Сколько правил русского языка вы помните? (тест)

|
Предлагаем пройти тест и вспомнить некоторые правила русского языка.


Комментарии от автора теста Ксении Турковой

(Строго читать только после ответов на все вопросы)

1. Запомните: если вы сами стали мокрым, например, попали под дождь, это значит, что надо выбрать букву о. А вот если вы СДЕЛАЛИ что-то мокрым, то пишется а. Обмокнуть/промокнуть под дождем, но обмакнуть булочку в кофе. С корнями кос/кас всё еще проще: в корне пишется а, если и после него идет а: касательная, касается, неприкасаемый. А вот если никакой а после корня нет, тогда пишите о.

2. Нет ничего проще, чем запомнить корни равн/ровн. Сделать ровным – сровнять, сделать равным – сравнять.

3. Запомните три слова: речовка, мелочовка, плащовка. Все они пишутся с о после шипящих. А вот бечевка уже из другой оперы. Это слово – уменьшительное от «бечева». То есть здесь речь идет не о гласной в суффиксе, а о гласной в корне.

4. Слова ночевка и тушенка пишутся с ё после шипящей, потому что образованы от глаголов ночевать и тушить. А вот девчонка – совсем другое дело. Тут девч – корень, онк – суффикс. Будьте внимательны, в этом слове очень часто делают ошибку!

5. Есть слово поджог, а есть слово поджег. Всё зависит от того, какая это часть речи. Если существительное, то пишется о, если глагол, то пишется ё. Что сделал? Поджег. Что совершил? Поджог. Не путайте! А написание глагола чокнуться нужно просто запомнить. Так же, как и написание таких слов, как обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры.

6. В предложении «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» никаких знаков не требуется, потому что подлежащее и сказуемое тут поменялись местами. Сначала идет сказуемое – гадость, а потом подлежащее – рыба. Сравните: «Иванов – прекрасный сотрудник!» и «Прекрасный сотрудник Иванов!» Если сначала идет подлежащее, а потом сказуемое, и оба они выражены существительными в именительном падеже, то тире обязательно нужно ставить. А если поменять главные компоненты местами, то ничего не потребуется.

7. В предложении «Дети, вы хозяева лагеря!» тире может ставиться, а может не ставиться. Обычно тире не требуется, если подлежащее выражено личным местоимением («Да, я крепкий орешек!»). Но если интонация требует, то тире как авторский знак может иметь место.

8. Если определения характеризуют предмет с разных сторон, то запятая не нужна, если с одной, то нужна. Снег не может быть «обильным и мартовским», эти характеристики нельзя поставить в один ряд, потому что мартовский обозначает время, а обильный – мощность, интенсивность. Запятая в этом случае не нужна. А вот «густой, тяжелый снег» – совсем другое дело! Эти определения характеризуют снег с одной стороны, речь тут идет о его густоте. Но есть одна хитрость: если определения стоят после определяемого слова, то ситуация меняется. И запятая в этом случае понадобится даже там, где при обычном порядке слов была не нужна. «Внезапный обильный снегопад» – без запятой. «Снегопад внезапный, обильный» – с запятой.

9. Вообще-то да – это соединительный союз, но иногда он употребляется в значении противительного. «Видит око, да зуб неймет» – это как раз тот самый случай, поэтому и требуется запятая, как перед союзом но. В сочетании «ни свет ни заря» запятая не нужна, поскольку это устойчивое выражение, идиома. А вот в случае «и шумно, и весело» всё наоборот – запятая требуется, потому что тут повторяется союз и.

10. В слове «ажитация» часто делают ошибку и пишут «ажиОтация», добавляя лишнюю букву. Слово происходит от латинского agitatio – движение, а вовсе не от слова «ажиотаж».

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Какой вы филолог? (тест)

Это вам не задачки решать

Любовь и орфография (тест)

Заключительный тест перед Тотальным диктантом. Прочитайте эту историю и проверьте свои знания!

В каком слове ошибка? (тест)

«Правмир» продолжает готовить читателей к Тотальному диктанту

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!