Христианин и экология: Когда нельзя быть равнодушным

На днях в Москве произошел выброс ядовитых веществ, что еще больше ухудшило и без того скверную экологию мегаполиса. Винить в этом можно кого угодно: чиновников, автомобилистов, соседей, но, возможно, и мы сами, и христиане в частности, имеем к этому отношение? Вот, скажем, ОПК в школах, благотворительные столовые, антиалкогольные движения и многие другие социальные инициативы Церкви стали для нас уже привычным делом. А солнечные коллекторы на крыше приходского дома или создание эко-команд – вещи пока еще довольно редко встречающиеся.

О том, почему тема экологии пока не так популярна среди прихожан, христианских ценностях как мотивации экологической деятельности и о других вопросах мы поговорили с руководителем экологического отдела Гродненской епархии протоиереем Георгием Суботковским и директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым.

Если к светским экологическим организациям мы все уже давно привыкли, то понятие «экологический епархиальный отдел» звучит пока еще непривычно. Поэтому начну с вас, отец Георгий: не приходилось ли вам встречаться с недоумением, может, даже критикой своей деятельности в обществе и в Церкви?

Протоиерей Георгий Суботковский

Протоиерей Георгий Суботковский

Протоиерей Георгий: Нет. Никогда. Экологическая деятельность Церкви, как нечто новое, вызывает у общественности скорее интерес, нежели недоумение и критику. А положительное отношение к экологическим вопросам у православных христиан, я считаю, просто «в крови».

Существенная часть дополнительного требника в своих чинопоследованиях призывает освящать Божие творение и всю хозяйственную деятельность человека на земле (освящение посевов, плодов и т.д.), говоря языком экологов: пермакультуру. И благодарность Богу о творении возносится в евхаристических молитвах за каждой божественной литургией Церкви. Поэтому отношение может быть только положительным.

А то, что в настоящее время Церковь берет на себя ответственность заниматься вопросами экологии, звучит непривычно и ново только для нашего церковного пространства, где, к сожалению, этот вопрос до последнего времени не был до конца разработан. Экологический отдел Гродненской епархии как раз и был создан после ознакомительной поездки представителей епархии, во время которой изучался опыт работы в данном направлении христиан Чехии и Германии.

Честно говоря, сразу трудно представить, чем может заниматься экологический епархиальный отдел, кроме каких-нибудь скучных лекций о том, как плохо мусорить. Или, может, вы выпускаете экологически чистые свечки, которые не «коптят» атмосферу?

Протоиерей Георгий: Ну, чтобы было веселей, можно, например, на здании церковно-причтового дома установить солнечные батареи и оснастить его экологической канализацией, что мы и сделали на приходе в деревне Сынковичи. Там, кстати, расположен уникальный храм оборонного типа в честь Архистратига Михаила.

А вообще, одним из основных практических достижений нашего отдела является создание так называемых эко-команд. Это молодежные группы, созданные при воскресных школах приходов епархии, которым в течение года по особой программе систематически преподается образование для «устойчивого развития».

Дети обучаются экономить электроэнергию, воду, другие ресурсы, благоустраивают территории, после чего проводят аудиты по итогом своей деятельности. А в летний период наши «Зеленые братья» собираются на экологические слеты для обмена опытом и мониторинга. В ближайшее время планируется возвести эту работу на качественно новый уровень и охватить по возможности большинство приходов епархии.

Евгений, следующий мой вопрос к вам. Ваш «Центр экологических решений» светская организация. Но, насколько я знаю, лично ваши мотивы экологической деятельности – христианские. Расскажите о них подробнее.

Евгений Лобанов

Евгений Лобанов

Евгений Лобанов: В общем, да, для меня христианские убеждения являются одним из самых важных стимулов в работе. Из Книги Бытия мы знаем, что первая заповедь, которая дана была Богом человеку – заботиться о том саде, в который он был помещен. То есть человеку была вверена забота о Божьем творении!

Евангелие много говорит о самоограничении, и это сильно контрастирует с ценностями современного общества потребления. А ведь именно неумеренное потребление – главная причина большинства современных экологических проблем.

Но ведь общество потребления появилось на Западе и там очень развито, а с экологией у них ситуация, по-моему, лучше нашей.

Евгений Лобанов: Ну, во-первых, большинство стран очень сильно отличаются друг от друга, поэтому говорить о Западе или Востоке в целом – очень сложно. Вопросы экологии имеют глобальный характер. Например, большинство современных товаров массового потребления производится в Китае, а продается в других странах.

Я бы не сказал, что в других странах ситуация кардинально отличается от нашей. Мы можем говорить скорее о том, что во многих странах уровень озабоченности экологическими проблемами гораздо выше, чем у нас, и это, конечно, влияет на людей, принимающих решения. Люди там раньше столкнулись с проблемой неумеренного потребления, поэтому логично, что они же начали раньше и более активно бороться с последствиями. В то же время, большинство действительно фундаментальных причин экологических проблем по-прежнему не устранены.

Т.е. получается, что это можно сравнить с тем, как общество, не отказавшись от курения, просто научилось лечить больше болезней, вызванных табаком.

