одном из машинописных экземпляров службы благоверному князю Роману имеется надпись: “На молитвенную память Преосвященному Афанасию, епископу Ковровскому. Архимандрит Ефрем. 27.ХII.29 г.”. Возможно, что архимандрит Ефрем был автором данной службы, написанной в повествовательном стиле. Кроме подвига мученичества, служба прославляет патриотическое служение святого князя, его небесное заступничество за землю Русскую вместе с благоверными князьями Владимиром, Борисом, Глебом, Александром и Михаилом. В этой службе также даётся ясный ответ о причине бедствий, постигших Русскую землю: “Ви­дя опустошену страну Рязанскую, обременяему и притесняему от зверонравных монгол, веровал еси, княже, яко страшная година сия постиже людей за нечестие их” (1-й тропарь 4-й песни ина канона).

Автор и время написания службы братьям мученикам Парфению и Калогерию нам неизвестны. Мощи мученика Парфения в конце XVIII в. были перенесены в Галицкую землю, в г. Жовкву (ныне г. Нестеров Львовской области). В 1922 г. в Жовкве была издана книга “Святой мученик Парфений”; предполагаем, что и служба была написана в то же время.

Во второй период можно наметить три основных группы служб:

1) соборам святых; 2) новопрославленным святым; 3) написанные по особым побуждениям.

В настоящее время в Русской Православной Церкви имеются следующие соборные празднования (приводим по индикту полный список):

22 сентября — Собор Тульских святых (в день памяти преподобного Макария Жабынского, Белевского). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1987 году при архиепископе Тульском и Белевском Максиме. Служба написана архиепископом Максимом. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной.

28 сентября — Собор преподобных, почивающих в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Установлен в 1670 году, первоначально праздновался в первую субботу по отдании праздника Воздвижения. В 1886 году празднование перенесено на 28 сентября. Предполагают, что канон службы составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (†1709). Список имён — Минея Февраль. М., 1981. С. 767–768.

4 октября — Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI — XVII вв. Список имён — Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля).

4 октября — Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского — 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной.

5 октября — Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913)3; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века.

10 октября — Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким. Список имён — Минея Октябрь. С. 259–261, 836.

23 января — Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском Кассиане4. Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён — Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303.

29 января — Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён — Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября).

В неделю 2-ю Великого поста — Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII — сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён — Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: “Дополни­тель­ная Печерская минея”. Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

21 мая — Собор Карельских святых. Установлен в 1974 году Финляндской Православной Церковью. Список имён — ЖМП. 1974. № 12. С. 16–21.

23 мая — Собор Ростово-Ярославских святых (в день памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, †1073). Установлен решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода 10 марта 1964 при архиепископе Ярославском и Ростовским Никодиме. Служба написана митрополитом Никодимом (Рото­вым)5. Список имён — Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 36–37.

В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Установлен Поместным Собором в заседании от 13/26 августа 1918 г. Первая редакция службы, изданная в 1918 году, составлена иеромонахом Афанасием (Са­ха­ровым, впоследствии епископ Ковровский; †1962) и Б. А. Тураевым (†1920). Тропарь “Якоже плод…” написал митрополит Владимирский и Шуйский Сергий. С 1922 г. редакционные изменения и дополнения в службу вносили священник Сергий Дурылин, иеромонах Иоанн Широков. Святитель Афанасий продолжал работать над текстом до конца 50-х гг. Однако второе издание службы, вышедшее в 1946 г., не только не учло его работы, но исказило и первоначальные тексты и самый авторский замысел. Третье издание службы — Минея Май. Ч. 3. С. 308–387; сокращенный вариант этой редакции — Православный церковный календарь. 1988. “Тысячелетие Крещения Руси”. С. 65–76 (подготовлено по рукописям святителя Афанасия, который и должен быть признан творцом-составителем). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380.

В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор преподобных Отцов, на Святой Горе Афонской просиявших. Установлен на Афоне в начале XIX в., в России служба данному Собору была издана во 2-й пол. XIX в. Автор службы — преподобный Никодим Святогорец (†1809, память 1 июля). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 409–413.

