Введение Богородицы во храм: Станет ли эпоха храмостроительства эпохой изменения людей?

4 декабря празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

Евреи до сих пор ждут Мессию. А когда Он, по из понятиям,  придет, то, что сделает? Выслушайте это внимательно: соберет народ воедино, восстановит Храм и исцелит сердце. Так говорят мудрецы иудаизма, и, говоря это, они пророчествуют о Христе Иисусе, Который все это уже сделал. Пророчествовать ведь можно, не отличаясь благочестием, и не имея веры, как делал Каиафа. Будучи архиереем, он прорек искупительную смерть Иисуса за людей (См. Ин. 11:49-51).

Первое.

Христос собрал воедино народ. Но не иудейский только, а всех, кто поверил в имя Его и усыновился через Него Отцу. Его страдание и воскресение были не за иудеев одних, но «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52) Мы все, кто не из евреев, но усыновился Богу через веру во Христа, и есть эти собранные дети, прекратившие рассеяние. Это есть исполнение первого пункта.

Третий пункт – об исцелении сердца – есть то самое Евангельское учение Спасителя, которое смиряет и благодатью врачует уже не внешнюю слабость, и не внешнюю нечистоту омывает, а проникает в сердце. Проникает, чтобы исцелить «внутреннего человека». Мыть внутренность душевной чаши, а не красить поверхность, чтоб не уподобиться крашеному гробу, учит Христос. Все Евангелие – о сокровенном, а не о выпяченном на показ. Кто не понял этого, тот ничего не понял в Евангелии. И если внутреннее пространство души очистится Духом, то и внешнее будет чисто. А на втором пункте остановимся подробнее, так как праздник Введения во храм привязывает мысль к Храму.

Мессия восстановит Храм. Так говорят израильские мудрецы. Услышим истину: Мессия уже восстановил Храм. Так говорят христиане. Что мы имеем в виду, говоря это? Мы имеем в виду Воскресение Христа из мертвых. Воскреснув, Христос воздвиг храм Своего Тела. Это и есть подлинное восстановление Храма.

Когда Он выгонял торговцев, они спрашивали: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» и Он ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евреи зашумели в ответ, а евангелист добавил: «Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию» (Ин. 2:18-22)

Итак, Мессия воскрес из мертвых, Мессия исцеляет сердце и Мессия всех зовет и собирает к Себе. Мессия это Христос. Иисус Христос.

Как видите, евреи все понимают буквально (мы тоже грешим именно таким же буквализмом и упертостью), а Христос все насыщает подлинным смыслом. Говоря о храме, вспомним сегодня, что главный смысл Храма это – воскресшее тело Иисуса Христа. В Нем исполнились пророчества. Приходя ко Христу, этому Камню Живому, краеугольному и драгоценному, человек сам себя должен устроить в жилище Божие.

По факту человек есть хлев, а по замыслу человек есть храм! Христос для того родился в хлеву, превратив его в храм Рождества, и для того воскрес, победив смертью смерть, чтобы человек был живым храмом Христовым. Живой храм лучше всех остальных. Справедливо говорили предки, что «не тот храм, что в бревнах, а тот, что в ребрах». «Вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16), – говорит апостол Павел. На этих двух мыслях нужно и сосредоточиться: на воскресении Христа и на превращении в храм человека верующего.

Только тогда наши храмы – каменные и деревянные – не будут пусты. Ведь мы так много уже построили и продолжаем строить сегодня. По масштабам храмостроительства мы живем в великую эпоху. Но нужно еще сделать так, чтобы эпоха была велика и по масштабам строительства и освящения внутренних храмов, тех, что в ребрах, то есть в начавшем исцеляться сердце. Иначе перекос внимания в сторону кирпичей и штукатурки, меди и шифера, сделает то, что уже случалось в истории. А что случилось? Храмы могут стоять, но в них может не быть богомольцев. Есть и другие варианты, о которых напоминает, стоящая молча и понуро, София Константинополя.

Но как бы то ни было, работа с паствой и превращение захожан в прихожан, а крещеных дикарей – в настоящих христиан, есть главная задача дня.

Мессия пришел. Мессия воскрес. Он хочет войти внутрь человека, неся с Собой исцеление, и претворяя человека из раба страстей в живое святилище. В этом суть пришедшего Нового Завета, внутри которого мы живем, зачастую понимая ничуть не больше, чем понимают духовно ослепшие (до времени) иудеи.

Храм, конечно, и Богородица. Храм чистейший и прекраснейший, одушевленный, вожделенный для Бога. О нем сказано: «Возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12) Мы будем славить Богоматерь в день Введения. Будем же и просить Ее, чтобы ради Ее молитв Христос умилосердился над нами и не погнушался прийти к нам вместе с Отцом и обитель у нас сотворить. (См. Ин. 14:23)

Читайте также: 

Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни

Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Не ограничивай Бога своими мечтами

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, как мы бегаем по узкому кругу и боимся чего-то большего

Окно, через которое виден Бог

Обряд не должен быть стеной, закрывающей Христа

Жители украинского села разрушили недостроенный храм

В Церкви говорят, что нападение было совершено группой мужчин во главе с членом партии «Свобода» и…