Грех
У всех нас есть множество «почему», касающихся разных сторон духовной жизни. «Правмир» продолжает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают священники.

Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

Юрий

Протоиерей Михаил Самохин

Здравствуйте, Юрий!

Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

Марина

Здравствуйте, Марина!

Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

Олег

Священник Филипп Парфенов

Дорогой Олег!

Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

Артем

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Артем!

Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

Мария

Здравствуйте, Мария!

Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

Георгий

Здравствуйте, Георгий!

Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

Виталий

Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

Владимир

Священник Антоний Скрынников

Здравствуйте, Владимир!

Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

Рената

Здравствуйте, Рената!

Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!

Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

Тамара

Здравствуйте, Тамара!

Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

«Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

С уважением, протоиерей Михаил Самохин


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.