Хвалынская крепость святых новомучеников

|
После ареста Патриарха Тихона в мае 1922 года высшая церковная власть была захвачена обновленцами. К концу года в Хвалынске, как и по всей Саратовской губернии, приходы оказались в подчинении обновленческого епархиального управления. Все церкви города перешли в руки раскольников, кроме храма мужского Свято-Троицкого монастыря. Обновленцы были настроены антимонашески, монастырь они считали гнездом «мракобесов», а с открытием навигации на Волге они хотели его вообще разогнать, а насельников вывезти из города. В этот период обитель стала последним бастионом легитимной Церкви и веры в округе, а в её стенах начался путь на Голгофу многих новомучеников Русской Православной Церкви.

В начале ХХ века Хвалынский уезд, расположенный на севере Саратовской губернии, представлял собой довольно пёструю картину, где наряду с русскими поселениями существовали татарские, мордовские и чувашские. Ещё были сёла, где преобладало население, придерживающееся старых обрядов в их различных интерпретациях: кулугуры, дырники, беспоповцы, беглоповцы.

Неподалеку от Хвалынска – в ущельях Черемшана существовали известные на всю Россию старообрядческие монастыри т.н. белокриницкой иерархии, а в самом городе старообрядцы составляли значительную часть населения и подавляющую – в торгово-промышленном купечестве. Все эти обстоятельства ставили перед руководством Саратовской епархии серьезные миссионерские задачи.

Хвалынск. Вид на город и тюремный замок. 1880-е гг.

Хвалынск. Вид на город и тюремный замок. 1880-е гг.

***

Масштабная миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Хвалынском уезде неразрывно связана с именем священномученика Гермогена (Долганёва; 1918). Еще будучи Вольским викарием, он ходатайствовал об открытии в Хвалынске миссионерского подворья Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

6 января 1903 года подворье в честь Живоначальной Святой Троицы было официально учреждено. Под новую обитель город отвел пустовавшие несколько лет строения бывшего тюремного замка Хвалынска. Острог находился в центре города, и там уже с 1880-го года действовал храм в честь иконы Божией матери «Живоносный источник».

Вместе с подворьем были основаны и две миссионерские школы в крупных старообрядческих центрах уезда – сельце Подлесное (в непосредственной близости к староверческим монастырям на Черемшане) и селе Сосновая Маза, а также скит в лесу неподалеку от города.

Церковь в мужском лесном ските

Церковь в мужском лесном ските

21 марта 1903 года Гермогена назначили правящим архиереем Саратовско-Царицынской епархии, а в августе подворье возглавил выпускник Казанской Духовной Академии священноисповедник Виктор (Островидов; 1934).

Священноисповедник Виктор Островидов

Священноисповедник Виктор Островидов

С именем отца Виктора связаны первые годы существования подворья. На его плечи легли не только многочисленные ремонтные и строительные работы, благоустройство территории, но и поиск насельников. 16 октября 1903 года он писал Гермогену:

«Ваше Преосвященство! Будьте милостивы, отпустите о. Анатолия на месяц к себе на родину. По пути он поживет в Киеве у Ионы или в какой-либо пустыни и привезет оттуда нам старца или хорошего иеромонаха. Вы предлагали мне самому ехать, но думаю, что полезнее и для меня, и для монастыря пребывать в стенах обители безвыездно. Любящий Вас грешный Ваш послушник иеромонах Виктор».

В 3-х верстах от города, в живописном лесном ущелье у родника полным ходом шло обустройство скита. Настоятель горел в созидательном труде и докладывал епископу не только о внешней стороне жизни подворья, но и духовной:

«Христос Воскресе! Поздравляю Вас, Ваше Преосвященство, с светлым праздником Христова Воскресения и среди суеты воздыхаю к Богу о том, чтобы Он сохранил Вас в спокойствии. Давно бы надо написать Вам, но что-то все нездоровится и физически, и духовно. Телом при пасхальном обильном утешении, однако, чувствую измождение, а духовно овладевает временами уныние, лень. Много смущают и мои послушники, которые хотя и ведут себя хорошо, но все-таки дух-то видится в них иной, чем раньше, и все духовное их видимо тяготит, а сколько ведь потрачено трудов. Сейчас еду в скит, там отдохну немного. Бог если благословит, с будущего года мы откроем при подворье монастырскую общежительную школу, как в древнее русское время, а все взрослые монахи будут жить в скиту. Об этом поговоримте после. Думаем на днях еще приступить к постройке в лесу новой кельи. Как-то Бог благословит нам начать новую церковь. Все готово, а средств пока еще ни копейки».

Все достаточно быстро устроилось. И в том же 1904 году на высоком холме среди леса была возведена небольшая скитская церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.

Епископ Гермоген

Епископ Гермоген

А спустя несколько месяцев, 25 января 1905 году иеромонаха Виктора перевели в Русскую Духовную миссию в Иерусалиме. Однако его сердце ещё долго хранило тёплую память о волжских местах. Прожив на Святой земле два года, он писал саратовскому епископу Гермогену:

«Сам я лично после ухода из Хвалынска живу постоянно в великой скорби. Не раз просил благословения у Преосвященного Антония (Храповицкого, чьим постриженником был о. Виктор – А.Н.), чтобы вернуться назад в Хвалынск, но он не отвечает на сие.

Правда, внешнее мое положение куда лучше, но, оказывается, все ничто, если нет внутреннего мира, радости сердечной».

Позже иеромонах Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, епископом Глазовским, претерпев многочисленные аресты и лагеря, он закончил свой земной путь в 1934 году на Севере, в ссылке.

После иеромонаха Виктора настоятелем подворья стал священноинок Серафим.

В 1907 году епископ Гермоген направляет в Хвалынск талантливого пастыря священномученика Михаила Платонова ( 1919) на должность Хвалынского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты. Отец Михаил принял живое участие в организации сиротских приютов-школ, вёл миссионерские чтения и беседы со старообрядцами в Казанском соборе по предметам православной веры.

В 1908 году подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь с подчинением Вольскому викарию Саратовской епархии.

С марта 1910 года Платонов состоял заведующим Подлеснинской миссионерской школы, где кроме общеобразовательных предметов, изучения церковного устава, истории русского раскола, вероисповедания различных сект, особое внимание обращалось на изучение магометанской религии, и для чтения Корана в подлиннике преподавался арабский язык, а для общения с магометанами разговорный татарский язык.

5 сентября 1911 года в Подлесном была освящена епископом Гермогеном новая миссионерская церковь-школа во имя Иконы Казанской Божией матери, а спустя всего несколько месяцев, в январе 1912 года, Владыку, вошедшего в конфликт с Григорием Распутиным, отстранили от управления епархией и сослали в Жировицкий Успенский монастырь. К этому времени, братии в хвалынском монастыре было: 16 иноков и 14 послушников.

Новый саратовский архиерей Алексий (Дородницын) устроил зачистку т.н. «гермогеновщины». Кадровые перестановки затронули и главное детище Гермогена в Хвалынском уезде – миссионерские очаги. Так, уже в феврале отец Михаил был освобожден от служения и несколько месяцев был «без места». Потом ему все же определили местом службы один из приходов Саратова, где он и принял мученическую кончину во время «красного террора» в 1919 году. Годом ранее недалеко от Тобольска большевики утопили Владыку Гермогена.

Весной 1913 года наместником Хвалынского Свято-Троицкого монастыря стал игумен Анатолий (Белоус), бывший ранее наместником саратовского Алексиевского мужского скита, где размещалась загородная резиденция саратовских архиереев. С обителью о. Анатолий останется вплоть до её закрытия в годы богоборчества.

В 1913 году в миссионерскую школу с. Подлесное приехал преподобномученик Нифонт (Выблов; 1931). Вскоре он поступил в Хвалынский Свято-Троицкий монастырь, где был пострижен в монашество и прожил до 1925 года.

В революционное лихолетье 1917 году в монастыре селится преподобномученик Софроний (Несмеянов; †1937). Вскоре он перешел в миссионерскую школу в с. Подлесное, где прожил до середины 1918 года, после чего ушел в Белую Армию, позже служил на приходах в Саратовской и Тверской областях. Расстрелян в 1937 году.

В начале 1920-х гг. хвалынская обитель стала форпостом округи по борьбе с обновленцами. Именно в этот период председателем церковного совета Свято-Троицкого монастыря стал мирянин мученик Александр Медем (1931), пользовавшийся непререкаемым авторитетом.


Обновленчество (официальное самоназвание — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) —движение, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.

С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией, в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей.

С 1923 по 1935 год существовал Священный Синод Православной Российской Церкви, во главе которого стоял Председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский), Вениамин (Муратовский), Виталий (Введенский). После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию Введенскому, а затем к Александру Введенскому.

С конца 1935 года развернулись массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, хотя в целом репрессии против обновленцев были не столь сильны как против Патриаршей Церкви. Осенью 1943 года государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур, после чего обновленцы начали массово переходить в легализованный Московский патриархат. Смерть Александра Введенского в 1950 году считается концом обновленчества.


