“Грех – смертельное заболевание”

С 3 по 5 июля в Москве проходил Всемирный
саммит религиозных лидеров. В ходе его состоялась встреча главного редактора
“Аргументов и фактов” Николая Зятькова с Патриархом Московским и всея Руси
Алексием II.

-Ваше Святейшество, каково значение для мировых
процессов завершающегося сегодня Всемирного саммита религиозных
лидеров?

– Нашу встречу я бы назвал весьма успешной. По уровню
участия она стала одной из самых представительных межрелигиозных конференций за
всю историю и самой представительной из когда-либо собиравшихся в Москве. В
процессе диалога мы смогли вместе выявить нашу общую волю к миру, к разрешению
конфликтов, к преодолению терроризма и экстремизма. Многие духовные лидеры
говорили на саммите о том, что в современном мире, переживающем нравственный
кризис, необходимо вернуться к нравственному просвещению и
воспитанию.

Полагаю, что это не менее важно, чем соблюдение прав и свобод
личности. Ведь без нравственного стержня человек не может использовать свою
свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним. Надеюсь, что
выводы саммита будут услышаны и властями разных государств, и их народами, а
главное – верующими разных религий, которых мы призываем к миру. Человек,
живущий с Богом, не бывает одинок

– Всё больше россиян приходят к
Богу, паства православная разрастается…Это отрадно! Но одновременно с этим
люди читают бездуховные книги, смотрят фильмы, играют в азартные игры,
пьянствуют… Как избежать соблазнов, как укрепить нравственные барьеры простому
человеку?

– Человек состоит из бессмертной души, которая
принадлежит миру духовному, и тела, относящегося к миру материальному. Когда
возникает разнонаправленность влечений души и тела, между ними происходит
конфликт. Удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб
потребностям духовным.

Чтобы избежать этого, главенствующим началом в
человеке должна быть душа. Только раскрывая свои духовные силы, человек обретает
полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Это достигается исполнением
особого нравственного закона, который Творец вложил в человеческую природу. В
каждом человеке есть индикатор этого закона – совесть. Однако на неё могут
положительно или отрицательно влиять и культурная среда, и воспитание, и
образование, и общественные стандарты. Чтобы сохранить нормы нравственного
закона и оживотворить их высочайшими идеалами, Господь дал нам Священное Писание
и Свою Церковь.

Соблазны всегда будут присутствовать в мире, но мы можем
им противостоять. Человек, живущий с Богом, никогда не бывает одинок в борьбе с
искушениями. Господь присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто
сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, несмотря ни на какие
трудности, остаётся способным развивать свои духовные качества, уподобляться
Богу и совершенствовать окружающий мир.

– Что такое грех в современном
понятии? Изменилось ли что-либо со времён жизни Иисуса Христа и
апостолов?

– Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти
ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово
не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня
подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, а
грешник, нарушая всё, что только можно нарушить, не только получает запретное
удовольствие, но зарабатывает репутацию смелого и независимого
человека.

Однако Церковь из своего опыта знает, что грех – это
смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как
болезнь души. Всякая болезнь причиняет страдание и, если не лечиться, разрушает
человека и приводит к смерти.

Бог дал человеку свободу воли и никогда не
отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя
грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он
с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас
спасти вопреки нашей воле…

САМО ПО СЕБЕ БОГАТСТВО НЕ
ГРЕХОВНО

– Жить в согласии с религиозными догматами, не совершать грехов
в современном мире непросто. Вот, скажем, зарабатывать капитал, делать бизнес –
это всегда сопряжено с такими грехами, как обман, стяжательство. Как же человеку
всё же обрести истинную духовность, жить правильно?

– Не соглашусь с
утверждением, что бизнес непременно связан с грехом. Достаточно вспомнить о
святом Серафиме Вырицком, который занимался предпринимательством. В историю
России вошли имена меценатов – Бахрушиных, Рябушинских, Морозовых и других,
которые, обладая большими состояниями, прославились делами милосердия. Да и
сегодня многие люди, наделённые богатством, помогают
нуждающимся.

Полученную прибыль можно использовать по-разному. В
Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем хороший урожай, который
сказал сам себе: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей,
веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому
же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для
себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12. 19-21).

Церковь учит, что само по
себе богатство не греховно, но только до тех пор, пока оно не мешает человеку
совершенствоваться и служить ближним. Когда же получение земных благ
превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других,
а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без
сомнения, является греховным.

