Горы и пустыни

|

Добрый день, дорогие зрители и читатели!

Позвольте сегодня, прежде чем двигаться дальше, попросить вас ответить в форуме Правмира на вопрос, каковы ваши впечатления от этого цикла статей и что они дают лично вам? Одним словом, я прошу об обратной связи. Как автор я очень ценю ваше заинтересованное молчание, но, поверьте, ваше слово – лучшая благодарность и стимул продолжать дальше.

Тем более что сегодня я хочу поделиться с вами впечатлением от одной из самых любимых моих картин. Речь о дебюте режиссера Азифа Кападии «Воин» (The Warrior, 2001).

В этом фильме по-новому раскрываются уже знакомые нам темы выбора между жизнью и смертью, честью и бесчестием, почетом и поражением. Это рассказ о духовном пути.

В год выхода на экраны фильм не прогремел по всей планете, хотя в наградах недостатка нет: Британская академия отметила работу «премией Александра Корды» за самый выдающийся британский фильм года и «премией Карла Формана» самому многообещающему новичку.

Кроме того, картина получила еще «премию Дагласа Хикокса» за дебют и за операторскую работу, главный приз «Золотой Хичкок» на фестивале британского кино в Динаре и премию «Сазерленд» за дебют на Международном Лондонском кинофестивале.

Писать об этом фильме и легко, и сложно. С одной стороны, кажется, что в «Воине» нет четко прописанной христианской идеи. Более того, внешне он выглядит как экзотическая восточная легенда, действие которой разворачивается где-то в Раджастане и Гималаях, в горах и пустынях, а не, к примеру, на улицах среднестатистического мегаполиса.

С другой стороны, именно вынеся за скобки четко узнаваемый реальный мир, разыграв историю в аскетичных декорациях убогих лачуг и пустынных пейзажей, Кападия создал то, что по праву можно назвать притчей.

Метафоричный тонкий рисунок, глубина пейзажей, черта, за которой лицо становится ликом…

Люди живут на земле и следуют земным законам. Каждому дарован свой удел: крестьянин должен возделывать землю, царь – править, воин – исполнять приказы. Весь мир следует этим нерушимым правилам. Чья же вина в том, что воин должен убивать?

Пока человек подчиняется закону, перед ним не стоит вопрос морального выбора – этот выбор за него делает его должность.

Но стоит человеку задуматься о том, что правота его основана лишь на авторитете власти и силе оружия,  как душа его просыпается ото сна.

Воин Лефкадия не ведал сомнений, исполняя приказы своего правителя. Он без пощады казнил виновных и разорял непокорные деревни. Судьба баловала его: он был доверенным лицом царя, для своих солдат –  уважаемым командиром, для сына Катибы – лучшим отцом. Юноша гордился им, во всем подражал и мечтал однажды повторить его путь.

Но однажды, когда Лефкадия не смог убить человека, все изменилось. Душа воина очнулась ото сна и, мучимый раскаянием, он поклялся все изменить. Однако возвращение к себе – это очень больно. Система не прощает предателей. Покровители оборачиваются преследователями, а друзья – врагами.

Знакомая ситуация, не так ли? Какова реакция рассерженного монарха, считающего, что приближенный его предал? Томас Бекет и Томас Мор знают ответ.

Цена, заплаченная Лефкадией за свободу, оказалась очень высока. Казалось бы, уже то, что он свернул с прежнего пути и выбрал отказ от насилия, должно быть награждено небесами. Увы, первый добрый поступок воина, отрекшегося от меча, стоил ему страшной боли и страдания. Какая ирония! Расплата, настигающая тогда, когда душа лишь начала свое восхождение…

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62), – говорил Спаситель.

Лишь когда все мосты сожжены и у человека ничего не осталось, начинается его настоящий путь.

Путь Лефкадии проходит через выжженную пустыню. Метафоры здесь предельно ясны и понятны для человека любой культуры. Вспомним значение пустыни для Евангельской истории, вспомним и о том, какая роль отведена в ней горам.

Путь воина – это путь души. Духовная битва. Каждый человек, встретившийся ему на этом пути, особенно значим, ибо каждая встреча – урок.

Азиф Кападия рассказывает нам притчу о покаянии, и я пока не знаю другой картины, в которой сам смысл покаяния как метанойи – «перемены ума», был бы выражен столь очевидно.

«Воин» – именно тот фильм, просмотр которого точно будет полезным.

За сим желаю вам здравия, а вашему дому – мира.

До новых встреч!

ОТ РЕДАКЦИИ: ФИЛЬМ СОДЕРЖИТ СЦЕНЫ ЖЕСТОКОСТИ И В США РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОСМОТР ТОЛЬКО ДЛЯ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Ребенок кричал “Спасите” 15 минут – никто не подошел

Что делать, если вам кажется, что вы - свидетель похищения

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: