Иерархия души, или Как не воспитать бессовестного человека

|
В последнее время новости о том, что в той или иной стране арестованы родители за жестокое или развращающее поведение с детьми, становятся все чаще. Нередко оказывается, что родители, сердце которых не дрогнет от страданий ребенка, достаточно интеллектуально развиты и ведают, что творят. И тем не менее творят. В чем причина? Почему они такие? И как не воспитать такого человека из своего ребенка? Размышляет психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук.
Иерархия души, или Как не воспитать бессовестного человека

Не только физическое убийство

Дмитрий Карамазов в романе Достоевского сетует, что не может выносить, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начиная с идеала Мадонны, кончает идеалом Содомским. Ужасается тому, что люди с идеалом Содомским в душе не отрицают и идеала Мадонны, и эти идеалы зажигают их сердца. И Митя говорит: “Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил”.

Христианство учит, что есть в человеке страсти, которые несовместимы с жизнью вечной, но есть страсти, которые оказываются мало совместимы и с земной жизнью. Ведь не зря людям были даны именно те 10 заповедей, которые мы читаем сегодня в Ветхом Завете. Эти 10 заповедей отвечают 10 нашим глубинным страстным желаниям. Страсти эти, если дать им волю, безграничны. Поэтому и учим мы детей верить в Бога и уважать людей, чтобы эта страсти были под запретом. Так в обществе возникает запрет на открытую ненависть, которая может перерасти в убийство.

Убивать можно не только физическими методами, убивать можно и психологически, и от этого люди тоже умирают. Инсульт и инфаркт – самые быстрые и распространенные последствия психических атак. Но не всех детей учат закону нравственности и совести. Да, мы говорим, что совесть – голос Божий. Но как мы понимаем, что для распространения христианства нужна и наша миссия, проповедь, так и для того, что бы в душе ребенка зрела совесть, нужна помощь родителя.

“Без царя в голове”: правильная и неправильная иерархия

Из-за избытка беззаконий во многих охладевает любовь. Из-за уменьшения любви увеличивается количество беззаконий и уменьшается мера совести. Психиатр и психотерапевт Жак Лакан описал как из-за взаимоотношений любви между отцом и матерью формируется совесть у ребенка. Если в семье исполняется закон, то совесть зреет и у ребенка. Если в семье устанавливается иерархия, т.е. возникает структура определенным образом организованная. Иерархия (от греч. hieros – священный, arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему.

Противоположность принципу иерархии – принцип равенства. Таким образом, то, что окружает развивающегося ребенка извне, становится им самим. Тогда ребенок и в себе может либо иметь структурную иерархию, как говорили на Руси – «Царя в голове», тогда все его низшие силы души будут управляться высшими. Или внутри его личности будет принцип равенства. И любая душевная сила может излиться вовне безо всякого осмысления.

Такая структура личности определяется Лаканом через механизм психической защиты, называемой им форклюзия, т.е. предызъятие. Этот механизм психической защиты подразумевает, что Имя-Отца отброшено за пределы символического порядка, точнее, что Оно никогда не было в этот порядок интегрировано. Речь идет о нехватке отцовской функции, о нехватке его символического закона. Так формируется, например, антисоциальная личность. Человек, который не может управлять своими деструктивными импульсами. Итак, что же это за человек?

dis11

  1. Отсутствие совести, чувства вины и раскаяния. Как на это влияет позиция отца?

Такой человек может запомнить, что такое хорошо и что такое плохо, но он не имеет в себе нравственной интуиции и нравственного стража, который бы вовремя напомнил ему: “То, что ты хочешь, недопустимо”. (Да, есть люди, для которых почти каждое их желание кажется ужасным, но это другая крайность). Т.е. такой человек понимает нормы только на уровне логики, но нет у него чувства и желания быть совестливым. Потому, что такие желания формируются на заре человеческой жизни в отношениях с отцом и матерью.

Часто спрашивают: «А если я воспитываю ребенка одна?» Здесь нужно вспомнить, как наш народ выстоял в послевоенные годы. Матери говорили своим сыновьям: «Ты что делаешь? Твой отец за тебя кровь проливал, погиб геройски. Что бы он сказал на это?» Так формировался образ сильного отца, отца – героя и закон отца. И ребенок старался хоть немного соответствовать. Закон Отца Небесного, которого мать почитает и любит, также формирует эту позицию.

В наше время очень много говорится о роли матери, о матери поют песни, а об отце? «Папа может…., только мамой не может быть». Часто читая интервью о функциях отца, понимаешь, что все сводят к функциям помощи матери и “Поиграйте с ребенком в прятки”, как описывал О. Генри. Это не плохо, даже хорошо. Но это не главное. Если у ребенка не сформирована совесть именно благодаря позиции отца, то воспитывается глубоко больной человек, и веселые игры не спасут ситуацию.

  1. Импульсивность.

Этнолог-структуралист Клод Леви-Строс описал, что структура личности есть структура родства. Т.е. тот закон, который царил в семье, станет структурой личности. И если в семье не было единого центра управления полетами, то и у личности его не будет. Да, может быть множество неврозов, если этот центр жесткий, но если его нет совсем – это психоз. К сожалению, поколение которое было пережато, так настрадавшись от этого, пытается понять рамки свободы и часто раздвигает их слишком широко. В итоге у человека не формируется возможность управлять своими страстными желаниями. У него нет этой функции в психике, и каждая сильная страсть может выразиться в действие, в действительность. Это называют прорывом импульса. Так человек совершает очень жестокие и страшные поступки.

  1. Поверхностное обаяние, хороший «ум», отсутствие бредовых идей и других признаков иррационального мышления.

Одним из первых психиатров, описавших антисоциальную и психопатическую личность, был директор известного в мире приюта для душевнобольных – больницы Бисетр на окраине Парижа Филипп Пинель (1745–1826), основоположник современной психиатрии. Он рассказал миру о группе пациентов, страдающих «mania sans delire» («безумием без бреда»). Этот термин означал, что человек обладал нормальным интеллектом, но вел себя жестоко, асоциально, злоупотреблял спиртным и наркотическими веществами, безответственно и безнравственно. Пинеля поразило, что эти люди, как правило, отличались очень развитым умом, обаятельностью и при этом страдали дефицитом морали.

  1. Патологическая эгоцентричность и неспособность любить.

Склонность к паразитическому образу жизни есть еще одно качество человека социопатичного. Способность любить очень тесно связана с наличием совести. Так как мы не замечаем, что когда любим, уже стараемся учитывать интересы другого, а в этом нам помогает совесть. Также любовь – это потребность в другом. При развитой антисоциальности человек сам для себя весь мир. Другими он не интересуется. Есть только возможность использовать их в собственных интересах, не чувствуя благодарности.

  1. Неспособность учиться на собственном опыте.

Практикующих психиатров в первые годы после рождения психиатрии озадачивало то, что пациенты, которых они лечили, покидая их кабинет или тюремную камеру, не делают выводов из наказаний и воздействий и не пытаются изменить свое поведение. “Почему они повторяют неправильные решения?”, – спрашивали психиатры. “Потому что у них нет такого места в психике, которое бы могло рефлексировать, и делать выводы о своей жизни. И из-за отсутствия совести нет устойчивого стремления стать лучше”, – дали ответ специалисты психодинамического направления.

Фото Ильи Бабаева

Фото Ильи Бабаева

Сильный vs деспотичный

Сейчас для многих понятие иерархия стало чем-то нездоровым и чрезмерно подавляющим. Из-за перегибов в этой сфере не всегда просто найти примеры здоровой иерархии. Перефразируя Мичурина, можно сказать, что нечего ждать милостей от окружающей среды, взять их у нее – вот наша задача. Это значит – нужно учиться самим формировать примеры здоровой иерархии, и у христианства в этом накоплен богатый опыт. Да и здоровые семьи тоже существуют. В православных семьях могут быть трудности, когда власть родителей может быть чрезмерно жесткой, требования слишком высокие. Соответственно, в таких случаях старшим важно учиться видеть возможности и силы ребенка.

Кто такой сильный отец? Это не деспотичный отец, это не отец, который стучит кулаком по столу и требует к себе уважения, это не отец, запугивающий всех карой Божией и забывающий о Божией любви. Часто цитируют ап. Павла «жене – глава муж», забывая, что полная цитата: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор.11.3) Для того, чтобы быть жене главой, важно самому быть под Законом Христа.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Где мужчина

Тот, кто ушел от ответственности, не слышал слов Христа

Психологические манипуляции в Церкви – как распознать и что делать

Любая манипуляция может быть просьбой – слова одни и те же. Разница в том, оставляют ли…

Не ограничивай Бога своими мечтами

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, как мы бегаем по узкому кругу и боимся чего-то большего