«Хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, – а борьба одна и та же»

Три года в пещерах – много или мало? Наверное, мало для вечности, для нас с вами – необъятно много. Печка, свечи, ни интернета тебе, ни телефона. Подвиг? Аскеза? «Современным монахам проживание в пещерах ничего не дает, – уверен архимандрит Антоний (Нетребин). – Кроме болезней и духа гордыни: вот я какой подвижник!» О своем опыте пещерной жизни рассказывает настоятель Лядовского скального монастыря.

10 сентября Православная Церковь празднует Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. В 1051 году преподобный Антоний Печерский поселился в пещере, по преданию, вырытой митрополитом Киевским Иларионом. Именно этот год принято считать годом основания Киево-Печерского монастыря. Когда количество братии стало увеличиваться, преподобный, любящий уединение, отошел на соседний холм и в 1057 году выкопал новую пещеру. Со временем и там поселились монахи. Так образовалось два комплекса пещер – Дальние и Ближние. И хотя 300 лет уже не живут под землей монахи лавры, но даже и в наше время есть люди, отваживающиеся на «печерский» образ жизни.

Разверзшиеся остовы скальных храмов, пещеры монастырской горы, источник преподобного Антония Печерского и келья, в которой жил и молился основатель монашества на Руси. Даже разрушенный, Лядовский монастырь поражает особенной красотой и величием. А вокруг – природа удивительной красоты, скалы над Днестром в крутой излучине, тишина, покой, умиротворение…

По преданию, Лядовский Усекновенский скальный монастырь 1000 лет назад был основан преподобным Антонием Печерским на пути со Святой горы Афон в Киев. Обитель находится на левом берегу Днестра, на границе Украины с Молдовой. Неподалеку в Днестр впадает маленькая речка Лядава, рядом с которой расположено село с одноименным названием. Преподобный Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия.

В 1938 году монастырь взорвали большевики, и 60 лет на руинах лишь иногда молились жители окрестных сел.

В сентябре 1998 года нынешний настоятель обители архимандрит Антоний (Нетребин) и еще трое послушников Почаевской лавры пришли на место одного из древнейших на Руси монастырей, чтобы жить там в тиши и уединении. Три года провела в пещерах над Днестром первая братия Лядовского Усекновенского скального мужского монастыря.

– Мы служили здесь первую Литургию в 1998 году – как раз перед днем памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, престольным праздником монастыря, – рассказывает архимандрит Антоний. – Люди издавна любили нашу обитель, но в то время, конечно, не так много прихожан приезжало, как сейчас.

Тогда 21-летнему иноку хотелось именно здесь отрешиться от мира в молитве отшельников:

– Я знал, что здесь есть пещеры. Раньше бывал в этом месте много раз, когда еще в семинарии учился. Ехал в уединение, а оказалось – совсем наоборот. Видно, Господь призвал не для спокойствия, а для возрождения святыни.

Зимой в пещерах жить лучше

– Поселились мы ещё с двумя иноками в пещерной келье с пристройкой – комнаткой, в которой у нас была кухня и трапезная, – вспоминает отец Антоний. – А жили в самой пещере – там, где сейчас старая иконная лавка. Печка уже была, так что более-менее обустроено – жить было можно.

До первых поселенцев на развалины Лядовского монастыря приезжал служить священник, он и оборудовал пещеру печкой с пристройкой, чтобы было где остановиться. Печка – обычная, на Украине ее называют «грубка». Выложена в перестенке, а из-под скалы сразу – вытяжка и дымоход.

– Нормально было – топили, дров хватало. Зимой в пещерах жить лучше, чем летом, потому что зимой постоянно отапливается и нет сырости, а летом сырость накапливается. Приходилось топить даже летом, но и тяги нет, и жарко очень.

На вопрос, как проживание в пещере сказывалось на здоровье, отец Антоний отвечает неохотно:

– В первое время не чувствовалось – молодые были, здоровые. Болели, конечно, но сразу так и не замечаешь особо. А потом – у всех по-разному. Кому и на пользу пошло.

Селились не только в этой пещере, но и в пристройке:

– И в Антониевском храме на хорах, и в келье преподобного Антония жили. Позже вверху в скале еще две кельи себе вырубили. Обустроили, печки поставили. Обходились по минимуму.

Свет в пещере был. Уже позже построили для монастыря свою трансформаторную подстанцию. А тогда электричество провели стальной проволокой, и хватало только на освещение, электроприборы подключить было нельзя. Лампочка еле-еле светила, читали и служили в пещерном Антониевском храме при свечах.

Не романтики ради

О первых трех годах пребывания в Лядовской обители архимандрит Антоний рассказывает буднично. Но то, что он считает простым и очевидным, многие даже представить себе не могут.

– Да ничего такого особенного и необычного, – просто приехали, поселились, живем, трудимся. Жили в пещерах не потому, что какой-то романтики хотелось или мечтали о подвижничестве. Просто на то время это было единственное жилье в монастыре. А потом построили кельи и перебрались – вот и всё.

Тогда со всем были трудности: ни средств, ни материалов. Но Господь посылал утешения – особенно после того, как съездили на Афон, и игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем благословил обитель иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Привезли святыню в монастырь и потихоньку начали строительство братского корпуса. Теперь на третьем этаже – храм в честь этого Богородичного образа.

К 1000-летию обители, которое отмечали в 2013 году, многое здесь преобразилось. И колокольню построили, и обустроили источник преподобного Антония, и территорию на берегу Днестра под монастырскою горой в порядок привели, и еще огромное количество разных мелочей.

Отстраивается Лядовский монастырь в византийском стиле – сплошь каменная кладка, мозаики и резьба по камню. Сейчас подходит к концу реставрация Антониевского храма. Как говорит настоятель: «Даст Бог, до зимы управимся».

Сердце монастыря

Пещеры – одна из главных особенностей Лядовского монастыря. Но глубоких больших пещер, – чтобы и подземные ходы, и переходы, и кельи, как в Киево-Печерской лавре, – здесь нет. Это природные пещеры, которые древние монахи немного расширяли. Подмуровывали камнем переднюю стенку, и получалось, что одна стена, наружная, все время прогревалась и подсыхала. И окна делали, и коридорчик небольшой.

На территории монастыря пять таких пещер, плюс келья преподобного Антония, а также Антониевский, Усекновенский и Параскеевский пещерные храмы.

Не ко всем Лядовским пещерам имеется легкий доступ. Чтобы добраться к некоторым, нужны и лестницы, и другие приспособления. А вот келья преподобного Антония Печерского – в самом сердце монастыря. Куда бы ни шел в этой скальной обители, к этой пещере обязательно попадешь.

В некотором удалении от обители сейчас обустраивается еще и пещерный скит. Там, как и в Лядово, Днестр делает крутой поворот и тоже целая гряда скал, в которых около пятнадцати пещер, где жили монахи-отшельники.

– Монастыря там не было, но действовал небольшой пещерный храм. Еще до Октябрьской революции эти пещеры описывал историк и археолог Владимир Антонович, – рассказывает архимандрит Антоний. – Сейчас строим там храм во имя Семи отроков Ефесских. И скит этот, скорее всего, будет женский, потому что в Могилев-Подольской епархии женского монастыря пока нет. Возможно, матушки, которые живут под горой Лядовского монастыря, переселятся туда.

Как планирует настоятель, в пещерах будет только храм, жить в них никто из монахов не будет. И незачем, да и доступа к ним нет – нужно альпинистом быть, чтобы туда добраться.

Напротив Лядовского монастыря есть комплекс Нагорянских пещер. Там тоже когда-то жили монахи-отшельники, и планируется со временем обустроить скит.

«Хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, а борьба одна и та же»

Раньше люди жили в пещерах, потому что больше было негде, да и по необходимости: прятались от врагов и диких зверей.

– Для современных монахов проживание в пещерах ничего не дает, – уверен архимандрит Антоний. – Кроме духа гордыни: вот такой подвижник, что в пещере затворился! То время ушло. Господь так управил, что даже в Киево-Печерской лавре уже 300 лет как монахи в пещерах не живут. Можно в пещеры приходить, уединяться, молиться, служить. Но жизнь там особой пользы не приносит – только вред здоровью. Древние иноки, действительно, старались уединиться в пещерах, сосредоточиться. Им была польза от этого. А сейчас не только у мирян, но и у монахов из мира осталось столько всяких воспоминаний, что хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, – борьба одна и та же будет.

– Ничего особенного у нас нет – монастырь, храмы, братия, служба, – продолжает отец Антоний. – Просто место такое – был когда-то монастырь, и Богу угодно, чтобы он возрождался. Хочется отстроить то, что было взорвано. Возможно, это жест покаяния от нас за те поколения. А еще мы живем надеждой, что закончатся все эти стройки, будет все спокойно и тихо, и мы отгородимся, наконец, от мира и хлопот. И, конечно, хочется, чтобы мир был, чтобы людей не убивали.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Почему не Параскева, или Как святые становятся нам близкими

10 ноября – день памяти великомученицы Параскевы Иконийской

Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром

Доклад монахини Феоксении (о. Крит, Греция) о том, что может дать миру монах, "отрекшийся" от него

Игумения Даниила (Мясникова): «Духовник вам не нянька, нужно думать своей головой»

Ленинградская девушка-художница из советской неверующей семьи долго искала себя... Сегодня она – игумения монастыря