Христианин в мире насилия

|
Вам не нужно искать оправданий для ненависти и подстрекательства к убийству, если Вы не ненавидите и не хотите убивать. А вот если ненавидите и хотите – самые нелепые аргументы покажутся убедительными.

Мир сей построен на насилии – и нам важно напоминать себе, что мы к нему не принадлежим.

Мы, христиане, в самом буквальном смысле «не от мира сего», мы принадлежим миру грядущему, где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)

Одна из духовных проблем, которые выявил текущий кризис – это очень низкий уровень сопротивляемости насилию. Не в смысле готовности уступать насилию, а в смысле готовности поддаться соблазну к нему прибегнуть.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Эта проблема проявляется в действиях всех участников конфликта, и почти всех участников обсуждений в сети.

Существует общая уверенность, что прибегать к насилию для осуществления своих целей – хорошо, правильно, и морально одобряемо. Что запугивать, калечить и убивать других людей – нормальный способ решения (нами) любых общественных проблем.

Конечно, в отношении насилия, проявляемого противной стороной, сохраняется самое резкое негодование, но «нашим» – можно, даже похвально, ведь они запугивают, калечат и убивают плохих людей, полностью заслуживающих такого обращения.

Насилие видится как наиболее простой и очевидный образ действий, к которому прибегают в первую очередь – и который может уступить место переговорам, только если противная сторона достаточно сильна, чтобы сделать насилие затруднительным.

Эта проблема, увы, не является чем-то специфически восточноевропейским – как если бы мы могли надеяться, что со временем она исчезнет. Это один из аспектов первородного греха, лукавства и крайней испорченности человеческого сердца.

Да, в одних культурах уровень насилия выше, в других – ниже; и миссия христиан, в частности, в том, чтобы трудиться ради снижения уровня насилия. Но в целом, увы, князья человеческие, какими бы цивилизованными и продвинутыми по пути прогресса они бы себя ни объявляли, всегда готовы поддерживать и ободрять насилие, если оно чинится в их интересах.

Христиане представляют собой людей, в самом буквальном смысле, не от мира сего, и отказывающихся играть по его правилам.

Заповедь «не убий» воспрещает нам как-либо покушаться на жизнь и здоровье человека – включая себя. Не убивать, не содействовать убийству, не подвергать кого-либо опасности, не подстрекать к убийству, не одобрять и не восхвалять убийства.

Теоретически большинство людей (включая нехристиан) согласится с заповедью «не убий»; практически большинство людей (включая большинство христиан) отвергнет ее в первой же ситуации, которая подтолкнет их к насилию.

Интернет легко выставляет напоказ, как адепты высочайшей цивилизованности и гуманности, глубоко переживавшие за слезинку гея, которая в будущем может произойти от некоторых постановлений Думы, теперь горячо одобряют масштабное кровопролитие и простодушно радуются трупам врагов.

Это можно было бы объявить знаком несостоятельности их взглядов – но увы, это знак чего-то намного более печального, несостоятельности падшей человеческой природы в целом.

Потому что если мы обратим наш взгляд к христианам, мы увидим контраст еще более резкий – люди с легкостью необычайной переходят от «и остави нам долги наши» к «не забудем, не простим» и проповеди самой дикой мстительности.

От «не убий» к призывам убивать, убивать и убивать и публикации в интернете адресов предполагаемых злодеев – чтобы их кто-нибудь убил. Хуже того, нередко уже и Христос объявляется кем-то, благословляющим убийства.

Увы, и в этом случае цивилизованность, гуманность и человеколюбие держатся до первого испытания. И что еще более печально, заповедь Божия в человеческих сердцах тоже держится недолго.

Конечно, люди выстраивают различные системы рационализаций и оправданий, которые позволяли бы им быть кровожадными дикарями, вопящими «смерть!» и одновременно считаться людьми цивилизованными и гуманными, даже христианами.

Но здесь мы имеем дело именно с самообманом. Как это обычно и бывает с самообманами, он порожден конфликтом между непреодолимо сильным желанием соучаствовать в ненависти и насилии, и желанием сохранить приемлемый образ самого себя.

Если Вы чего-то не хотите, Вам не нужно измышлять для этого замысловатых оправданий. Вам нужно искать оправданий, разрешений и извинений только для того, к чему Вы рветесь. В частности, Вам не нужно искать оправданий для ненависти и подстрекательства к убийству, если Вы не ненавидите и не хотите убивать. А вот если ненавидите и хотите – самые нелепые аргументы покажутся убедительными.

Но христианин – это не просто человек с другими убеждениями; это человек с другим сердцем.

Как обещает Пророк, «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).

В Евангелии есть поразительный рассказ о бесноватом, которого «связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лук.8:29). Когда Господь исцеляет этого человека, его больше нет нужды связывать – он не беснуется. Его видят «сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» (Лук.8:35).

На человека необращенного можно налагать цепи и узы закона, которые, до некоторой степени, сберегают его. Но вскоре, увы, он разрывает узы. Они глубоко противны устремлениям его падшего сердца. Именно это мы и видим так часто – декларируемые убеждения, гуманистические или религиозные, держатся до первого испытания, потому что они усвоены чисто поверхностно.

Подлинное обращение изменяет сердце человека, который воспринимает цели и устремления Бога как близкие ему лично, находящие глубокий отзыв в его сердце. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Именно ради этого Бог отдал Сына Своего Единородного, именно это и важнее всего в Его глазах.

И это является самым важным для христианина – и в других людях он видит, прежде всего, тех, за кого умер Христос, тех, кого ищет спасти Бог.

Бог милосерден и сострадателен – и христианин видит в страдающих людях Того, Кто пожелал разделить и страдание, Христа.

Бог любит людей и желает для них безмятежной и мирной жизни на земле и спасения на небесах. И христианин думает о том же. Бог является Творцом и Искупителем всех людей – иудеев и эллинов, скифов и варваров, русских и американцев. И христианин видит и чтит во всех людях образ Божий.

Это не только (и не столько) следование определенному набору предписаний, сколько определенный взгляд на реальность, порожденный фундаментальным выбором – быть на стороне Бога.

Как говорит Преподобный Исаак Сирин:

«Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари.

При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию.

А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу».

Этот выбор трудно сделать – и еще труднее в нем устоять – потому что мы живем в мире, где прославляется нечто обратное. Ярость, ненависть, готовность к насилию. В мире, где все прославляют и героизируют войну.

Но христиане не от мира сего – и именно это делает их солью земли и светом миру. Там, где люди рвутся уничтожить и растоптать других людей, христиане помнят о том, что их миссия – соучаствовать в Божием деле спасения и примирения.

Господь не говорил миротворцам, что им будет легко. Он говорил, что они – блаженны, ибо нарекутся сынами Божиими.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Естественное и сверхъестественное

Злодей только что лишил жизни их близких. Но они отказались от ненависти. Почему?

Для чего мы здесь, или Попытка выбраться из водоворота

Множества страшных несчастий можно было бы избежать, если бы люди задавались вопросами «зачем я это делаю?»,…

О самоотравлении пропагандой

Если люди так легко верят в ложь, может быть, им это нужно?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: