Государственное дело: инновации и модернизация без религии невозможны

Чего нам ждать от современной школы? Всегда ли инновации в сфере образования идут ей на пользу? Какую роль современное общество готово отвести религиозному образованию и воспитанию?

Многочисленные примеры истории говорят о том, что пренебрежение духовной «вертикалью» приводит отдельных людей и в целом народы к историческим поражениям.

Оставляет желать лучшего современное духовное состояние российского общества, которое узнало о себе правду: вымирает русский этнос, разрушена семья и её устои, преступность, алкоголизация и наркотизация населения достигли немыслимых масштабов.

Наихудшую услугу  России оказывают прозападные проекты модернизации российского образования, ведущие к тому, что школа из воспитательно-образовательного учреждения окончательно превратится в заведение по оказанию учебных услуг.

Важнейшее место в духовно-нравственном воспитании личности занимает религиозное образование и воспитание. Без основ религиозных знаний и элементарных навыков духовной жизни не может состояться полноценная личность, творческая, компетентная и способная инновационно мыслить и действовать, исповедующая принципы гуманизма, правового гражданского общества и демократии.

Без личности, наполненной духовным содержанием, невозможна никакая модернизация. Требование религиозного образования обязательно и для светского государства.

Существующие разногласия по вопросу о месте и роли религиозного воспитания в формировании личности и духовно-нравственном воспитании детей и юношества (которое, по убеждению одних, невозможно без усвоения элементарных знаний о вере и религии, а по мнению других, может состояться только вне религиозных доктрин и вероучений и обязательно на основе светского и критического восприятия церкви и религии) обостряют проблему и раскалывают общество.

Причиной современных разночтений по поводу религиозного образования в школе является незнание, непонимание и искажённые представления по трём вопросам:

1) о месте и роли религиозного образования, формах и методах его осуществления в дореволюционный и советский период;

2) как и почему религиозное образование было удалено из школ и вообще из жизни в советскую эпоху;

3) чем было заменено прежнее религиозное обучение и к чему это привело.

Указанные вопросы рассматривались в ряде публикаций  [1], а исторический опыт России должен был научить высказанной С.Н. Булгаковым мысли, что перед Россией стоит культурно-педагогическая задача «просветить народ, не разлагая его нравственной личности» [2].

В настоящее время в Министерстве образования и науки есть понимание того, что «религия, история религии, культура религии является неотъемлемой частью истории развития страны, истории развития мира», однако считается, что «в школе не должно быть религиозного образования в чистом виде», и школа должна оставаться светской и нейтральной в вопросах вероучения. Формально признавая культурологический аспект изучения религии, руководители  Минобразования отрицают вероучительный смысл и значение религиозного образования и воспитания и предлагают вынести религию за пределы школы и во внеучебное время [3].

Значительным шагом вперёд в деле религиозного образования следует признать официально заявленный переход от факультативного изучения основ религиозной культуры и светской этики к обязательному их усвоению всеми учащимися светских школ, обозначенный на состоявшемся 21 июля 2009 г. совещании у Президента РФ с участием представителей ведущих религиозных конфессий и Минобразования.

Главной темой совещания стали вопросы преподавания в средних учебных заведениях основ религиозной культуры и светской этики. Президент РФ Д.А. Медведев одобрил поэтапное введение в школах преподавания таких основ по выбору самих учеников и их родителей. Причём новая школьная дисциплина будет изучаться в обязательном порядке по одному из предлагаемых модулей: основы одной религии на выбор (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история мировых религий или основы этики [4].

В соответствии с поручением Президента, разработана нормативно-правовая и методическая база для проведения в 2010–2011 гг. эксперимента по преподаванию новой и обязательной учебной дисциплины [5]. Из предложенных на совещании у Президента РФ шести модулей, религиозно-образовательными дисциплинами можно признать только основы религиозных культур (православия, ислама, буддизма и иудаизма).

Вполне обоснованы высказываемые опасения о том, что курсы истории религии и основы этики могут явиться новым, перелицованным атеизмом.

Проблема религиозного образования и воспитания в России представляется не частным учебно-методическим вопросом, важным только для узкой группы специалистов – педагогов, катехизаторов или священнослужителей, а глобальной для России на ближайшие десятилетия задачей государственного значения.

