Глаза современной России – цвета морской воды

Писатель, поэт, сценарист, кинокритик, колумнист, телеведущий. Талант Дмитрия Быкова многогранен и проявляется во множестве творческих амплуа. Однако главным делом своей жизни наш сегодняшний собеседник считает работу учителем. Уроки литературы в частной московской школе «Золотое сечение» он называет символом счастья и вслед за своей мамой – учителем словесности со стажем – любит повторять: «Школа омывает душу».

Мы попросили Дмитрия Быкова поделиться своим мнением о Международном Литературном Конкурсе «Лицо России», проводимом храмом Иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе, и рассказать о месте школы в патриотическом воспитании нынешней молодёжи.

– Дмитрий Львович, кого бы Вы могли бы назвать “Лицом России”? Как этот человек повлиял на Вашу жизнь?

Если брать исторических личностей, все довольно предсказуемо – Пушкин, Толстой, Блок.

А вот если говорить о современниках, то я назвал бы Новеллу Матвееву, чья жизнь и литературная работа представляются мне образцом подвижничества, а песни – самым чистым случаем гениальности, какой я когда-либо наблюдал. Я был у нее в литературных учениках долго, с пятнадцати лет, и советуюсь с ней до сих пор. Нет более надежных рецептов поведения, чем те, которые дает она в своей лирике: как противостоять травле, как защититься от собственного конформизма, как научиться рассматривать свою жизнь как блестящее приключение, а не как череду скучных и бессмысленных проблем.

Все это можно вычитать у Матвеевой и перенять у нее. Мне кажется, Россия вообще явление очень чистое – в смысле последовательности и беспримесности, и неизменности на протяжении многих лет. Вот и Матвеева – такой же чистый случай. Лицо современной России я хотел бы видеть именно таким. Глаза современной России – уж точно: абсолютно ясные, умные глаза цвета морской воды.

– Этот конкурс предоставляет детям уникальную возможность высказать свое отношение к истории Российского государства и роли личности в ней. Что помимо этого он может дать потенциальным участникам?

Мне бы хотелось, чтобы он научил их внятно и аргументировано выражать свои мысли. Это, в общем, великое дело, и если математика приводит в порядок ум, то литература приводит в порядок душу. У технарей, математиков и естественников презрение к гуманитариям считается хорошим тоном (слава Богу, не у всех, а у тех, кто мало сделал в науке: им непременно надо как-то это компенсировать). Но я продолжаю настаивать на том, что без способности писать человек так же неполон и скуден, как без любви к родителям или интереса к истории.

– Чем сегодня может помочь школа в формирования у детей любви, уважения к своей стране, к истории ее народа?

Давайте определимся для начала с тем, что такое уважение к своей стране и ее истории. Для меня это прежде всего ее хорошее знание, любопытство к ней, а внушить любопытство как раз и есть главная задача учителя. Если ему удалось привлечь внимание школьников к проблеме, а то и заставить обратиться к личному изучению источников или свидетельств, “довольно с нас”, как говорил Тютчев.

– А какова на Ваш взгляд роль семьи, родителей в этом процессе?

Ровно такова же.

– Что мешает этому сейчас, а чего не хватает? Какие традиции воспитания и учебные дисциплины Вы хотели бы возродить из прошлых времен?

С традициями, по-моему, все хорошо, поскольку в школу идут главным образом фанатики – других стимулов, кроме фанатизма, просто-напросто нет. Что до возрождения дисциплин… не думаю, что надо в полном объеме возвращать латынь или греческий, но древнюю историю надо изучать глубже и серьезней, чем сейчас. Там ключ ко всем дверям.

– Как сделать так, чтобы годы, проведенные в школе были самыми светлыми для ее учеников, чтобы кто-нибудь когда-нибудь назвал своего учителя “Лицом России”?

Мне кажется, что годы, проведенные в школе, по определению не могут быть самыми светлыми. Детство – далеко не идиллическое время. Это время серьезных вызовов, кровавых войн, отчаянных решений. Как античная история на общей шкале человечества: самые страшные страхи, самые непримиримые драки, самые непоправимые ошибки. Я не хочу, чтобы школьные годы были такими уж светлыми. Я за то, чтобы они были серьезными. И за то, чтобы школа была прежде всего школой сопротивления единомыслию, навязанному мнению, диктату. Мне в школе было очень плохо. Может быть, именно поэтому я чего-нибудь стою.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дмитрий Быков: Дети способны делать великие вещи, если им это доверить

Почему школе срочно нужны экстремальные педагоги и вузовская система

Чему может научиться родитель у дипломата ООН

Пять дипломатических приемов, которые сделают учителя союзником

Астрид Линдгрен: Прежде всего я хочу быть с моими детьми

110 лет назад родилась главная сказочница Швеции

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: