Грех есть грех

|

Мы явились свидетелями уже второго случая, когда человек, позиционирующий себя, как православный активист, ударил женщину; как и прошлом случае, его “спровоцировали”. Правда, нынешний герой дня хотя бы высказал какие-то полуизвинения – мол, я не прав, но спровоцировали же.. .

Я боюсь набирать словосочетание “православные активисты” в гугле – по тем же причинам, по которым я боюсь набирать “Богородица, Путина прогони”. В обоих случаях зрелище кощунственных бесчинств глубоко удручает мои религиозные чуства. Но я попробую отложить чувства в сторону и холодно проанализировать то, что происходит.

Возможна ли уличная активность православных? Не только возможна, но и полезна и даже необходима. Когда десятки тысяч людей собрались на молебен, возглавленный Патриархом, это было прекрасно. Это был глубоко волнующий духовный опыт – молиться открыто, на улице, вместе с многими тысячами братьев и сестер во Христе. Это было свидетельство того, что мы, православные люди, есть, и мы вместе, что мы – Церковь. Это было свидетельство для внешних – даже нерасположенные к Церкви люди отметили, что собрание было гораздо более мирным, чем политические митинги, а лица людей – гораздо более благожелательными и спокойными. Это заслуживает повторения – пусть на улицах звучат молитвы, а не крики “не забудем, не простим”.

Возможен ли православный активизм? Да, православные люди должны занимать активную гражданскую позицию, не бояться прибегать к мирным и законным средствам для противостояния злу и утверждения добра. Мы – тоже граждане со своими правами и обязанностями, нам не стоит об этом забывать. В других странах христианской культуры, Церковь весьма и весьма активна в общественной жизни – есть и христианские партии, и массовые христианские движения, и массовые уличные шествия, вызванные теми или иными событиями в жизни страны.

Что нужно для того, чтобы эффективно подорвать, или, как говорят ученые политологи, “маргинализировать” активность православных? То же самое, что и с любым другим движением – сделать наиболее яркими его представителями людей, с которыми никто не захочет иметь дела. Такая маргинализация может происходить спонтанно, вне чьих-то коварных планов – как как-то заметил о.Андрей Кураев, “Один сумасшедший может перекричать целый автобус”. У безобразников и хулиганов гораздо больше шансов попасть в новости, чем у ответственных граждан, выступающих мирно и законно. Мы видели, как резко пошло на спад протестное движение – я сейчас не о том, было оно благом для страны или нет, я о том, какие уроки мы можем извлечь из его неудачи. Причина провала очевидна – оно было рассеяно панк-роком и добито калошей. Люди, в принципе готовые поддержать его лозунги, увидели совершенный цирк с кентаврами, в котором не захотели принимать дальнейшего участия. Кто-то написал об этом у себя в блоге, но большинство просто молча не пришло. Те десятки тысяч людей, которые выходили зимой, теперь рассеялись.

Абсолютное большинство верных православных – люди, не питающие никакого интереса к дракам и бесчинствам. Если “православный активизм” будет прочно ассоциироваться с тем и другим (а я боюсь, он уже ассоциируется), кто-то выразит свое неодобрение в блогах, но большинство просто молча не придет – и православная активность будет успешно маргинализирована.

Более того, борьба, которую ведет Церковь в мире, есть борьба за умы и сердца людей. Учиняя драки и безобразия, умов и сердец не завоюешь – совсем наоборот. Драчливые “православные активисты” не приносят Церкви и стране ничего, кроме вреда.

И вот здесь надо поговорить о духовной стороне проблемы – как более важной. Я уже обнаружил отзывы в стиле “ну да, наши ребята горячатся, но ведь они наши – а против них мерзопакостные либералы и хулители св.Церкви”. Ты что, хочешь оказаться среди гнусных врагов?

Я согласен, что ребята наши. А это означает, что мы несем за них ответственность перед Богом. Вот об ответственности перед Богом и важно вспомнить. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Матф.18:7)”. Безобразные драки – которые тут же тиражируются теми, кому это в радость, на весь интернет, это ровно то, что называется “соблазном”. Одобрять или хотя бы отчасти оправдывать такое поведение – значит служить соблазном для самих драчунов, удерживая их от покаяния, для Церкви и для внешних. Как заповедует Апостол, “Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, (1Кор.10:32)”.

Священное Писание содержит совершенно ясные заповеди относительно того, как христианин должен себя вести – в частности, с противниками Церкви. Апостол, например, пишет: “рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:24-26)”. Речь идет именно о противниках, именно о пребывающих в “сети диавола”. Именно к ним надо быть приветливым, учительным, незлобивым, и кротким. Это заповедь слова Божия. Есть и другие. “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф.4:29-31)”

Писание говорит о плодах Святого Духа: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”(Гал.5:22,23)”.

Невозможно служить Богу, попирая Его заповеди. Невозможно бороться с кощунством, кощунствуя. Невозможно “не давать в обиду Бога”, оскорбляя Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления.

Если Вы делаете это, Вы служите кому угодно, но не Богу. Да, существует всем хорошо известная племенная логика – в любом столкновении поддерживать члена своего племени против члена враждебного. Люди обычно бывают страшно возмущены, когда усматривают такое племенное поведение у других. Но Бог требует другого – грех есть грех, и если его творят “свои”, то мы обязаны им на это указать. Ради братской любви и нашего общего спасения.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Протодиакон Андрей Кураев: Мария Алехина умнее не стала

Страдания улучшают не всех, но только умных. Металл в огне переплавляется. А ветошь сгорает.

Мария Алехина не сожалеет о сделанном в храме Христа Спасителя

"Я горжусь тем, что я сделала", - сказала амнистированная участница "панк-молебна".

О российских тюрьмах и плохих христианах

Сидя в своем компьютерном кресле, я вчера несколько минут сочувствовал Надежде Толоконниковой, а потом закрыл страничку…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: