«Господь мой и Бог мой!»

9-е воскресное Евангелие на утрене – Ин 19–30: (зач. 65): В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
«Господь мой и Бог мой!»

Сегодняшнее чтение – пожалуй, одно из наиболее интересных в литургическом отношении среди всех 11 утренних евангелий: стихи из второй половины Евангелия от Иоанна мы слышим на весьма важных службах церковного года. Стихи 19–25, повествующие о явлении Иисуса ученикам и о недоверии Фомы словам других апостолов, читаются на вечерне в первый день Пасхи. Далее, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день после первого дня Пасхи (т. е. в Неделю Антипасхи, или Неделю Фомину, или Новую неделю – в праздник Уверения Фомы, который по своим литургическим особенностям приближается к двунадесятым праздникам) на литургии вновь читаются те же строки, но уже с продолжением – о том, как Фома увидел Учителя и уверовал (т. е. стихи 19–31). Кроме того, стихи 19–23 образуют евангельское чтение на утрене Пятидесятницы – дня, когда мы празднуем рождение Церкви. Наконец, весь этот фрагмент целиком (стихи 19–31) читается на литургии в день минейной памяти апостола Фомы (6/19 октября).

*   *   *

Неверие Фомы в церковных песнопениях именуется прекрасным: «О доброе невение Фомино, верных сердца в познание приведе…»  – рус. перевод: «О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел…». Но оно прекрасно не только по своим последствиям, о которых говорится в этой красивой стихире, – оно замечательно само по себе. Да, Фома, вероятно, был скептик и пессимист. Достаточно вспомнить его реплику, которую приводит евангелист Иоанн: когда Иисус решил идти к Лазарю, чтобы «разбудить его», а ученики стали Его отговаривать (как мы знаем, безуспешно), Фома произнес с мрачной решимостью: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11:16). Он не был равнодушным и циничным человеком – нет, он, можно думать, был человеком очень основательным. Фома не был из числа тех, кто основывается на эмоциях; он боялся обмануться, боялся поверить в пустоту. Он предпочитал неверие легковерию. И вот когда он увидел Иисуса, когда он убедился в истинности воскресения своего Учителя, тогда он произносит слова, которых мы не видим больше нигде в Евангелии – ни у Иоанна, ни у синоптиков: «Господь мой и Бог мой!» Апостолы и другие уверовавшие в Иисуса как в Мессию люди называли Его Господом, Сыном Божьим, Христом (т. е. Помазанником, Мессией) – но один лишь Фома прямо исповедал Божество своего Учителя. Поистине прекрасно такое неверие, которое открывает и самому Фоме, и нам божественность Иисуса! В ответ на это признание, на это исповедание веры Спаситель произносит следующие слова (они стали поговоркой): «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Здесь обычно усматривают лёгкий укор в адрес Фомы со стороны Иисуса. Но другие ученики не выше и не лучше Фомы в этом отношении: они точно так же увидели – и уверовали. В словах Христа можно скорее увидеть ободрение нам – не видевшим, но уверовавшим. Ободрение – и вместе с тем предостережение. Как может уверовать человек, не видевший Христа? Расспросите своих знакомых – каждый расскажет свою историю. Бывает так, что сам Бог приводит человека к Себе – через вдумчивое чтение Писания, через поиск ответов на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Но немаловажную роль здесь играют христиане, которых человек, ищущий Бога, встречает на своем пути. И потому на нас лежит немалая ответственность: наши неверующие друзья и родственники, близкие и далекие от нас люди – они не могут увидеть Христа воочию, но они могут увидеть нас. И видя нас, они должны увидеть Христа. В этом наша задача, в этом наша миссия: не отвратить человека от Бога своей злобой и развращенностью, но явить ему Христа самой своей жизнью. С Божьей помощью эта миссия вполне выполнима, и для нее не нужно ни денег, ни заседаний, ни планирования на пять лет вперед. Будем жить свято – и будем светить нашим ближним!

*   *   *

В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего Евангелия можно увидеть здесь. Ексапостиларий: Заключенным Владыко дверем, яко вшел еси, Апостолы исполнил еси Духа Пресвятаго, мирно дунув, имже вязати же и решати грехи рекл еси: и по осми днех Твоя ребра Фоме показал еси, и руце. С нимже вопием: Господь и Бог Ты еси. Перевод: Когда вошел Ты, Владыка, при запертых дверях, апостолов исполнил Всесвятого Духа: мир даровав им дуновением, велел им связывать и разрешать грехи; и через восемь дней ребра Свои и руки показал Фоме, с которым и мы взываем: «Господь и Бог Ты!» Богородичен: Твоего Сына яко видела еси от гроба воскресша тридневна, Богоневестная Пресвятая Дево, всю скорбь отложила еси, юже подъяла еси, яко Мати, егда узрела еси страждуща, и радости исполншися, со ученики Его почитающи Того, поеши. Темже иже Богородицу Тя ныне исповедающих спасай. Перевод: Когда Ты Сына Своего увидела, воскресшим из гроба в третий день, Божия Невеста, всесвятая Дева, то отложила всю скорбь, которую, как Матерь, претерпела, взирая на Него страждущего; и, радости исполнившись, вместе с Его учениками, торжествуя, воспевала Его. Потому и ныне спасай исповедующих Тебя Богородицею. Утренняя стихира: Яко в последняя лета, сущу позде от суббот, предстал еси другом Христе, и чудесем чудо извествуеши, заключеным входом дверным, еже из мертвых Твое воскресение. Но исполнил еси радости ученики, и Духа Святаго преподал еси им, и власть подал еси оставления грехов и Фомы не оставил еси в неверствия погружатися бури. Темже подаждь и нам разум истинный и оставление прегрешений, благоутробне Господи. Перевод: Как бы в конце времен, в поздний час первого дня по субботе, Ты явился Своим друзьям, Христе, и чудом чудо подтверждаешь, – приходом при запертых дверях – Твое из мертвых воскресение. И вот, Ты радости исполнил учеников, и Духа Святого им преподал, и даровал власть прощать грехи, и не оставил Фому погружаться в волнах неверия. Потому и нам подай знание истинное и прощение согрешений, милосердный Господи!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
«Что тебе до того? Ты за Мной иди»

Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан...

Почему мы не понимаем Бога?

Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!