Господь не спросит, ходил ли ты на огласительные беседы

|
Дискуссию о том, какой должна быть подготовка к принятию крещения, продолжает президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.
Владимир Берхин. Фото диакона Андрея Радкевича |www.miloserdie.ru

Владимир Берхин. Фото диакона Андрея Радкевича |www.miloserdie.ru

«Все эти подготовки не о том»

Я видел множество вариантов «оглашения» и «катехизации». Длительные, иногда в год длиной, и короткие, занимавшие минуты. Среди них были основанные на Евангелии, на Символе веры, на авторской методике или даже на Книге Бытия. Для взрослых и для детей. Перегруженные информацией, включающие даже экзамены, и максимально облегченные, практически формальные, в виде краткой проповеди.

Даже с сурдопереводом однажды видел.

Короче, вариантов примерно миллион, и синодальные требования насчет количества и продолжительности огласительных бесед мало что тут изменили. Разве что нецерковные знакомые теперь ищут для крещения детей «хорошие храмы», в которых можно за денежку избежать «всей этой тягомотины».

Мне же представляется, что все эти подготовки в принципе не о том.

«Меня и так хвалили»

Когда я крестился в 10 лет, в 91-м году, я уже неплохо знал и Ветхий, и Новый Завет по части изложенных в них фактов. Потому что в перестроечные годы у нас дома откуда-то завелись целые завалы протестантских пересказов Библии, включая комиксы. До сих пор помню, что в них почему-то Христа изображали в бело-синих одеждах. Я учился, кажется, лучше всех в воскресной школе. У меня вообще хорошая память на истории.

Дало ли это мне хоть какое-то понимание веры? Да никакого. Я годами жил, обладая в голове немалым массивом информации, которую ровным счетом никак не применял. Примерно как ненужные за пределами школы формула дискриминанта и правила сложения валентностей. Я знал, какая часть Литургии за какой следует, и что она символизирует. Это помогало мне отстаивать службу с меньшими нервными затратами, но какое отношение ко мне имеет Крест, мне как-то не приходило в голову задуматься.

Меня же и так хвалили.

«Чтобы быть со Христом, знания не нужны»

Почему-то в большинстве случаев, когда речь идет о том, чтобы научить человека вере (подготовить к крещению, ввести в Церковь – как хотите называйте), рассуждают о том, что крещаемому необходимо нечто знать. Выучить какую-то сумму знаний и уверенно в ней ориентироваться. И, на мой личный взгляд, это абсолютно бесполезно.

Это как искать потерянный ключ не там, где обронил, а под фонарем, потому что там светло.

Учить людей знаниям – это очень просто. Знания легко проверить, четко обозначить, посчитать и заключить на этом, чисто формальном основании, что вот человек готов – он твердо знает то-то и то-то.

Однако для того, чтобы быть со Христом, знания не особенно нужны. Не то чтобы излишни, но далеко не первостепенны. Мытарь Закхей не знал Символа веры, а благоразумный разбойник вообще крайне смутно представлял, с Кем имеет дело. Мария Египетская не читала Писания до ухода в пустыню.

Зато у воинствующего атеиста Евграфа Дулумана – кандидатская степень по богословию. Но сомневаюсь, что даже самый невзыскательный священник счел бы его готовым к крещению.

Считать, что если человек выучил некоторое количество фактов и их интерпретаций, то он уже готов к Царству – наивно. Если бы речь шла об университете или академии, то подобный подход был бы оправдан. Но мы-то собрались не для того, чтобы книги изучать, а для того, чтобы быть Телом Христовым.

«Церковь похожа на группу анонимных алкоголиков»

Церковь гораздо больше похожа на собрание, например, группы «анонимных алкоголиков». Люди собрались вместе для того, чтобы измениться внутренне. И прогресс отслеживается не по интеллектуальным успехам, а по тому, насколько меняется человек. Что он делает, что он чувствует, к чему стремится, как в целом построена его жизнь.

Подготовка к крещению должна состоять именно в этом. В обучении – практическом – молитве и милосердию, покаянию, участию в богослужении, расставлению приоритетов в жизни, навыку обращения к Богу и доверия Ему, навыку построения жертвенных и честных отношений с ближними. И это – очень трудно.

Потому что непонятно, как отследить изменчивую душу, как составить более или менее общую программу, а главное – кто будет всем этим заниматься, у кого хватит дерзновения и опыта оценивать уровень духовного развития людей. Подобный подход налагает на пастырей слишком большую ответственность и вместо формального потока обучаемых создает крайне сложные личные отношения.

Это очень трудно. Собственно, для такой работы надо быть святым, а святость не технологизируется, в отличие от обучения.

«Книги и знания – хорошо, но этого мало»

И этот процесс невозможен без искреннего и горячего желания самого человека развиваться именно в эту сторону. Если бы крещение зависело именно от наличия такого желания – наши храмы, боюсь, стояли бы полупустыми. И поэтому работа ведется количественными методами, а готовность прочитать несколько книг или выслушать несколько лекций считается признаком достаточной мотивации для крещения.

Книги и знания – это хорошо, но этого мало.

Вот хотя бы простой пример.

Моя любимая притча из Евангелия – о Страшном суде. Та самая, в которой Господь спрашивает людей – помогали ли они больным и нищим? Посещали ли заключенных? Кормили ли голодных? Он не спрашивает, во что они верили. Не спрашивает, какие молитвы они помнят наизусть и как часто их читают. Господа не интересует в этой притче, рассказывающей, вообще-то, о критериях Последнего Суда, вообще ничего из области знаний или убеждений.

Но почему-то обязательным для крещения в нашей повседневной практике оказывается не навык или хотя бы желание заботиться о ближнем, а знание богословских формул. Разве это не странно?

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Стать праведником – как за хлебушком сходить!

Приносить покаяние как разбойник на кресте или очнуться раньше?

Оглашение: а где же прихожане?

Как выстроить мостик между человеком и Христом с помощью активных прихожан

Крестная улетает завтра – дайте справку!

Как происходит оглашение в спальном районе?