Акция «Православный F.A.Q» вызвала в уютных немалые насмешку и критику — и обозначило две серьезные проблемы в православной среде. У нас очень мало развиты два важных навыка — навык благовестия и навык конструктивной критики.

Я начну со второго — как менее важного. Конструктивная критика предполагает, что эти люди нам свои, что они делают важное и стоящее дело, которое мы в целом поддерживаем, но, по нашему мнению, его можно было бы делать и лучше. Неконструктивная критика исходит из того, что мы не желаем иметь с этими людьми ничего общего, а все, что они делают (потому что делают это они) — заведомая глупость и гадость, так что нам остается только подчеркнуть, что мы не имеем к этому отношения.

Конструктивная критика предполагает определенный уровень общности и доверия. То и другое в нашей стране находится в остром дефиците, и Церковь — это именно то место, в котором взаимное доверие должно расти. Поэтому давайте перестанем кривиться и поверим в то, что устроители “FAQ” — искренние и верующие люди, которые хотят послужить Господу и спасению ближних. Хотя бы потому, что это правда.

Людей, которые выходят на улицу, чтобы свидетельствовать о Православии, не надо уничижать. Само их намерение  почтенно и его надо приветствовать. Люди, которые выходят на уличную проповедь, будут делать ошибки; люди, которые не покидают пределов своих уютненьких блогов, не будут их делать — по крайне мере, напоказ. Но кто почтеннее — те, кто делают (и делают ошибки) или те, кто не делают — и только критикуют?

Перейдем в более важной проблеме — к отсутствию навыка благовестия и даже отсутствию языка благовестия. Все, касающееся веры долго и старательно изгонялось из языка и культуры — и теперь непонятно, как начать говорить о  Боге. Поэтому разговор о Православии начинается с неловкого нащупывания общей почвы, чего-то, что могло бы зацепить и привлечь человека, для которого Бог, Воскресение и вечная жизнь — понятия совершенно инопланетные. Люди ищут общие точки между Православием и мирской культурой — и очень быстро выясняется, что Христа среди этих точек нет. Как и следовало ожидать. Православная мода, православная кулинария — это может быть понятно. Такая, прямо скажем, скверная, вещь как список врагов  — понятна еще лучше. А вот кто такой Христос и какое отношение Он имеет к спешащему по своим делам жителю мегаполиса — нет. Причем это далеко не проблема именно устроителей Православного F.A.Q — это проблема гораздо шире. Выведите кого-нибудь из критиков этого мероприятия в какую-нибудь неверующую аудиторию и скажите — вперед, возвести этим людям Евангелие, я боюсь, большинство не найдется что сказать. Причем это относится даже к людям богословски грамотным.  Одно дело знать, другое — быть в состоянии рассказать об этом. Придется преодолеть определенный культурный, психологический и социальный барьер.

Рассказать о Православии как о субкультуре со своей кулинарией, своим дресс-кодом и своими правилами поведения легче, но это не то великое поручение, с которым Апостолов посылает Христос. Можно желчно критиковать и сам вопрос “почему быть православным выгодно” и предлагаемые ответы на него, но что-то в этом роде неизбежно, пока мы не решимся прямо и решительно возвещать Евангелие. Зная, что мы обращаемся к глубоко обезбоженной культуре, и говорим о чем-то, далеко выходящим за рамки культурного опыта наших адресатов.

В чем же состоит это провозглашение Евангелия? Давайте попробуем сформулировать. В нем можно (несколько условно) выделить две стороны — как богословы говорят об “объективной” и “субъективной” стороне спасения. Во-первых, это провозглашение Личности и спасительных деяний Господа нашего Иисуса Христа. Кто такой Христос и что Он сделал нас ради человек и нашего ради спасения. Во-вторых — это возвещение о том, как человек должен отозваться на эти деяния Божии.

Христос, которого мы провозглашаем, есть Господь. Он Владыка мироздания и единственный законный Владыка каждой человеческой жизни. Пока мы не покорились Ему, мы находимся в состоянии чудовищного мятежа против самой Истины.

Он есть Спаситель — Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы мы могли обрести в Нем прощение и новую жизнь.

Мы призваны к покаянию — к тому, чтобы отвернуться от греха и покориться Христу, и вере — к тому, чтобы довериться Ему как Спасителю, который даст нам вечную жизнь. Это покаяние и вера проявляется в том, что мы присоединяемся к Его Церкви и приступаем к установленным Им Таинствам.

Все это, конечно, известно всем церковным людям. Но реальность, увы, такова, что людям за пределами Церкви это неизвестно абсолютно — и они просто не могут покаяться и уверовать, потому что Евангелие им не возвещено. Они не знают, кто такой Христос и что Он сделал. И именно это стоит поставить в центр нашего возвещения — хотя это будет непривычно и трудно. Но лед надо как-то ломать.

Но, скажем еще раз, люди, которые выходят на улицу с рассказом о Православии, заслуживают нашей поддержки и ободрения. Можно сделать и лучше? Давайте сделаем лучше. Мы должны. Мы на это посланы.

 

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.