Гор Чахал: Чем ближе к алтарю произведение искусства, тем строже надо к нему относиться

|

Что такое христианское искусство и возможны ли его современные проявления?

Мы выступаем против выставки “Духовная брань” и ей подобных. Но не выступаем против библейских сюжетов Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Православные активисты протестуют против рок-оперы “Иисус-Христос-суперзвезда”, потому что там искажается образ Христа. Но известно, что эта опера многих привела к Богу.

Где проходит граница допустимости в создании произведений на евангельские темы? Комментирует художник Гор Чахал:

Современное христианское искусство, безусловно, возможно. Более того, оно необходимо, если Христианство – живая культура, а не застывшая в веках традиция.

Как замечательно заметил иеромонах Макарий (Маркиш) на круглом столе о возможности диалога Церкви и современного искусства, проходившем в храме Мч. Татьяны в 2010 году: “Церковь – организм богочеловеческий: человек меняется, и она меняется”.

Проповедь в храме ведь произносится на современном языке, а не на богослужебном. Я, например, более десяти лет занимаюсь современным христианским искусством. И жив пока. Что же касается допустимых границ такого искусства, то их определение, образно говоря,  зависит от близости произведений искусства к алтарю. Чем ближе к алтарю располагается произведение искусства, тем строже к нему должно быть отношение.

Границы для искусства, которое выставляется вне пределов территории храма, на мой взгляд, такие же, как и для любой публичной деятельности на территории светского государства, определяются уровнем культуры общества и должны регулироваться правовыми нормами административного и уголовного кодексов, если какие-то члены общества переходят допустимые границы. Со временем эти границы могут меняться, и то, что считалось когда-то недопустимым, становится нормой. И наоборот.

Однако, всё это не мешает недовольным какими-то публичными выставками гражданам мирно собираться и законно выражать своё несогласие с этическими или эстетическими представлениями автора. Я вот на выставки, которые мне не нравятся, просто не хожу, или быстро ухожу прочь, если случайно попадаю на них.

Читайте также:

Есть ли будущее у церковной архитектуры? (ФОТО)

Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?

«Духовная брань» в правовом поле

Прот. Александр Ильяшенко о выставке «Духовная брань»: Нужно воспитывать у людей художественный вкус

Протодиакон Андрей Кураев: Выставка «Духовная брань»: игры политтехнологов?

Винзавод. Несостоявшееся открытие «Духовной брани»

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: