Не ограничивай Бога своими мечтами

«Бывает часто, что нам очень сильно чего-то хочется. Нам кажется – это «что-то» непременно сделает нас радостнее и счастливее: какой-то человек, дом, работа, деньги… И всё – дайте мне только это!» Архимандрит Андрей (Конанос) – о том, что делать, если в жизни всё идет не так, как мы задумали.
Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Дайте мне только это!

Если мы верим в Воскресение, то это не значит, что теперь в нашей земной жизни всё будет хорошо. Но нужно стараться – с внутренней силой, оптимизмом и радостью. И когда в какой-то момент нас охватит уныние и покинут силы, мы скажем: «На всё воля Божия! Христос воскресе!»

Господь воскрес, и мы смотрим Ему в глаза, а Он укрепляет нас и говорит каждому: «Учись! Борись! Старайся! Всё получится!» Да, Господи, я стараюсь, но мне всё равно поставили двойку на экзамене… «Посмотри Мне в глаза! – говорит Господь. – Не падай духом. Сегодня ты почувствуешь силу Моего Воскресения в другом – в твоей неудаче». Да, и здесь Христос воскрес! Жизнь не заканчивается на неудачах. И вот здесь – удивительный момент. Воскресение позволяет увидеть новые, бесконечные возможности, которые дарует нам Господь!

Сейчас я расскажу вам об очень важном, исключительно важном для меня явлении, которое я наблюдал всего несколько раз в своей жизни, но которое тем не менее окончательно убедило меня в… Впрочем, давайте по порядку.

Бывает часто, что нам очень сильно чего-то хочется. Нам кажется – это «что-то» непременно сделает нас радостнее и счастливее: какой-то человек, дом, работа, деньги… И всё – дайте мне только это!

Нет, хотеть чего-то – совсем неплохо. Но не надо думать, что лишь то, чего мы так хотим, может сделать нас счастливыми. Бог также желает нам одного лишь счастья. Сколько возможностей нам бы хотелось получить, чтобы стать счастливыми? Две, три. А Бог – бесконечен.

Бог Сам – необъятное богатство, уникальное изобилие, и у Него всегда есть множество замечательных альтернатив для решения любой проблемы. Но мы, люди с ограниченным восприятием действительности, всё твердим: «Если это произойдёт в моей жизни, я стану счастливым. Поэтому я хочу именно этого и боюсь даже подумать о чём-то другом. Ведь я не уверен, нужно ли мне это другое. Да и зачем ждать?»

Хочу сузить круг

Попробую объяснить это проще. Приведу классический пример. Молодой человек видит девушку и тут же говорит себе:

– Всё, это – она. Она создана для меня. Если я не подойду к ней, не познакомлюсь, не начну с ней встречаться и не женюсь – дальнейшая жизнь не будет иметь никакого смысла.

Или, например, человек устраивается на работу и думает:

– Эта работа – всё для меня! Если я не буду здесь работать, сойду с ума от горя.

То же самое бывает и с новым домом, с какой-нибудь новой вещью…

А Господь смотрит на всё это и говорит:

– Как же бедно ты рассуждаешь! Но проблема даже не в этом. А в том, что ты и Меня считаешь таким же ограниченным. Ты хочешь поместить Меня в тесный, замкнутый круг твоего мышления; тебе кажется, что раз эта девушка не выходит у тебя из головы, Я не могу дать тебе никакого другого счастья. По-твоему, лишь благодаря этой девушке (работе, дому, машине) Я могу сделать тебя счастливым. Но у Меня есть множество решений, множество вариантов для твоего счастья.

А мы говорим Богу в ответ на это:

– Нет, нет, Господи! Прошу Тебя! Мне не нужно Твое Божественное множество, я хочу сузить круг! Я хочу, чтобы мое счастье поместилось именно в эту маленькую дырочку!

Нет, хотеть этого совсем неплохо. Просто я говорю вам всё это для того, чтобы вы поняли: если то, чего мы так желаем, не происходит, это не значит, что всему конец. Не только не конец, а, я убежден, – это лишь начало пути, на котором мы можем открыть для себя массу возможностей, о которых до этого не имели ни малейшего представления. Да мы и не хотели их себе представлять – потому что справиться с таким огромным выбором, таким богатством, такой свободой нам не под силу.

Мы привыкли бояться, тесниться, замыкаться. Нам становится страшно при виде чего-то великого и необъятного. Гораздо увереннее мы себя чувствуем в крошечной хижине, заперев на замок свою волю, ум, свои планы.

Господь говорит:

– Я приготовил для тебя роскошный дворец!

– Нет, Господи, умоляю Тебя, не сбивай меня с толку своими дворцами и прочим. У меня есть моя хижина!

И, конечно, говорим мы это не из-за смирения, которого нет, а из-за своего духовного окаянства и узколобости.

Sarolta Ban

Sarolta Ban

Не надо ограничивать Господа своими схемами. Не надо думать, что счастье придет к нам именно таким образом, как нам кажется в настоящий момент. Нет, хорошо, когда мы размышляем, строим планы – ведь мы люди. Но давайте говорить при этом так: «Господи, мне кажется, что в этом маленьком, тесном кружочке я буду счастлив. Если Ты думаешь так же, если Ты согласен с этим – хорошо! А если по каким-то причинам Ты так не считаешь, – да будет воля Твоя. И то, что произойдет после, будет гораздо лучше».

Говорю вам всё это потому, что в жизни иногда происходят события, которые мы в свое время и представить себе не могли. У меня бывали такие случаи, и каждый раз я просто поражался сюрпризам от Господа. Когда мне казалось, что дела идут хуже некуда и что если не произойдет то-то и то-то, если я не получу того-то и того-то, всё рухнет окончательно, Господь совершенно неожиданно показывал мне, как через крушение одного появляется что-то новое, чего я до этого и представить себе не мог. И тогда я понимал, до какой степени был неверующим.