В неделю 2-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых, в Болгарии просиявших. Установлен Болгарской Церковью по благословению Патриарха Болгарского Максима. Автор службы — епископ Левкийский Парфений (†1982). Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 427–428.

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших († по­сле 1453). Список имён не опубликован. Имена, упоминающиеся в тексте службы, смотри: Минея Май. Ч. 3. С. 429–444.

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Новгородской. Установлен около 1931 г. Служба состоит из текстов XVIII в. (тропарь) и XIX в. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 456–458.

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Псковской. Установлен по благословению Патриарха Пимена при митрополите Псковском и Пороховском Иоанне в 1987 году. Автор службы Ю. Малков. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной.

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Вологодской. Установлен в 1841 году епископом Вологодским Иннокентием (Борисовым), первоначально праздновался 17 августа. Некоторые тексты службы (тропарь, кондак, молитва и, возможно, другие) написаны епископом Иннокентием. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 487–468.

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Белорусской. Установлен по благословению Патриарха Пимена 3 апреля 1984 года в ответ на рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета. Служба составлена Б. Даниленко. Список святых — Минея Май. Ч. 3. С. 476.

10 июня — Собор Рязанских святых (в день перенесения мощей (1609) святителя Василия, епископа Рязанского, †1295). Установлен 2 февраля 1987 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Рязанском и Касимовском Симоне. Служба составлена архиепископом Симоном. Публикация службы и список имён предполагается в Минее дополнительной.

10 июня — Собор Сибирских святых (в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, †1715). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Омском и Тюменском Максиме. Служба составлена епископом Максимом. Список святых — Минея Июнь. M., 1986. Ч. 1. С. 349–350 (нуждается в пополнении по списку Сибирского патерика: см. “Православный благовестник”. 1916. № 12. С. 172–173). Эти имена необходимо внести и в список Всех святых, в земле Российской просиявших — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380.

23 июня — Собор Владимирских святых (в день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1982 году при архиепископе Владимирском и Суздальском Серапионе. Служба впервые опубликована в “Православном церковном календаре 1984”. Служба составлена архимандритом Алексием (Кутеповым). Список имён — Минея Июнь. М., 1986. Ч. 2. С. 262 (нуждается в пополнении по списку всех святых в земли Российской просиявших — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380).

В неделю 1-ю после праздника апостолов Петра и Павла (29 июня) — Собор всех святых, в земле Тверской просиявших. Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1979 году при архиепископе Калининском и Кашинском Алексии6. Служба составлена архиепископом Алексием. Ина служба составлена в начале XX века архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным, † 17 марта 1908) в связи с освящением престола в честь собора Тверских святых (1904) и изданием “Твер­ского патерика” (1908). Список имён — Минея Июнь. Ч. 2. С. 599.

6 июля — Собор Радонежских святых (на второй день праздника обретения мощей (1422) преподобного Сергия Радонежского, †1392). Начало соборного почитания — 2-я пол. XVII в. Установлен по благословению Патриарха Пимена при наместнике Троице-Сергиевой Лавры архимандрите Иерониме 10 июля (н. ст.) 1981 года7. Служба составлена преподавателем Московских Духовных школ протоиереем Вадимом Смирновым. Список имён — Минея Июль. M., 1988. Ч. 1.

16 июля — Собор святых, прославленных на Поместных Соборах Русской Церкви 1547 и 1549 годов при Митрополите Московском и всея Руси Макарии (†1563). Установлен, вероятно, вскоре после Соборов на 17 июля; после памяти равноапостольного Владимира 16 июля может случиться празднование памяти святых отцов Шести Вселенских Соборов и потому, вероятно, был выбран следующий день. Целесообразность совершать Собор святых 16 июля обосновал святитель Афанасий. Служба написана иноком Григорием Суздальским в середине XV в. Список имён — Минея Июль. М., 1987. Ч. 2.

В неделю перед 28 июля — Собор Смоленских святых (перед празднованием Смоленской иконе Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1984 г. при архиепископе Смоленском и Вяземском Феодосии8. Тропарь и кондак составлены иеромонахом Феофилактом (Моисеевым). Список имён — Минея Июль. Ч. 3. М., 1988.

28 августа — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах. Начало соборного почитания относится к концу XVIII в. Соборное празднование установлено, вероятно, в XVIII в. Служба впервые была напечатана в “Печерской минее”. Список имён — Минея Август. М., 1988. Ч. 3. Минея Февраль. С. 768–770.

Рассмотрим теперь список соборных празднований святым по хронологии:

Ок. 1549 — святые, прославленные на Соборах 1547 и 1549 гг. (16 июля)

Ок. 1549 — XVII — Новгородские святители (4 октября, 10 февраля)

1596 — Московские святители (5 октября)

1607 — Великопермские святители (29 января)

Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Ближних пещеpax почивающие (28 сентября)

Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Дальних пещерах почивающие (28 августа)

Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные и все святые, в Малой России просиявшие (2-я неделя Великого поста)

Ок. 1809 — Афонские преподобные (2-я неделя по Пятидесятнице)

XIX — Новоявленные мученики Христовы, по взятии Царяграда пострадавшие (3-я неделя по Пятидесятнице)

Ок. 1831 — Новгородские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)

1831 — Волынские святые (10 октября)

1841 — Вологодские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)

1918 — Все святые, в земле Российской просиявшие (2-я неделя по Пятидесятнице)

1964 — Ростово-Ярославские святые (23 мая)

1974 — Карельские святые (21 мая)

Сер. 1970 — Болгарские святые (2-я неделя по Пятидесятнице)

1979 — Тверские святые (1-е воскресение после 29 июня)

1981 — Радонежские святые (6 июля)

1981 — Костромские святые (23 июля)

1982 — Владимирские святые (23 июня)

1984 — Белорусские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)

1984 — Сибирские святые (10 июня)

1984 — Смоленские святые (воскресение перед 28 июля)

1984 — Казанские святые (4 октября)

1987 — Рязанские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)

1987 — Псковские святые (3-я неделя по Пятидесятнице)

1987 — Тульские святые (22 сентября)

Итого — XVI–XVIII вв. — 7

XIX в. — 5

1918–1945 — 1

1945–1988 — 14

Всего ныне в Русской Церкви вошло в употребление 43 соборных памяти9, из них 15 установлено за период 1918–1988 годы. За время Патриаршества Святейшего Патриарха Пимена с 1971 года было установлено 11 соборных русских памятей и принято 2 соборных празднования, установленных в других Православных Церквах. Эта статистика совершенно определённо указывает, что ныне в Русской Церкви происходит осмысление и собирание духовного опыта святых Русской земли.

Необходимо указать, что службы Соборам местных святых далеки от лучших образцов гимнографии. Они перегружены перечислением имён, имеют длинноты и несоответствие в размерах в однотипных текстах. Почти непосильная задача для современных гимнографов — выявить в традиционных богослужебных образах идейный смысл конкретного соборного празднования и особенности подвига местных святых. Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, написанная святителем Афанасием (Сахаровым), остаётся и ныне недосягаемым образцом для подобного творчества.

Данная служба выделяется среди прочих прежде всего продуманным построением. Малая вечерня посвящена прославлению победного подвига святых и дарованной им от Бога благодати защищать Русскую землю. Стихиры на Господи, воззвах используют образцы из службы великомученику Георгию, а стихиры на стиховне — из службы великомученику Димитрию. Оба этих святых — особые покровители русского православного воинства. Прославление святых начинается со Славы стиховны: первой упоминается равноапостольная Ольга, а за ней — и другие святые жёны. На малой вечерне положено особое последование молебного пения по образцу параклиса Пресвятой Богородице, которое может служиться подобно тому, как служится акафист на малой вечерне. Замысел песнопения таков: прославив святых как победителей греха и наших заступников, мы умоляем их не оставить нас в напастях, бедах и нуждах.

Стихиры на Господи, воззвах на великой вечерне прославляют святых по ликам: святители, преподобные, благоверные князья, мученики, блаженные, Христа ради юродивые. Паремии особые: Ис 49:8–15; Сир 44:1–14; Прем 3:1–9. Стихиры на литии прославляют различные подвиги святых и особенно подвиг крестного следования за Христом. Стихиры на стиховне прославляют Святую Русь как избранный удел Божий и Богородицы. В тропаре указывается, что святые, которых приносит Русская земля Господу, — дело Его же сеяния.