Напомню изречение святого Иоанна Златоуста:
не уделять из своего имущества есть также похищение. Христианин, имеющий
возможность помочь ближнему, не вправе пройти мимо человека, который терпит
нужду и не может сам заработать себе на хлеб. Ведь Слово Божие увещевает нас:
блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35); берегитесь любостяжания, ибо
жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15).

Конечно,
многое в экономической сфере зависит от общества и государства, от того, какие
условия созданы для предпринимательства, какие принимаются законы и как они
исполняются. Однако любой человеческий закон несовершенен, поэтому очень важен
нравственный климат в экономике. Искушения, соблазны всегда были в мире. Но мы
должны бороться с грехом, и неслучайно Священное

Писание уподобляет
христианскую жизнь воинскому служению (2 Кор. 10. 3; 2 Тим. 2.
3).

РАДУЙТЕСЬ С РАДУЮЩИМИСЯ И ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ

– Сегодня
для некоторых людей принадлежность к Православной Церкви стала едва ли не
обязательным условием для успешной карьеры. Чиновники всех рангов регулярно
светятся перед камерами в храмах во время христианских праздников, с гордостью
рассказывают в интервью о своих духовниках. Но при этом раз за разом принимают
антинародные законы, кто-то крадёт, кто-то сквернословит в Думе. Как вы
относитесь к данной “моде”?

– Православие – это не следование
изменчивой моде, но сокровенная жизнь во Христе. При этом путь к Богу у каждого
свой. Нельзя быть заранее уверенным, что человек, называющий себя православным
лишь потому, что так делают окружающие, никогда в действительности не придёт к
настоящей духовной жизни.

Как правило, такой человек знает о вере очень
немного, нередко “из третьих уст”. Но когда он, пусть даже поначалу
поверхностно, соприкасается с миром Православия , начинает посещать
богослужения, общаться с верующими людьми, участвовать в церковной жизни, он
получает возможность реальной духовной перемены.

Я знаю множество
примеров прихода к глубочайшей вере через, казалось бы, случайные и внешние
обстоятельства. Если же говорить о самой возможности узнать истинные намерения
человека, называющего себя православным , то такая возможность у нас есть.
Господь сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7. 20).

– В советское
время цели Церкви были ясны: пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и
обнадёжив тех, кто от веры не отвернулся. А что важно сейчас?


Церковь неотделима от своего народа. Мы стремимся исполнять апостольский завет:
радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12. 15), а значит, помогать
людям переносить трудности, скорби и одновременно сорадоваться всему доброму,
что имеет место в нашей жизни. Во всякое время, при любом политическом строе у
Церкви одна цель – вечное спасение человека.

Государство и та часть
общества, которая не принадлежит к Церкви, могут содействовать либо
препятствовать этой миссии. При советской власти Русская православная церковь
была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла
в прошлое, перед нами встала задача возрождения церковной жизни во всём её
многообразии.

Сейчас, оглядываясь на последнее десятилетие прошлого
века, нельзя не воздать должное самоотверженной стойкости наших людей. В те годы
были восстановлены многие тысячи храмов, возобновлена жизнь многих сотен
монастырей.

Зримым воплощением духовного возрождения России явилось
воссоздание храма Христа Спасителя. Некоторые тогда порицали нас: не лучше было
бы раздать эти средства в детские дома, больницы и тюрьмы? На это я ответил: чем
больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем.

Распад
исторически единого государства, экономические и социальные потрясения,
политическая нестабильность – всё это легло тяжким бременем на плечи народа.
Церковь, исполняя присущую ей миссию миротворчества, призывала к миру партии и
политиков, принимала участие в разрешении политического кризиса в 1993 году,
способствовала урегулированию межнациональных конфликтов. Понесённые в минувшем
столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее
имущественное расслоение, пропаганда безнравственности – всё это вызывает
серьёзные опасения за наше будущее.

Обращаясь к читателям “Аргументов и
фактов”, хочу всем вам, дорогие мои, напомнить самую важную заповедь Христа
Спасителя, заповедь о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всею душею твоею и всем разумением твоим; …возлюби ближнего твоего, как самого
себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37-40).
Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему – к каждому, кто нуждается в нашей
заботе, нашем внимании, нашей помощи. Точно так же любовь к ближнему только
тогда приобретает подлинную высоту и силу, только тогда простирается в вечность,
если она связана с любовью к Богу.

Николай ЗЯТЬКОВ
“Аргументы
и факты”
www.interfax-religion.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: