Сколько правил русского языка вы помните? (тест)

|
Предлагаем пройти тест и вспомнить некоторые правила русского языка.


Комментарии от автора теста Ксении Турковой

(Строго читать только после ответов на все вопросы)

1. Запомните: если вы сами стали мокрым, например, попали под дождь, это значит, что надо выбрать букву о. А вот если вы СДЕЛАЛИ что-то мокрым, то пишется а. Обмокнуть/промокнуть под дождем, но обмакнуть булочку в кофе. С корнями кос/кас всё еще проще: в корне пишется а, если и после него идет а: касательная, касается, неприкасаемый. А вот если никакой а после корня нет, тогда пишите о.

2. Нет ничего проще, чем запомнить корни равн/ровн. Сделать ровным – сровнять, сделать равным – сравнять.

3. Запомните три слова: речовка, мелочовка, плащовка. Все они пишутся с о после шипящих. А вот бечевка уже из другой оперы. Это слово – уменьшительное от «бечева». То есть здесь речь идет не о гласной в суффиксе, а о гласной в корне.

4. Слова ночевка и тушенка пишутся с ё после шипящей, потому что образованы от глаголов ночевать и тушить. А вот девчонка – совсем другое дело. Тут девч – корень, онк – суффикс. Будьте внимательны, в этом слове очень часто делают ошибку!

5. Есть слово поджог, а есть слово поджег. Всё зависит от того, какая это часть речи. Если существительное, то пишется о, если глагол, то пишется ё. Что сделал? Поджег. Что совершил? Поджог. Не путайте! А написание глагола чокнуться нужно просто запомнить. Так же, как и написание таких слов, как обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры.

6. В предложении «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» никаких знаков не требуется, потому что подлежащее и сказуемое тут поменялись местами. Сначала идет сказуемое – гадость, а потом подлежащее – рыба. Сравните: «Иванов – прекрасный сотрудник!» и «Прекрасный сотрудник Иванов!» Если сначала идет подлежащее, а потом сказуемое, и оба они выражены существительными в именительном падеже, то тире обязательно нужно ставить. А если поменять главные компоненты местами, то ничего не потребуется.

7. В предложении «Дети, вы хозяева лагеря!» тире может ставиться, а может не ставиться. Обычно тире не требуется, если подлежащее выражено личным местоимением («Да, я крепкий орешек!»). Но если интонация требует, то тире как авторский знак может иметь место.

8. Если определения характеризуют предмет с разных сторон, то запятая не нужна, если с одной, то нужна. Снег не может быть «обильным и мартовским», эти характеристики нельзя поставить в один ряд, потому что мартовский обозначает время, а обильный – мощность, интенсивность. Запятая в этом случае не нужна. А вот «густой, тяжелый снег» – совсем другое дело! Эти определения характеризуют снег с одной стороны, речь тут идет о его густоте. Но есть одна хитрость: если определения стоят после определяемого слова, то ситуация меняется. И запятая в этом случае понадобится даже там, где при обычном порядке слов была не нужна. «Внезапный обильный снегопад» – без запятой. «Снегопад внезапный, обильный» – с запятой.

9. Вообще-то да – это соединительный союз, но иногда он употребляется в значении противительного. «Видит око, да зуб неймет» – это как раз тот самый случай, поэтому и требуется запятая, как перед союзом но. В сочетании «ни свет ни заря» запятая не нужна, поскольку это устойчивое выражение, идиома. А вот в случае «и шумно, и весело» всё наоборот – запятая требуется, потому что тут повторяется союз и.

10. В слове «ажитация» часто делают ошибку и пишут «ажиОтация», добавляя лишнюю букву. Слово происходит от латинского agitatio – движение, а вовсе не от слова «ажиотаж».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Какой вы филолог? (тест)

Это вам не задачки решать

Любовь и орфография (тест)

Заключительный тест перед Тотальным диктантом. Прочитайте эту историю и проверьте свои знания!

В каком слове ошибка? (тест)

«Правмир» продолжает готовить читателей к Тотальному диктанту