Седальны на утрени и по 3-й песни канона посвящены духовной крепости святых в противостоянии неверию. Полиелейные величания благодарят Бога и Пресвятую Богородицу за покров над святыми. Величание святым и стихира по 50-м псалме прославляют святых как исполнителей Евангельских заповедей. Таким образом, до канона именование святых встречается лишь в стихире на малой вечерне (Ольга и другие святые жёны) и в седальне по полиелее (апостол Андрей). Прославление происходит соборне: Русская Церковь, Русская земля, Русь Святая, Русь Православная. Канон посвящён поимённому призыванию наиболее почитаемых святых, причём в этом соблюдается определённая последовательность. В первой песни прославляются первые русские святые, мученики и равноапостольные; Богородичен из службы Покрову; в третьей песни — южнорусские и литовские святые; Богородичен из службы Почаевской иконе; в четвертой песни — Московские, Радонежские, Калужские святые; Богородичен из службы Иверской иконе; в пятой песни — Новгородские, Псковские, Смоленские, Белорусские святые; Богородичен из службы иконе Знамение; в шестой песни — Соловецкие, Архангельские, Вологодские, Олонецкие, Костромские святые; Богородичен из службы Тихвинской иконе; в седьмой песни — святые Ростова, Суздаля, Владимира, Переяславля, Мурома, Рязани, Твери, Ярославля; Богородичен из службы Владимирской иконе; в восьмой песни — Казанские, Великопермские, Сибирские святые, просветители Грузии и Армении; Богородичен из службы Казанской иконе. В последних тропарях восьмой песни и в девятой песни поимённо призываются святые, прославленные в XVIII — нач. ХХ вв., и содержится соборное прославление мучеников и всех явленных и неявленных святых, затем Троичен и Богородичен, выражающий благодарность Пресвятой Деве за Её всемощный покров над Россией и многочисленные чудотворные иконы. Кроме канона, отдельное именование святых встретится далее лишь в Славнике на хвалитех, где прославляется лик равноапостольных проповедников Евангелия.

Стихиры на хвалитех призывают Русскую Церковь и её святых (поимённо упомянуты лишь равноапостольные Владимир и Ольга) возрадоваться за милость Божию, явленную к Русской земле. Стихиры на целование посвящены прославлению святых как небесных граждан, которые не оставляют своих земных сродников; кроме того, эти стихиры содержат призыв подражать святым в их добродетельной жизни. Блаженны святых на литургии содержат соборное прославление святых и покаянные мольбы о прощении согрешений.

Таким образом, общий строй службы очень продуманный и ясный, сохраняющий соразмерность соборного прославления святых по ликам, подвигам и поимённого призывания отдельных святых различных местностей. Полный список святых для поимённого призывания вынесен на иерейскую литийную молитву.

Второе, чем выделяется данная служба, это то, что в основу её текстов положены образцы классических текстов Октоиха, Триоди, двунадесятых праздников, Минеи (службы Вселенским святым). Эти образцы подобраны с такой тщательностью, что если бы не специальные указания святителя Афанасия, невозможно было бы представить, что данный текст употреблялся ранее, а не написан им специально. Кроме того, в Службу включены прямые заимствования из служб Ризе Господней, Покрову и иконам Пресвятой Богородицы, некоторым святым. Такое органическое соединение различных традиционных текстов ставит данную службу по стилю в число лучших образцов гимнографии.

Третье, чем выделяется данная служба, это то, что тексты в ней положены на подобны, причём подобны, согласно традициям и своей смысловой и музыкальной окраске, выбираются соответственно строю службы. В службе использованы все восемь гласов для стихир и тропарей, так что полное использование этой службы на всенощном бдении (о чём вероятно только мечтать) было бы совершенно исключительным в музыкальном отношении.

Четвертое, чем она выделяется, это то, что в ней заложено много литургических особенностей, которые значительно обогащают и украшают богослужение. Таковы последование молебного пения на малой вечерне, стихиры подобны на восемь гласов на вечерне и на утрене, особые паремии, три величания на полиелее, две редакции полиелея для совершения службы в Неделю 2-ю по Пятидесятнице и во ин день, особые блаженны на Литургии, полная и краткая редакция молитвы ко святым для молебного пения и после литургии, устав об отдании праздника храма всех русских святых, особое заупокойное последование по подвижникам благочестия. Уставные особенности и порядок соединения данной службы с воскресной службой Октоиха 1-го гласа был продуман святителем Афанасием тщательнейшим образом.

Отметим, что в числе соавторов данной службы должны быть названы Б. А. Тураев, митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх), иеромонах Иоанн (Широков, впоследствии епископ Волоколамский); священник Сергий Дурылин, а в числе консультантов — многие выдающиеся церковные деятели. Всё это выдвигает Службу в честь всех святых, в земле Российской просиявших, в редакции святителя Афанасия в ряд выдающихся гимнографических творений.

Установление соборных празднований поставило перед литургистами и канонистами целый ряд задач, требующих решения. Должны ли святые, включённые в Собор, иметь отдельную память, отмеченную в месяцеслове календаря, или на это требуется особое, отдельное решение — и чьё? Допустимо и целесообразно ли, чтобы в одной епархии святому, включённому в местный Собор, служили молебны, а в других епархиях служили панихиды? Поскольку выявление имён для соборных празднований связано с поисковой работой в архивах и библиотеках, то таким путём должно ли идти пополнение имён? Если обратиться к истории, то общая тенденция была такова, что всякий святой, включавшийся в соборное празднование, отмечался впоследствии и отдельным днём памяти. Однако процесс этот то шёл стихийно, то встречал бюрократическое противодействие обмирщённых чиновников, и потому, когда началось установление соборных празднований, многие вопросы были отодвинуты. Но это не значит, что их не придётся решать в будущем.

Ко второй группе служб, написанных в период 1945–1988 годов, относятся службы новопрославленным святым.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (†10 июня 1715) был прославлен ещё в 1916 г. Служба ему была издана в Новосибирске в 1947 году архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Вероятно, он и был составителем службы. Стиль службы повествовательный, с заметным влиянием русского языка.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (†3 февраля 1912) был прославлен Русской Церковью 10 апреля 1970 года. Службу ему составил в 1978 г. митрополит Ленинградский Никодим (Ротов; †1978)10. Служба опирается на традиции святительских служб.

Святой равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (†31 марта 1879) был прославлен Русской Церковью 6 октября 1977 года. Службу ему составил в 1980 г. епископ Омский и Тюменский Максим. Стихиры службы построены на подобнах и используют традиционную гимнографическую лексику и образы, канон повествователен, некоторые тропари чрезмерно обширны.

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (†29 февраля 1840) был прославлен Русской Церковью 21 февраля 1978 года. Тогда же были утверждены написанные в его честь архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом служба и акафист (на день тезоименитства 12 февраля). Служба отличается богатством евангельских образов, стиль её сочетает традиционность церковнославянской лексики и ясность смысла. К недостаткам надо отнести несоответствие стихир указываемым подобнам, что необходимо было, конечно, исправить при подготовке к изданию. Все службы по содержанию прославляют равноапостольные подвиги и миссионерство Святителей. Из нравственных качеств прославляемых Святителей все гимнографы основное внимание уделяют тем, которые характерны для архипастырского служения.

В период 1945–1988 годов в месяцеслов Русской Церкви были включены двое наших соотечественников, прославленных другими Православными Церквами. Праведный Иоанн Русский Исповедник (†27 мая 1730) был прославлен Элладской Церковью и внесён в месяцеслов Русской Церкви в 1963 г. В связи с его особым почитанием в Греции ему были составлены различные богослужебные последования на греческом языке11. В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне и, вероятно, вскоре после этого ему была составлена служба на церковнославянском языке12. Поскольку митрополит Никодим (Ротов) не знал о существовании афонской службы, он в 1967 г. составил ещё одну службу святому Иоанну13. Служба прославляет преподобнические и исповеднические подвиги святого Иоанна.

Преподобный Герман Аляскинский (†13 декабря 1837) был прославлен Собором епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке14. Имя его было включено в месяцеслов Русской Церкви. Преподобному Герману имеется две службы на церковнославянском языке, но обе они были написаны за пределами Русской Церкви; укажем только, что служба, составленная епископом Левкийским Парфением, помещена в новых Минеях на 13 декабря, а служба, составленная в Американской Церкви, — на 27 июля.

К третьей группе служб периода 1945–1988 годов относятся службы, составленные по особым побуждениям.

Протоиерей Николай Голубцов, с 1 сентября (19 авг. ст. ст.) 1949 года до дня кончины 20 сентября 1963 года служивший в церкви Ризоположения и в малом соборе московского Донского монастыря, составил службу в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы (празднование 19 августа)15. Особенностью службы является то, что канон составлен по покаянным творениям преподобного Ефрема Сирина. Тем самым канон подчеркивает, что греховность является главной причиной попущения Божия в нашествии врагов, а покаяние — источником спасения от бедствий внутренних и внешних.

Неизвестен автор и точное время написания службы иконе Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” (празднование 7 марта) из Никольского храма в Хамовниках в Москве. Вероятно, большое почитание этой иконы москвичами побудило составить особую бденную службу. Многие тексты составлены как удачная обработка тропарей и стихир, уже ранее вошедших в употребление в различных службах.

Состав службы праведному Прокопию Вятскому, Христа ради юродивому (†21 декабря 1627) сложился из древней рукописной и вновь написанной в начале 1980-х гг. протоиереем Николаем Исуповым, который много лет служил в местах подвигов святого Прокопия. Древняя служба посвящена в основном суровым подвигам святого, а новая раскрывает смысл подъятого им на себя юродства. Прекрасно подобраны к этой службе паремии — 1 Цар 21:10–15; 22:1–2; Ис 20; Прем 3.

Вдохновлённый несением послушания на Святой Земле архиепископ Ярославский Никодим (Ротов) составил в 1962 г. службу праведной Тавифе (память 25 октября)16. Надо признать, что эта служба — лучшая из написанных владыкой Никодимом. Служба раскрывает учение о воскресении мёртвых; даёт пример милосердия и трудолюбия, изобилует евангельскими образами. Эта служба гораздо более, чем последующие, написанные митрополитом Никодимом, проникнута живым сердечным чувством. Отметим, что помимо вышеназванных сочинений, митрополиту Никодиму принадлежат тропари святому благоверному князю Игорю Черниговскому17 и святителю Ювеналию, Патриарху Иерусалимскому.

Поводом к написанию некоторых служб послужило желание прославить тезоименного святого особой службой. Таковы службы: преподобному Кассиану Греку (†1504, память 21 мая) — написана архиепископом Костромским и Галичским Кассианом; преподобному Симону Радонежскому († до 1392, память 10 мая) — написана архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном в 1986 году; преподобному Леониду Устьнедумскому (†1654, память 17 июля) — написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году; преподобному Андронику († ок. 1395; память 13 июня) и его ученикам — написана игуменом Андроником (Трубачевым) в 1985 году. Общим для этих служб является то, что они обильно используют житийные источники.

Заканчивая обзор периода 1945–1988 годов, мы должны коснуться чинопоследования Богослужения, подготовленного к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Это: 1. Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и всех святых, в земли Российской просиявших. 2. Последование благодарственного молебна в празднование 1000-летия Крещения Руси и всех святых, в земле Российской просиявших. 3. Панихида по архипастырям и подвижникам благочестия Русской Православной Церкви (здесь мы рассматриваем только службу). История создания Службы Крещения Руси такова. Первоначальный текст был составлен игуменом Андроником в июле-августе 1983 года. Этот текст, предполагавшийся к публикации в “Богословских трудах” (естественно, не для церковно-бого­слу­жебного употребления, а как опыт гимнографического твор­чества), был обсуждён на редколлегии “Богословских трудов” под председательством митрополита Ленинградского Антония и получил рецензии профессоров и преподавателей Ленинградской Духовной академии Н. Д. Успенского, архимандрита Феофана (Галинского), протоиерея Николая Гундяева, протоиерея Василия Стойкова и др. В соответствии с пожеланиями текст был доработан, однако публикацию его признали целесообразным отложить до положительного решения о возможности богослужебного употребления. После этого текст поступил в литургическую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Рабочая группа в составе митрополита Львовского Никодима, архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека, архимандрита Матфея (Мормыля), архимандрита Иннокентия (Про­свирнина), игумена Андроника (Трубачева), проф. МДА А. И. Оси­пова в январе-марте 1987 года обсудила и подготовила текст к богослужебному употреблению. Этот текст был представлен Святейшему Патриарху Пимену, членам Священного Синода и был принят в Комиссии по подготовке 1000-летия Крещения Руси. В данном докладе мы касаемся этого окончательного текста, принятого рабочей группой и Комиссией.

Основное назначение службы Крещения Руси — воздать хвалу и благодарность Богу за Крещение русского народа и промышление о нём и Русской Церкви. Мы не ставили целью написать всё заново, но считали возможным использовать в службе Крещения Руси то лучшее из церковного богатства, что подобает данному событию. Основными источниками для службы являются “Слово о законе и благодати” святителя Илариона, митрополита Киевского и всея Руси († ок. 1054, память 21 октября), “Повесть временных лет” преподобного Нестора Летописца († ок. 1114, память 27 октября), “Слово в Новую неделю по Пасхе и об обновлении Воскресения” святителя Кирилла, епископа Туровского (†1183, память 28 апреля). Единство торжественно-риторического стиля творений святителей Илариона и Кирилла не исключило их стилистических особенностей. Характер “Слова о Законе и Благодати” — эпический, величественный, соборный; характер “Слова в Новую неделю…” — мягкий, лиричный, нежный, более личностный. Сочетание творений этих двух святых Отцов в едином гимнографическом произведении — счастливая возможность обогатить молитву самыми разнообразными чувствами души.

1В дальнейшем — Святейший Патриарх. — Ред.

2Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. См. о нем: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2002. № 1(31). С. 180–186. — Ред.

3В 2005 году в Собор включены имена Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. — Ред.

4См. ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1982. № 10. С. 10–12.

5Впервые опубликована в: ЖМП. 1969. № 10. С. 87–95.

6См. ЖМП. 1979. № 9. С. 4; № 11. С. 15–20.

7См. ЖМП. 1981. № 10. С. 13; 1982. № 10. С. 10.

8См. ЖМП. 1984. № 10. С 4–9.

9В настоящее время кроме перечисленных автором совершаются следующие соборные памяти: Брянских святых — 20 сентября; Ивановских святых — 7 июня; Кольских святых — 15 декабря; Крымских святых — 15 декабря; Московских святых — воскресенье перед 26 августа; Новомучеников и исповедников Российских — воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января; Новомучеников в Бутове пострадавших — 4-я суббота по Пасхе; преподобных Оптинских старцев — 11 октября; Санкт-Петербургских святых — 3-я неделя по Пятидесятнице; Псково-Печерских преподобных — 4-я неделя по Пятидесятнице; Сербских святителей — 30 августа; Синайских преподобных — среда Светлой седмицы; Смоленских святых — воскресенье перед 28 июля; Соловецких святых — 9 августа; Тамбовских святых — 28 июля; святых Эстонской земли — 18 ноября. — Ред.

10Первая публикация службы — ЖМП. 1978. № 5.

11Одно из них, Даниила монаха, в переводе игумена Поликарпа (Ничипо­рука) на церковнославянский язык, см. Минея Май. Ч. 3. С. 196–202.

12См. Минея Май. Ч. 3. С. 172–183

13Первая публикация — ЖМП. 1967. № 11.

14См. ЖМП. 1970. № 11. С. 48–50.

15См. ЖМП. 1963. № 10. С. 23.

16Первая публикация — ЖМП. 1963. № 2.

17ЖМП. 1965. № 1.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!