Готовися, Вифлееме!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

“Готовися, Вифлееме, отверзися всем Эдеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается, прежде падший возставити образ”.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня началось Предпразднство Рождества Христова, которое целых пять дней готовит нас к великому и радостному празднику Рождества Христова. И в эти дни поется специальный тропарь, тропарь Предпразднства, в котором выражается самая суть будущего праздника.

О чем же говорит нам этот тропарь?

Он приглашает нас и всю тварь приготовиться к тому, что произойдет через несколько дней, он и говорит о том – что же произойдет.

Обратимся к тексту:

Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос.

…Красуйся, Евфрафо, – укрась себя как на праздник, встречай не в обыденности и суете, а празднично! Евфрафа – это древнее название всей области Вифлеема, Вифлеемской земли. То есть не только один Вифлеем, а вся та область земли – украшай себя и встречай грядущего к тебе Господа и Бога и Творца всяческих, хотящего родиться в тебе.

А почему, зачем такие призывы? Что должно произойти? –

 

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

Красуйся, Евфрафо, – яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы…

 

Слова “Эдем” и “Древо Живота”, т. е. “Древо Жизни”, возвращают нас к самым истокам человеческой истории. Бог сотворил человека и поселил его в Раю. Эдем – это другое название того же самого Рая. Первые люди, Адам и Ева, населяли этот Рай. И Бог был с ними, и они были с Богом, и наслаждались общением с Ним. Но что произошло потом? – Адам и Ева впали в грех, они поверили змию, поверили в то, что Бог не хочет их совершенства, и поэтому запретил им есть плоды от Древа Познания добра и зла. Совершив грех и не раскаявшись в нем, люди сами лишили себя общения с Богом, и были изгнаны Им из Рая:

Вертеп в храме св. мц. Татианы при МГУ. Фото: В. Ходаков  Пресс-служба Московской Патриархии

“И сказал Господь Бог: вот Адам… знает добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от Дерева Жизни и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч вращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни” (Быт. 3, 22–24). Так закрылся Рай для людей.

Но вот, по прошествии многих времен, Бог, Бог Слово, становится Человеком, рождается от предуготованной и веками готовящейся к принятию Бога – Плоти Человеческой – Богоотроковицы Марии. Она стала достойной этого. Она сказала – “Да, я – раба Господня, пусть будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 3 8 ), – “И Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). И мы теперь празднуем, можем праздновать Рождество Бога Слова, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

И в сегодняшнем тропаре вдохновенный песнотворец как бы оборачивается в самую глубину истории, видит Рай, – Эдем, и, можно сказать, “сцепляет” (симвалло), духовно-символически соединяет эти два события, наглядно показывает: почему они едины, почему они – об одном.

 

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

 

“Отверзися всем Эдеме”. – С рождением Богочеловека Иисуса Христа открылся, “отверзся” Рай для всех, потому что грех Адама Господь взял на Себя, грехи всех людей искупил Своей крестной смертью. Он сказал благоразумному разбойнику, пожалевшему Его и увидевшему в самом большом уничижении Божество Христа, – “Ныне же со Мною будешь в Раю” (Лк. 23, 43). Так отверзся Рай, разбойник первый вошел в него. Сошел Христос во ад и всех вывел оттуда с Собой: Адама и Еву, и всех, кто захотел, – все множество живших до этого людей. И это произошло из-за Рождения Христа, из-за того, что Он пришел на землю спасти всех. И с Его Рождением открывается Рай, – так поет песнотворец.

 

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

Красуйся, Евфрафо, – яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы…

 

“Древо Живота” – это и есть древний символ. От Древа в Раю, вкушая плодов его, можно было приобрести безсмертие. Вот это Древо как бы вышло из Рая на землю и Младенцем Божественным вселилось на земле. И это Древо Жизни – Христос Бог наш! А где Бог – там и Рай. И если Бог сошел и воплотился, то и Рай теперь там, где Он сейчас на земле – в Вифлееме. И где в Вифлееме, – в вертепе: яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы… “Процвете” – значит выросло, пустило ветви с листьями и расцвело. Откуда процвело, из чего выросло? – Из Девы! Потому что:

“Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад” , – как бы разъясняет и подробнее говорит песнопевец. “Божественный Сад” – это по-славянски “Саждение”, то есть то, что “посадили”, что растет и вырастает. “Сад”, по-славянски, и есть “растение”, “дерево”. “Божественный Сад” – это Христос. Божественным Он назван потому, что Он не человеком “посажен”, это “Саждение Небесное”. Чрево Пресвятой Богородицы названо Раем потому, что как из земли вырастает дерево, так из чрева – плоть. Из райской земли – Древо Жизни, – из чрева Богородицы – человеческая Плоть Богочеловека Христа.

 

Рай бо Оноя чрево явися мысленный…

 

Рай назван “мысленным” потому, что он – втайне, он явлен не для всех людей. Бог “тайно родился”. Потому и “мысленно”, другими словами это значит “ноэтически”, “умно”, что значит “духовно-символически”. Этот Рай является духовно-мысленным, но он не менее славен, чем первый Рай. Первый Рай был не только для себя, он был и образом или “прообразом” второго, Который сейчас – в вертепе.

Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад,

от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам у мрем…

Вот Оно, Райское Древо Жизни, от вкушения плодов Которого человек мог стать безсмертным – Христос Бог наш, Который отдал Себя за нас, Который делает нас общниками Себя, Своего безсмертия, Своего Божества. – “Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите” – поет Святая Церковь. В Божественной Евхаристии мы вкушаем Его Пречистое Тело и Святую Кровь. Об этом и говорит Песнотворец: “От Негоже ядши живи будем, не якоже Адам умрем”.

Адам согрешил и стал смертным, потому что сделанный грех рождает смерть (Рим. 7, 5). Там где грех – там и смерть. Человек, который грешит, – отступает от Бога. А жизнь существует только в Боге и кому Бог ее дает. И человек отступает от Жизни – от Бога, потому и умирает. Так умер Адам. Но мы уже не умираем так, как Адам. Грехи наши взял на Себя наш Спаситель. Он умер за нас. Воскрес – для нас. И приобщает нас к Себе, питая нас Своим Телом и Пречистой Кровию. – “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь – во Мне пребывает, и Аз в нем” (Ин. 6, 56). “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь – имеет Жизнь вечную” (Ин. 6, 54). И всех нас, каждого из нас воскресит Он, как неотъемлемую часть Своего Таинственного Божественного Тела.

Вот в чем смысл символа “Божественный Сад”. Это “Древо Жизни”, это “Божественное Саждение” рождается-произрастает в Раю-Чреве Девы в вифлеемском вертепе.

И как кончается тропарь? – Вдохновенный песнотворец-поэт наконец называет по имени это Древо Жизни, говорит ясно и открыто: “Христос раждается, прежде падший возставити образ”. По-гречески “возстать” и “воскреснуть” – одно и то же слово. Здесь смысл такой: возставить или поднять упавшего, то есть возстановить умершего от греха человека, воскресить его, вновь дать ему жизнь, и жизнь безсмертную – для этого Христос родился!

Так в немногих словах святой Песнотворец показал нам смысл Рождества Богочеловека Христа, призвал нас к радости, призвал к участию в безсмертной жизни. И мы, слушая это песнопение, должны понимать каждое его прекраснейшее слово, каждый смысл, каждый образ-символ, и радоваться всей душой вместе со всей Церковью Рождеству Христову, Его Божественному Воплощению. Аминь.

(Произнесена в Николо-Хамовническом храме 1 января 1980 года, на вечерней службе. Напечатана с редакторскими изменениями в Журнале Московской Патриархии, 1983, № 1. С. 40–41)

Источник: сайт храма Живоначальной Троицы в Троицком – Голенищеве г.Москва.

Поздравления с Рождеством Рождество Христово

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни

Cущность праздников – в прорыве, подъеме в иную реальность, в мир духовной красоты и света

Календарь Рождественского поста

Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Рождественские песни: песни о Рождестве Христовом

В этой статье Вы найдёте Рождественские песни. Редакция “Правмира” публикует аудиофайлы и тексты песен о Рождестве…