Летом 1923 года Саратовским ОГПУ сразу в нескольких городах губернии были произведены аресты духовенства и мирян, находившихся под духовным окормлением викарного епископа Вольского Петра (Соколова), вставшего на защиту основ Церквии борьбу с обновленчеством. Среди арестованных оказался и бывший граф Александр Медем, ездивший в Саратов к епископу с просьбой взять хвалынский приход под свою опеку.

Мученик Александр Медем. Фото из уголовного дела №7.1929 год.

Мученик Александр Медем. Фото из уголовного дела №7.1929 год.

С монастырем связаны практически все последние годы трагической судьбы Медема: здесь венчали и отпевали его близких, пела на клиросе дочь, проходила неустанная молитва. В 1926 году он писал своему сыну:

«Напор на Церковь, одно время ослабевший, снова, по-видимому, крепнет… вероятно, и до нас эта волна докатится. В этом случае, конечно, первым полечу я. Я нисколько этого не боюсь – даже буду этому рад. Но одно противно – нами будут восхищаться, проливать слезы, почитать за мучеников за веру православную и пр., – но никто рискнуть собой не пожелает, и мы будем в ничтожном меньшинстве. Это, конечно, рассуждения от лукавого. На всё воля Божия. Мы свое дело сделаем, и, конечно, наша кровь (если ей суждено пролиться) зря не пропадет».

По сложившейся традиции на престольный праздник из монастыря к Сергиевскому скиту совершались крестные ходы. Один из последних, 1927 года, описала дочь Медема, Александра Александровна:

«Красивый и веселый праздник Троица. В этот день, часов в 5 утра, из монастыря в скит отправлялся крестный ход. Переулками, закоулками, затем по ковыльным холмам шли мы с пением. Но в самом скиту замолкали, уступая место одним монахам. Церковка маленькая, всех не вмещает. Но в ограде, под сенью берез, привольнее. После обедни архимандрит служил молебен над источником…».

Летом 1928 года во время путешествия по Волге, у Медемов останавливался священномученик Василий Надеждин (†1930), бывший в 1916-1917 гг. законоучителем детей святого Александра. Известно, что он посещал Свято-Троицкий монастырь и Сергиевский скит.

В 1929 году Александра Медема выслали в Сызрань, где в конце 1930-го года он оказался в одной тюрьме со своим другом по хвалынскому монастырю – отцом Нифонтом. Там же, в заключении, они и скончались в 1931 году.

К этому времени Свято-Троицкий монастырь в Хвалынске был разорен, а его постройки переданы под клуб Садово-огородного техникума.

Выход студентов Хвалынского садово-огородного техникума из клуба (б. Свято-Троицкого монастыря).

Выход студентов Хвалынского садово-огородного техникума из клуба (б. Свято-Троицкого монастыря).

Монахи были арестованы и сосланы, кто-то потом вернулся в Хвалынск, где собирались на молитву по городским квартирам верующих. Последние из насельников Свято-Троицкой обители были арестованы и расстреляны в 1937 году по т.н. «делу хвалынских церковников».

А на развалинах скитской церкви в лесу еще в 1970-е гг. можно было увидеть огарки свечей и иконки, оставленные старушками-молитвенницами.

***

Хвалынский монастырь просуществовал совсем недолго, менее 30 лет, но он стал настоящей крепостью духа, заложенной Святыми новомучениками. Несмотря на то, что его история была трагически прервана, Господь чудесным образом сохранил для нас монастырские постройки вместе с храмом. К сожалению, они до сих пор не возвращены Церкви. Сегодня в них находится магазин, баклаборатория и корпуса райбольнцы. Быть может возвращение памяти о святых новомучениках, молившихся в стенах обители, станет началом её возрождения?

В 2004 году в Хвалынске уже произошло чудо обретения иконы Преподобного Сергия Радонежского. В 1980-е гг. её нашли на дереве в лесу близ бывшего скита мальчишки, отдыхавшие в соседнем лагере. Они принесли образ в музей, где про него успели позабыть, а обретение стало возможным только после восстановления утраченных звеньев исторической памяти.


Мы продолжаем сбор средств на документальный фильм о святом новомученике графе Александре Медеме, где значительное место уделено и Свято-Троицкому монастырю. Стать частью проекта можно здесь.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Мученики XX-XXI века: святость и гуманизм

Человек, который был замучен, погиб насильственной смертью, – святой или нет?

Страшная клятва Гиппократа

Совершается чудо – династия русских врачей сливается с династией русских царей, становясь династией мучеников Христовых

Святой Александр Медем – русский мученик с немецкими корнями

Бывший лютеранин, прошедший ад тюрем и лагерей и канонизированный Церковью