Впереди у вас много прекрасного

Мы не верим в Бога по-настоящему. Вот почему я и говорю, что своей жизнью мы постоянно опровергаем слова пасхального приветствия «Христос воскресе!» Мы говорим их, поем, но наше сердце закрыто.

На деле мы не верим в Бога; ведь если бы мы верили в Него, то с нетерпением ждали бы от Него сюрпризов. А вместо этого мы будто говорим: «Вряд ли Бог творит чудеса. Наверное, Он такой же, как я – жалкий и окаянный». Да, мы такие. И потому думаем, что и Господь – такой.

Нет, Он не такой. И мне бы хотелось, чтобы вы это поняли. И чтобы поверили – у вас впереди много всего прекрасного. Говорю это по своему скромному опыту. Не нужно цепляться за земные блага, не нужно бояться потерять что-то. Если не получается, не упорствуй – например, в личных отношениях. Если отношения не складываются и, как бы ты ни старался их развить или удержать, ничего не получается, какой смысл заставлять человека быть с тобой насильно? Всё должно складываться легко, приятно. Там Господь. А не в насилии или принуждении.

И тут внезапно Бог посылает тебе что-то новое, удивительное, и ты говоришь: «Господи, я и не думал, что Ты так богат!» А Господь отвечает: «Я же говорил тебе, что ты зря ропщешь на Меня. Ты просто Меня не понимал».

Так, шаг за шагом, мы учимся понимать Бога и Его любовь. А когда поймем, то успокоимся и полюбим друг друга. Ведь, чувствуя на себе любовь Божию, легче полюбить людей. И когда любишь – всё вокруг видится прекрасным. Любовь заставляет по-другому смотреть на вещи. Она опьяняет. И ошибки любимого человека становятся лишь поводом дать ему еще больше любви, тепла и прощения.

Когда этого нет, то через пять лет брака супруг начинает казаться невыносимым. Одна женщина так мне и сказала:

– Отче, я не выношу своего мужа!

– Кого – мужа? Человека, которого ты так любила, которому всё прощала и у которого не замечала никаких недостатков? Что с тобой случилось?

– Я его терпеть не могу!

– Что же он натворил?

– Ничего. Он меня раздражает одним только своим видом. Видели бы вы, как он чавкает, когда ест! Это действует мне на нервы.

И это говорит женщина, которую в начале семейной жизни всё устраивало, которая всё видела в розовом цвете. Вместе путешествовали, он приносил ей целый ворох своих рубашек, чтобы она их погладила, а она говорила: «Любимый, я готова гладить твои рубашки с утра до вечера! Для меня это радость!»

И теперь она говорит ему: «Убирайся отсюда! И зачем я вышла за тебя замуж? Уезжай к своей маме! Наша встреча была ошибкой».

Куда же делась любовь? Где похоронены все эти сильные чувства? Как воскресение превратилось в смерть? Почему?

Необходимо постоянно обновлять чувства – «подогревать», «подкармливать» их, чтобы не возникло привычки, в плохом смысле этого слова. Состояние «опьянения» не должно проходить – потому что если оно пройдет, то, протрезвев, всё видишь в дурном свете и жизнь начинает утомлять тебя.

Увидеть все в свете Воскресения

Все мы – очень тяжелые в общении люди. Поэтому нам и нужно обновление. Поэтому каждый год мы и проживаем заново (я имею в виду наши церковные праздники) и каждый воскресный день вспоминаем Воскресение Христово. И каждая литургия – это Воскресение.

Нашим сердцам необходим стимул, толчок. Проснись, сердце! Прими вновь кровь Христову. Прими жизнь. Впусти в себя Христа. Почувствуй свежесть. И люби ближнего своего как в первый раз, как тогда, когда вы только познакомились. Увидь всё в свете Воскресения! И смиренно, радостно и красиво живи эту жизнь.

Будем жить осмысленно. Жить, зная, для чего мы живем – вместе, любя и прощая, разделяя друг с другом скорби и радости. Жить, зная, что мы не одни. Тогда и другие поймут смысл Воскресения Христова. Ведь как объяснить его тому, кого мы любим? Нужно просто любить этого человека.

Приветствуя ближнего словами «Христос воскресе», не нужно пускаться в апологетические рассуждения. Ведь существует множество книг о Воскресении, труды святых отцов – масса всего замечательного. Человеку так сразу всё равно этого не понять. Когда он спрашивает тебя о Боге, ему нужно в первую очередь увидеть любовь, воссиявшую над Гробом Христа; увидеть прощение и объятия Божии. Его любовь ко всем нам.

Дай Бог, чтобы сердца наши озарил дневной свет, чтобы в них поселилась надежда. И я снова говорю вам: в вашей жизни сейчас всё замечательно, потому что ничего не закончилось. Да, сегодня ты плачешь, но завтра еще не наступило. Впереди – прекрасные события. Не нужно предрешать заранее собственную участь, плакать и роптать. Не нужно жить так, будто каждый день – это Страстная Пятница. Долго выдержать страдания всё равно не получится. Потому что смысл страданий – не в страданиях. А в том, чтобы всем сердцем устремиться к Воскресению.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»


Читайте также:

Архимандрит Андрей (Конанос): Легкая жизнь затрудняет путь ко Христу

Архимандрит Андрей (Конанос): Не злись на себя и не прячься от себя

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Не забудьте выключить телевизор

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, что делать с мыслями-паразитами и как услышать голос Бога