<ХРОНИКА>:

11–13 сентября 2009 года в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына состоялась Вторая международная конференция, посвящённая наследию митрополита Антония. Конференция была организована Домом русского зарубежья совместно с Фондом “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского” и получила благословение и приветствие от Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, главы Синодальной Богословской комиссии.

Конференция ставила целью не столько охватить наследие Владыки во всей его многогранности, сколько углубиться в одну из центральных для него тем — тему человека. “Верующие и неверующие равно озабочены о том же существе: о человеке; и человек является единственным как бы пунктом встречи полного атеиста и сознательного верующего”, — говорит Владыка. “Бог верит в человека”, — утверждает он, и говорит, что проблема людей, которые обращаются к нему за помощью, чаще не в том, что они не верят в Бога, а в том, что они не верят в самих себя.

В рамках этой обширной, можно даже сказать — необъятной темы участникам встречи предстояло вдумчиво, трезво поразмышлять о человеке, каким его видит митрополит Антоний. Это размышление уже имело место: теме цельности человека были посвящены семинары, регулярно проходившие в “Русском зарубежье” как продолжение работы первой конференции1. Доклады были посвящены антропологическим взглядам митрополита Антония, тому, как его размышления вписываются в христианскую мысль прошлого, отражаются в современности. Разумеется, речь шла не только о мысли: человек стоит на грани двух миров — материального и духовного (цитирует Владыка преподобного Максима Исповедника), и молитвенный опыт богообщения — непременная составляющая бытия человека. Этот аспект был отражён в выступлениях и присутствовал в общих молитвах.

Напомним, что первая конференция состоялась два года назад, в сентябре 2007 года. Тогда зал высоко оценил участие в ней людей, специально приехавших из Великобритании, тех, кто знал почившего Владыку многие годы и десятилетия. Были такие свидетели и на второй конференции. Они старались передать присутствующим — и это, возможно, самое главное, — как Владыка воплощал свои антропологические принципы в конкретных ситуациях повседневной реальности. Здесь в первую очередь следует упомянуть доклад Карин Гринхед, англичанки, которая студенткой музыкального колледжа вошла в православную Церковь из кругов хиппующей молодёжи, и чудесное выступление протодиакона Петра Скорера, построенное на основе переписки 1948 года тогда ещё Андрея Блума (только последнее письмо подписано: иеромонах Антоний) с Натальей Семёновной Франк, дочерью С. Л. Франка и матерью Пети. К таким свидетелям относится и каноник Джон Биннс, настоятель университетского храма в Кембридже: он неоднократно слушал выступления митрополита Антония в свои студенческие годы и общался с ним, уже будучи священником. Он говорил о том, что укрепился в своей вере и в желании посвятить жизнь Церкви после личного общения с этим инославным священнослужителем, которого — небывалый в истории Кембриджа случай — приглашали для бесед со студентами 10 раз, больше, чем кого-либо другого, и который собирал наибольшее число слушателей.

Особо отметим выступление протоиерея Иоанна Ли, ближай­шего многолетнего помощника Владыки. По состоянию здоровья он не мог приехать, но прислал нам свой текст, который был прочитан в русском переводе. Это ряд ярких штрихов, дополняющих облик столь любимого всеми нами иерарха. Марианна Гринан2, знавшая Владыку с юности, поделилась воспоминаниями о самых ярких моментах этой целожизненной связи, о молитвенной помощи Владыки в тяжёлых ситуациях. Примыкает к этому ряду доклад Аврил Пайман “Митрополит Антоний: иностранец в Англии”. Он несомненно перекликается с докладом Карин Гринхед, заканчивающимся словами: “Митрополит Антоний прибыл в Великобританию, чтобы служить русским эмигрантам в Лондоне. Он принес нам Благовестие и истинно православное понимание нас самих, всех и каждого, Церкви и людей”. Аврил Пайман анализирует, как постепенно и трудно смыкался человеческий опыт ранних эмигрантов из России и первых обратившихся в Православие британцев, и завершает: “Митрополит Антоний нёс совсем особое служение благодаря своей человечности, своей укоренённости во времени и в пространстве. Он сумел донести до людей самого разного происхождения и жизненного опыта ту древнюю форму христианства, которая, как он полагал, сохранилась в наиболее незамутнённом виде в Православии”. Протоиерей Сергий Овсянников, рукоположенный в священство митрополитом Антонием, говорил на близкую Владыке тему “Быть собой”.

Ряд докладов был сделан представителями высших духовных и светских учебных заведений и академических институтов: А. В. Маркидонов (СПбДА). “Тайна человека: митрополит Антоний Сурожский и некоторые особенности святоотеческой антропологии”; П. Б. Михайлов (ПСТБУ). “Богословский метод митрополита Антония”3; А. И. Шмаина-Великанова (РГГУ). “Насилие и жертва в богословии владыки Антония”; иеромонах Дамаскин (Лесников), выпускник МДА. “Призвание и смысл жизни человека на примере личности и богословия митрополита Антония Сурожского”; Е. Белякова (Институт российской истории РАН). “Православие: вера или идеология”; Б. А. Воскресенский (РГМУ, МГППУ). “Самопознание как духовный путь и психический процесс”; А. С. Филоненко (Харьковский Гос. университет). “Богословие общения и евхаристическая антропология митрополита Сурожского Антония: предложение для современного богословия”. Живое обсуждение последовало за докладом протоиерея Владимира Архипова “О достоинстве человека”. К сожалению, за недостатком времени не все доклады смогли стать предметом обсуждения, хотя заседания постоянно выходили за рамки временного регламента.

Библеист А. И. Шмаина-Великанова построила свой доклад на ещё не опубликованном тексте митрополита Антония “О насилии”4 и пришла к заключению: “Во-первых, житель Царства Божия — это чистая пассивная жертва насилия, тот, кого насилуют, грабят, терзают, животное, беспомощный узник, Авель. Во-вторых, он же приносится в жертву за весь мир, как вознесённый на Крест Сын Человеческий, и тем самым восхищается в горняя: это Енох. Как это можно совместить? Об этом говорит Послание к Евреям: итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр 13:13)”. Тема живо затронула аудиторию, что было отмечено в анкетах участников. Иеромонах Дамаскин (Лесни­ков), который собирается защитить в МДА работу по теме своего доклада, говорил не только свежо и свободно, но сумел связать свой текст с услышанными ранее докладами. Со своей стороны А. С. Филоненко открыл перспективу для дальнейшего размышления над разными аспектами богословия Владыки.

Организаторам приятно отметить возросшую активность участников. Розданные в начале конференции вместе с программой анкеты вернулись, конечно, не стопроцентно, но в большем числе, чем в первый раз; они содержали конструктивные пожелания, предложения и даже отражали готовность помочь работе Фонда. Призыв о помощи содержался в сообщении Е. Л. Майданович «Издательская деятельность Фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”». Она рассказала о первых выпусках серии брошюр под общим заголовком “Во что мы верим”, куда войдут и уже издававшиеся прежде тексты митрополита Антония, и новые, ещё не увидевшие свет, и входившие в состав “Трудов” беседы, например, объяснение православного богослужения.

Перечислим ещё не упомянутые доклады:

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, говорил на тему “Время человека и религиозный опыт”. Православный канадец, докторант университета в Салониках Д. Палмер подготовил большое выступление на тему “Обретение личности по проповедям митрополита Антония”. К сожалению, его пришлось сильно сократить за недостатком времени. Было также сделано два кратких сообщения: А. Зайцев. “Проблема понимания аскетизма в трудах митрополита Антония”; С. Ф. Постольников. “Врачевание владыки Антония”.

Первый день конференции закончился просмотром видеофрагмента беседы митрополита Антония на епархиальной конференции 1996 года. Публика могла наблюдать атмосферу доверия и свободы, в которой проходил обмен вопросами, мнениями, опытом между Владыкой и членами рабочей группы. Видеозапись, хотя и любительского качества, вызвала живой интерес и просьбы показывать каждый раз больше таких фрагментов. Второй день, суббота, закончился вечерней, отслуженной в зале собраний при помощи наскоро собравшегося хора. Третий, заключительный день конференции завершился панихидой по митрополиту Антонию.

1Всего состоялось девять семинаров, точнее, мини-конференций: как правило, по теме выбранного текста митрополита Антония выступали два докладчика (в исключительных случаях — один), после чего шло обсуждение и доклада, и самого текста. Материалы трёх семинаров изданы ограниченным тиражом и продавались на последнем семинаре и на конференции. Пользуясь случаем, благодарим ещё раз директора Дома русского зарубежья В. А. Москвина, пригласившего семинары под крышу Дома.

2Дочь известного православного французского богослова, Элизабет Бер-Сижель.

3Доклад П. Б. Михайлова обнародован на сайте “Богослов.ру”. Такое внимание сайта МДА радует. Известно, что митрополит Антоний часто отрекался: “Я не богослов”. Но мы глубоко убеждены в обратном и утешительно видеть, что как будто не одиноки в таком мнении.

4Произнесён 16 апреля 1986 г. в Оксфорде на английском языке.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.