Евгений Лобанов: Ну, грубо говоря, да. Если продолжать эту аналогию, у них сигареты содержат меньше смол, у них хорошие фильтры, в целом они курят меньше, чем мы, но то, что они не курят вообще, сказать нельзя.

Понимаете, мы можем сколько угодно собирать и сортировать мусор, но это не решает проблему в корне. Она останется, пока мы будем продолжать производить бесчисленное количество товаров, которые нам просто не нужны, без оглядки используя для этого природные ресурсы.

Христианская аскетическая практика предполагает совсем иной подход к окружающей среде. Человек должен брать только то, что действительно необходимо. Если он будет ловить рыбу – он будет ловить ее для того, чтобы поесть, а не для того, чтобы устроить соревнования по спортивной рыбалке.

Протоиерей Георгий: Кстати, по мысли Максима Исповедника, человек может превратить в рай Землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Адам в раю

Но все же, мне кажется, что если сегодняшние христиане хорошо понимают необходимость заботы о людях, то вот необходимость именно из христианских убеждений заботиться о природе видят не все. Почему, как вам кажется, в нашем сознании нет привязки экологической ответственности к ответственности нравственной?

Протоиерей Георгий: Христиане строят свое мировоззрение исходя из Священного Писания, которое говорит, прежде всего, о первичной и главной цели – приобретении Царствия Небесного, которое, как известно, «не от мира сего».

Мог ли, например, апостол Павел много говорить о приоритете вопросов экологии, когда все христианские общины того времени находились в постоянном ожидании скорой парусии. Хотя, конечно, мысль о важности творения Божия для человека косвенно пронизывает его послания. Возможно, эта разница приоритетов сказывается на мироощущении христиан.

Евгений Лобанов: Я думаю, что здесь есть несколько причин.

Во-первых, современная цивилизация – это, в первую очередь, городское общество. Мы живем в городах, т.е. в неестественных условиях, говоря откровенно. Очень много чего происходит вне нашего поля зрения. Еда берется из холодильника, а в лучшем случае – в магазине. Электричество всегда есть в розетке. Бензин на заправке. Мы не ощущаем связи с окружающей нас средой в повседневном режиме.

И христиане – это такие же люди, часть такого вот общества. У нас эта связь тоже ослабеает. Действительно, много чинов в требнике имеет отношение к аграрному циклу или к природным явлениям вроде благословения собранных плодов, молитв при засухе, о дожде, и т.д., которые для человека очень большое значение имели еще буквально сто лет назад. А сейчас для нас, горожан, многие их этих чинов просто анахронизм.

А во-вторых, СМИ на экологические темы пишут очень мало. Одни из наших коллег проводили исследование по количеству материалов, посвященных экологическим вопросам в Беларуси. Делалась выборка государственных и негосударственных СМИ, сайтов и т.д., и по результатам исследования оказалось, что количество материалов, которые напрямую касаются вопросов экологии, составляло около 2–3 %.

В Церкви, кстати, об этом тоже говорится очень мало. У людей в связи с этим не возникает повода, чтобы задуматься, выявить те связи между нашими действиями и теми процессами, которые мы наблюдаем.

А ведь зачастую это не просто вопрос «нравится-не нравится», а вопрос того, делаем мы добро или зло. Если человек, скажем, сливает отработанное машинное масло в землю или водоем, и при этом идет очень серьезное загрязнение окружающей среды (а это и влияние на здоровье людей), то вряд ли это можно назвать добром. А если это происходит в огромных промышленных масштабах, то как это назвать? А ведь такими вещами могут заниматься люди, которые являются членами Церкви.

Т.е. в сущности, вы считаете, что христиане просто слишком сильно сливаются с окружающим их обществом в этом отношении. Теряют, так сказать, свою уникальность, соль.

Евгений Лобанов: Я думаю, что загрязнение окружающей среды и последующее влияние на здоровье людей – это одна из самых актуальных глобальных проблем. В этом смысле христиане не могут оставаться равнодушными, так как то, что сейчас происходит с окружающей средой – это по сути еще один индикатор крайне серьезных проблем людей и общества.

И решение этих проблем невозможно только технологическими методами, важно изменение отношения людей к тому, что происходит. И если христиане про это не говорят, не демонстрируют своим примером, как нужно относиться к тому, что дал нам Бог, то, наверное, можно говорить о том, что мы действительно сливаемся с окружающим обществом.

Сотворение мира

Сотворение мира

Отец Георгий, так может, нам пока рановато заниматься экологией и стоит обратить внимание на какие-то более важные вещи внутри Церкви?

Протоиерей Георгий: Несомненно, тема экологии не является самой приоритетной задачей для Церкви, однако это не значит, что она не заслуживает внимания наряду с другими, более традиционными сферами церковной деятельности. Кроме того, я убежден, что Церковь должна быть везде, где есть люди доброй воли.

Беседовал диакон Дмитрий Павлюкевич

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Православный экологический фестиваль прошел в Москве

Церемонию открытия возглавили протоиерей Всеволод Чаплин и председатель движения «Русь Православная» Виктор Семенов

Русская Православная Церковь впервые отмечает День особой молитвы о Божием творении

Церковь призывает прихожан и духовенство к проведению экологических акций и мероприятий