«И паки грядущего со славою»

Великая и непостижимая тайна Вознесения Христова, перед которой останавливается ум, замирает сердце, в трепет приходит душа, приоткрывается в иконном образе этого события. Протоиерей Николай Чернышев, иконописец и клирик храма Святителя Николая в Кленниках – об иконе Вознесения.

На вершине

– Завершились пасхальные дни, завершился самый великий из церковных праздников – Пасха Христова, который длился целых 39 дней.

Протоиерей Николай Чернышев

Протоиерей Николай Чернышев

Почему 39? Потому что по Своем воскресении в течение 39 дней Спаситель пребывал вместе со своими учениками, продолжал их учить, продолжал открывать им тайны Царствия Небесного.

А на 40-й день Он взял с Собой не только самых близких своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, как это бывало неоднократно, когда Он уходил с ними в Гефсиманский сад для молитвы, обращенной к Своему Небесному Отцу, для бесед сокровенных. Сейчас Спаситель собрал всех учеников, и, выйдя из Гефсиманского сада, поднялся на самую вершину Елеонской горы. И здесь на самой вершине Он начал возноситься на Небеса.

Вот это событие, Вознесение Господне, сегодня и празднуется. На аналое – икона праздника. В предыдущих беседах мы уже рассмотрели немало разнообразных образов, и, быть может, вы обратили внимание, как по-разному все они строятся. Каждый раз для наилучшего выражения того смысла, который несет тот или иной праздник, то или иное событие, вспоминаемое и переживаемое в Церкви, художники находили разные композиционные приемы.

Прямая перспектива

Как же построена икона Вознесения Господня? На этом образе мы можем видеть ясно выраженные, определенные планы – первый, второй, третий планы, ближний и дальний. И на самом первом плане мы видим эту самую вершину Елеонской горы.

Как мы видим, икона Вознесения – тот случай, когда образ строится по законам не обратной, а прямой перспективы. В создании иконных образов используется и обратная перспектива, и смысловая перспектива, когда главный ее персонаж, главное действующее лицо изображается крупнее, а остальные рядом с ним – мельче.

А на этой иконе мы видим очевидный пример прямой перспективы, когда на первом плане на этих лещадках вершины Елеонской горы стоят апостолы, написанные крупным планом, а в центре – Матерь Божия. Среди апостолов мы видим и ангелов, которые указывают на возносящегося Господа.

А Спаситель, конечно же, определенно – главное действующее лицо иконы, здесь изображен мельче ангелов и апостолов. Это ведь и есть пример прямой перспективы. Мы видим Спасителя удаляющимся, поднимающимся от земли, от первого плана все дальше и дальше. Он уходит в Небеса, которые с Его Рождеством уже стали ближе.

Во Плоти и Славе

Золотой фон иконы – это образ Света Небесного, света Царствия Небесного. Здесь перед нами раскрывается Слава Господня, Небо Небес, иной, совершенно иной, нематериальный мир. Но на иконе мы видим реальное соединение духовного мира с миром материальным: вот Елеонская гора с ее растениями, лещадками и камнями, вот – апостолы, одетые во вполне земные одежды – хитоны и гиматиии. Наш, земной мир соединяется во Христе с миром Божественным.

И Спаситель, ходивший по этой, нашей с вами земле, в таких же, как у апостолов, одеждах, на этом образе изображен облеченным в сияющие золотом одежды не земной, а небесной Славы.

В этих же одеждах мы уже видели Его на иконе Сошествия во ад. После Воскресения мы видим Богочеловека Христа в новом облике. Пребывая и в божественной, и в человеческой природе, в природе нашей, но уже преображенной силой и тайной воскресения, тело Его стало способным не только ходить по земле, не только вкушать обычную пищу, которую Он разделял со своими учениками.

Теперь Спаситель проходит «дверьми затворенными», о чем мы говорили, изучая икону Уверения Фомы, а теперь, на горе Елеонской Он поднимается на Небеса. Пребывая в человеческом теле, в человеческой природе, Он восходит к невидимому, незримому, не имеющему образа Своему Небесному Отцу. И потому так важно, что икона Вознесения построена по законам прямой, земной перспективы, но перспектива эта уводит из земной в Новую, Небесную реальность.

О Втором пришествии

Ангелы, явившиеся апостолам, возвещали ученикам Христовым: так же, как сейчас вы видите вашего Божественного Учителя уходящего от вас, возносящегося на Небеса, точно так же – возможно, не скоро, через годы, через поколения («не ваше дело знать времена и сроки» (Деян. 1, 7) – сказал прежде Вознесения Спаситель ученикам) будет совершаться второе Его пришествие. Уже не в уничиженном, «рабском виде», а в Славе, в окружении ангелов будет и второе Его пришествие.

Вот что именно возвещают ангелы ближайшим ученикам, которым предстояло возвестить эту правду всему миру.

Композиция иконы Вознесения отличается еще и симметричностью: два ангела всей Церкви, всему миру – направо и налево, на запад и на восток – возвещают еще одну аксиому нашей веры. «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» – исповедуем мы в Символе Веры.

Вознесение – праздник и 40-го дня после Воскресения Христова, и праздник возвещения великого и славного Второго пришествия Христова. Возвещение приближения Царствия Небесного.

Разноцветные одежды

На иконе мы видим апостолов, облаченных в разнообразные цветные одежды. Это символ того, что все люди не только внешне, но и в душе очень разные. Дары Духа Святого, которые предназначены для каждого человека, уникальны и неповторимы. Очень скоро, уже через десять дней, апостолам предстоит начать свое служение миру, вселенной.

Но каждый будет проходить это служение, исходя из того дара, который получил, исходя из того опыта, который он приобрел, общаясь со Спасителем, исходя из того строения души, которое Бог дал ему при рождении.

В контрасте с разноцветными фигурами апостолов – ангелы в белоснежных одеждах. Белый цвет облачений ангелов-вестников, как это мы уже видели на иконе Жен мироносиц, у пустующего гроба Господня, являет нам чистоту, целомудрие, радость и свет Благой вести, которую предстоит нести Апостолам, нести по всей вселенной.

«А Матерь Божия смотрит на нас»

В центре композиции – Матерь Божия. Если Апостолы обращены к ангелам, каждый со своим неповторимым выражением лика, и каждый в своем неповторимом человеческом психологическом устроении, Матерь Божию бесстрастно созерцает происходящее, внимает словам ангелов. Но в то же время, Богородица обращена к молящемуся перед иконой человеку. Посмотрите, ангелы у небесной Славы обращены к Спасителю, ангелы на земле – к Апостолам, а Матерь Божия смотрит на нас.

О чем же Она возвещает нам? Она свидетельствует и утверждает тайну, чудо, которое не вмещается в человеческое сознание, которое не подчиняется земной логике, биологическим законам, но это стало еще одной из важнейших аксиом веры христианской: Господь, оставаясь человеком, в точно такой же, как у нас, человеческой природе, правда, не поврежденный грехом, преображенной силой, славой и тайной воскресения, оказывается в Царстве Божием, Царстве Будущего века.

Его человеческая плоть силой Отца Небесного, любовью Его, единством с Сыном своим Единородным вознесена на Небеса. А вслед за Ним и в Нем и все человечество призвано войти в бытие Божие.

Тайну эту невозможно доказать, она остается принадлежностью нашей веры и радости.

Подготовила Алиса Струкова

Видео: Виктор Аромштам

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Икона жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

При видимом отсутствии изображения Самого Христа на иконе, этот образ так ярко и трепетно являет истину…

Новое осязание – “Уверение Фомы” как подтверждение человеческой природы Спасителя

Сын Божий становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И эта реальность…

Образ победы над смертью

«Орудия мучений, орудия плена, орудия несвободы – все они летят теперь в небытие, побеждает их Господь…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!