С предельной ясностью и неотвратимостью перед лицом России встают текущие и «вечные» вопросы.

Сможет ли Россия и её народ выстоять в эпоху очередных преобразований, уже пройдя путь революций, реформ и новаций в XX столетии, пережив поводырей, ведущих страну то к коммунизму, то к капитализму?

В состоянии ли нынешняя Россия ответить на вызовы современного мира, как это делала прежде?

Сумеет ли извлечь уроки из исторической драмы XX в., когда народ подвергся принудительному и насильственному расцерковлению, приведшему к обезвериванию?

Сбережёт ли себя, восстановит и сохранит ли нравственную глубину, чистоту и высоту, питаемую православием?

Для русского народа сила и спасение состояли не столько в законах или материальном богатстве, государственной мощи или эффективной экономике, сколько в христианской вере.

Ф.М. Достоевский верил в духовные силы народа, неисчерпаемость которых видел в приверженности и обращённости к православию [6]. Нравственное разложение в обществе приводит к уничтожению цивилизаций. Поэтому вопрос о религиозном просвещении детей и взрослых есть проблема сбережения народа, его духовной состоятельности, а значит и государственной безопасности.

История отмены и запрещения религиозного образования и введения всеобщего антирелигиозного воспитания в России показывает, что с отменой религиозной санкции морали происходят неизбежные деформации в нравственной сфере, предаются забвению истинные ценности, грозящие народу катастрофой.

Поэтому в условиях системного духовного кризиса общества, с одной стороны заражённого идеологией материализма, а с другой – безрелигиозным отвлечённым гуманизмом, – общества, переживающего смену социально-экономических и идейно-политических ориентиров и ценностей, грозящих трансформацией ментальности народа, – вопрос о религиозном образовании и воспитании должен перейти в плоскость практического претворения.

Есть обоснованные опасения, состоящие в том, что ускоренное духовно-нравственное одичание народа уничтожит Россию раньше, чем завершится проводимый эксперимент.

Литература:

[1] – Лисицын М., прот. Религиозное состояние современного общества и необходимость религиозного образования. – СПб., 1914. с. 3–30;

– Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года [Электронный ресурс].

– Кравецкий А. Светское, советское и конфессиональное // Отечественные записки. – 2008. – № 1 (40). – С. 198–219;

– Синельников С.П. Отмена религиозного образования в Советский России // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. Сб. статей. – Оренбург, 2010. – С. 286–292;

– Синельников С.П. Уроки из истории религиозного образования в России первой трети XX в. // Социальное учение Церкви и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность» (12–13 мая 2011 г.). – Орёл, 2011. – С. 367–370;

– Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: становление «нового человека». – СПб., 2003. с. 32-33;

– Шевченко В.А. «Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928–1929 годах // Российская история. – 2009. – № 1. – С. 86–96.

[2] Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. – СПб., 1997. – С. 266.

[3] В государственной школе не должно быть религиозного образования в чистом виде, считают в Минобразования [Электронный ресурс].

[4] – Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. 2009. 23 июля;

– Елков И. Священников – в армию, религию – на урок // Российская газета. 2009. 23–29 июля;

– Светское государство: религия, армия, образование [Электронный ресурс].

[5] .  – Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс].

– Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Аннотация [Электронный ресурс].

–   Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) [Электронный ресурс].

[6] Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Январь-август // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 25. – Л., 1983. с.14-168.

Читайте также:

Православие и мир
Прот. Всеволод Чаплин о преподавании ОПК в школе и передаче церковного имущества

Протоиерей Всеволод Чаплин

Протоиерей Всеволод Чаплин дал комментарий неделе для телеканала “Союз”, посвященный, в частности, проблеме преподавания Основ религиозной культуры в школе и вопросу передачи имущества религиозного назначения общинам верующих.

Православие и мир
Епископ Меркурий: Предмет «Основы религии» не нацелен на то, чтобы сделать ребенка верующим

Новостная служба

Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Образование, каким оно должно быть

Педагоги, которые лучше всего помогают детям, — это те, кто ценит и изо всех сил старается…

Продолжительность школьного курса «астрономия» составит 35 часов

Астрономия возвращается в школьную программу с 1 сентября 2017 года

Здесь дети весь урок решают один пример

Одна учительница поработала в Эвенкии год и многое поняла

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!