Гламурный Папа

Сериал «Молодой Папа» режиссера Паоло Соррентино, в котором снялись Джуд Лоу, Дайан Китон, Сильвио Орландо, едва появились первые его серии, вызвал бурные дискуссии. Одни стали обвинять сериал в богоборчестве, другие объявили новым словом в разговоре о религии. Своим мнением делится иеромонах Иоанн (Гуайта) клирик Храма Св. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, историк.

Большой бюджет – большие ожидания

Иеромонах Иоанн (Гуайта)

Иеромонах Иоанн (Гуайта)

Я ожидал большего от столь разрекламированного сериала, бюджет которого превышает 40 миллионов долларов, в котором снимались очень известные актеры. Вроде бы здесь ставятся очень важные вопросы, но никакого серьезного анализа я не нашел.

В основе сюжета – первые годы понтификата вымышленного молодого Папы Пия XIII, американца итальянского происхождения, которого выбрали благодаря махинациям госсекретаря Ватикана кардинала Войело. Последний надеется в дальнейшем руководить Папой, но это ему не удается: Папа оказывается гораздо более предприимчивее и искушенней, чем кардинал ожидал.

Но все-таки, какие смысловые моменты сериала обращают внимание на себя?

Соррентино сказал, что он хотел изобразить внутреннюю борьбу человека – с одной стороны, высокая ответственность главы Католической Церкви, а с другой стороны – недостатки человека, которые есть у каждого.

Поэтому совсем не удивляет, что Папа подвергается искушениям, курит одну сигарету за другой, не может обойтись без «колы»… Он очень красивый, гламурный Папа. Настолько гламурный, что даже домашние шлепанцы у него фирменные.

При этом Папа очень консервативен. Он носит облачения с драгоценными камнями, которые уже давным-давно не имеют хода в Католической Церкви. Он консервативен до мракобесия и авторитарности.

Он решил выкупить тиару. Тиара – символ папской власти, с акцентом на светскую власть. Она показывает, что Папа – отец царей, настоятель во всем мире, наместник Бога на земле.

Но от претензий на светскую власть Папы давно отказались. А в 1968 году сама тиара символически была продана Нью-Йоркской епархии. Ватикан использовал полученные деньги для африканских миссий.

Для вымышленного Папы из сериала оказывается важно выкупить тиару, потому что она символизирует папство в его понимании. Он считает, что олицетворяет собой всю Католическую Церковь. Это подчеркивает очень яркая сцена, когда Папа, стоя рядом с воспитавшей его в приюте монахиней – сестрой Мэри, делает два шага и говорит: «К тебе шагнула вся Католическая Церковь».

kinopoisk.ru

Фото: kinopoisk.ru

Скандалы для зрителей

Образ сериального Папы – полная противоположность нынешнего Папы Франциска. Об этом, кстати, говорит и режиссер сериала, заявляя, что именно потому, что нынешний понтифик так популярен, пользуется огромным авторитетом, приходит к людям, он (режиссер) решил создать противоположность Папы – консервативного героя, который не хочет общаться с паствой, закрывается от всех, запрещает себя фотографировать и снимать на видео.

Если бы режиссер решил сделать фильм – портрет того персонажа, со всеми его противоречиями, то почему бы и нет. Но дело в том, что Соррентино таким же образом изображает всю Церковь. Все кардиналы, епископы, священники, монахи, которых показывают в фильме, как будто взяты с описаний XIX века: такого давным-давно нет в Католической Церкви. Нет такого торжества поклонения внешним формам, обскурантизма, повсеместного мракобесия.

Если же Соррентино ставил своим фильмом задачу поразмышлять о власти в Церкви, то это все-таки можно было сделать, столкнув церковных дипломатов, которые плетут всевозможные интриги, и Папу. Тогда бы получился интересный конфликт. Но здесь столкновение не удалось отразить: сам Папа такой же самовлюбленный, деспотичный и пустой интриган.

Мне кажется, этот телесериал по законам жанра абсолютно отвечает ожиданиям зрителей, которые очень часто хотят увидеть всякие скандалы, Соррентино показывает все это в избытке. Только, повторяю, с реальностью это мало связано.

Я не думаю, что сериал может нанести какой-то вред имиджу Католической Церкви. Наоборот, люди будут сравнивать образ этого молодого, самодовольного и замкнутого на себя Папы с теперешним понтификом: очевидно, что Папа Франциск – человек совершенно другого масштаба.

Еще один сезон

Эстетика фильма гораздо ярче его содержательной, смысловой части. Безусловно, у Соррентино есть свой язык, я бы определил его как кинематографический маньеризм. Сцена вдруг начинает замедляться или, наоборот, убыстряется.

В фильме много гротеска, провокаций: например, кенгуру в Ватикане, при необычайной строгости – бассейны, все купаются, загорают, госсекретарь, который обращается в своей молитве не к Господу Богу, а к футболисту, надпись на футболке сестры Мэри: «I’m a Virgin – But This Is An Old Shirt» (я – девственница, но это старая футболка).

3uyewgwbe2s

В фильме очень много отсылок к прошлому главного героя, притом порой не разобрать – ретроспектива ли это, или кошмары, которые видятся Папе.

Съемки часто с очень оригинального ракурса. Например, Распятие показывается сверху, снизу стола и так далее.

В картине очень мало экшна. Минимализм внешнего действия, некая театральность: очень много диалогов, как правило, два человека просто ведут какой-то диалог, нередко – в кабинете Папы. Все это необычно для телевизионного сериала.

Паоло Соррентино заявил, что собирается снимать еще один сезон сериала, чтобы поговорить о том, почему мы никак не можем обойтись без веры. Потому что не только те, которые верят в существование Бога, но и отрицающие Его существование все равно не могут обойтись без Бога. Но я сомневаюсь, что это удастся сделать, если в первом сезоне не удалось показать намного более простую тему конфликта Папы и окружения.

Молодость и власть

Нынешний фильм мог бы послужить толчком для того, чтобы мы поразмышляли о молодости и ответственности. Очень хорошо, когда человек отдает лучшие свои годы Господу Богу и Церкви. Я сам начал служить Господу в 18 лет.

Совсем другое дело, когда человек в молодом возрасте получает огромную ответственность, становясь, например, архиереем. Нередко этот опыт бывает неудачным. Очень часто молодое духовное лицо бывает весьма консервативным. Это в фильме показано очень хорошо.

В Православной Церкви во время рукоположения любого дьякона, священника или архиерея звучат такие слова, которые говорят о том, что Божественная благодать восполняет все, чего не хватает у человека. И тем не менее этим рисковать, мне кажется, не стоит.

Подготовила Оксана Головко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Молодой Папа. Жгучая неутоленность любви

Священник Сергий Круглов о Церкви как передовой линии фронта

«Молодой Папа». Человек, идущий к святости

Протоиерей Максим Козлов о том, почему один герой фильма создавал трудности другим

«Молодой Папа» – сериал о силе личности

Мир останавливается, чтобы говорить о любви