Иеромонах Феодорит (Сеньчуков): Первопричиной психических расстройств бывает конфликт в семье

На вопрос, может ли здоровье будущего ребенка зависеть от супружеских отношений во время поста, отвечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков): Первопричиной психических расстройств бывает конфликт в семье

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

В хипповском сленге издавна существует выражение «гнать телеги», что означает «рассказывать небылицы». Говорят, что от этого выражения возникло понятие «телегония» – теория, утверждаюшая, что спаривание с предшествующими, а особенно с самым первым сексуальным партнёром существенно сказывается на наследственных признаках потомства женской особи, полученного в результате спаривания с последующими партнёрами (определение взято из Википедии). Однако, это не единственная «телега» духовно-биологического содержания.

Сейчас, к примеру, широко обсуждается высказанное митрополитом Омским и Таврическим Владимиром (Иким) суждение, что дети, зачатые «во время поста, — из них 70 процентов шизофреники, из них большинство также самоубийцы. Из них экстрасенсы рождаются, из таких детей». К сожалению, слова Владыки дали повод  многим поупражняться в хуле как на него самого, так и на всю Православную Церковь.

Что же на самом деле? На самом деле достоверных данных таких, конечно, нет. Я не психиатр, безусловно, но по образованию – педиатр, курс психиатрии у нас был расширенный, мы изучали подробно психиатрию и взрослую и детскую, и никакой привязки заболеваемости шизофренией к рождению в определенные периоды года в курсе психиатрии не отмечалось, хотя тема такая – эпидемиология психических заболеваний – существует.

Тем более, не существует такой статистики и по самоубийцам. Ну, хотя бы потому, что постных дней – много. Это не только уставные многодневные посты, но и посты однодневные. В частности, посты среды и пятницы, строгость которых приравнена по 69 Апостольскому правилу, к строгости Великого Поста. Сложно вычислить даже зависимость от даты рождения человека. А уж от даты зачатия вообще невозможно. Помните строчки Высоцкого:

Час зачатья я помню неточно –

Значит, память моя однобока…

Вычислить день зачатия в случае однодневных постов практически невозможно, а в случае многодневных – часто затруднительно.

Но это такое – если можно так сказать – «практическое» возражение.

Есть и возражение, скажем так, богословское.

Если поверить митрополиту Владимиру, то получается, что Господь наказывает детей за грехи их родителей. Более того, из всех родителей Он выбирает исключительно православных, ибо для неправославных соблюдение постов бессмысленно, а несоблюдение – само по себе не греховно. Это, кстати, еще одно «практическое» возражение – выяснить духовно-религиозный статус родителей взрослого шизофреника или самоубийцы, например, родившегося в СССР,  практически невозможно.

Может ли Господь поступать так? Священное Писание отрицательно отвечает на этот вопрос.

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
(Втор. 24,16) 

2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет.

19 Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог;

(Иез. 18, 2-4, 19-20, 30) 

29 В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”,
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

(Иер.31, 29-30) 

Т.е. еще в ветхозаветные времена Господь избавил людей от проклятия рода. Преподобный старец Паисий Святогорец, говоря о влиянии родительского воспитания (воспитания, а не личных грехов!) на детей, пишет:

«Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то еще. Если причиной того, что ребенок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребенка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит все так, чтобы ему помочь.» (Старец Паисий Святогорец. Из книги “Семейная жизнь”)

Таким образом, Бог спасает даже детей, ввергнутых в грех родительским греховным научением и воспитанием. Тем более, кощунственно даже предполагать, что наказанием за родительский грех несоблюдения поста (т.е., грех, смываемый покаянием) Господь может «назначить» грех, покаяние при котором невозможно – грех самоубийства.  Что же касается шизофрении, да и других психических расстройств, то еще издавна святые отцы и монахи-аскеты различали болезни «от естества» и греховное повреждение человеческой души. Подробное разграничение этих состояний можно прочитать в книге выдающегося психиатра проф. Д.Е. Мелихова «Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни», трудах современного психиатра проф. В.Г. Каледы и «Основах социальной концепции РПЦ» (XI.5)

В Сети появился комментарий, что владыка воспользовался некоей публикацией. К сожалению, множество публикаций, мягко говоря, не соответствуют действительности. Поэтому, все же стоит, наверное, более ответственно выбирать источники своих высказываний.

Однако, хочу сказать и несколько слов в защиту митрополита Владимира. Проповедь – жанр специфический. Это не лекция о современных достижениях психиатрии. И если говорить о влиянии греха на окружение грешника, то вопрос встает уже несколько в ином разрезе.

Что бы ни утверждали церковные модернисты и плотоугодники, половые сношения в пост – грех. Да, у апостола сказано – «по взаимному согласию», ну так для православных людей и не может быть никакого несогласия по этому вопросу, как и по другим вопросам соблюдения поста. Ну, может только о том – считать ли празднование епархиального святого равночестным престольному празднику и вкушать ли рыбу в день сего празднования? (шучу, конечно). А грех нераскаянный (пусть даже неосознанный) всегда точит душу человека подобно червю неумирающему. Союз же двух таких людей никогда не будет «плотью единой», ибо две поврежденные души не смогут соединиться из-за разницы своих повреждений. Т.е. в этой семье всегда будет существовать очаг внутреннего конфликта. Брак же между православным человеком и «нехристем» всегда таит в себе зерно конфликта просто в силу разницы мировоззрений.

Конфликт же в семье часто является первопричиной различных психических расстройств (не только шизофрении), да и предпосылкой расстройств соматических. Это положение в современной медицине стало уже практически аксиомой (см. например Н. П. Шабанов. Детские болезни. Учебник для мед. ВУЗов). Поэтому в словах владыки мы можем увидеть попытку нравственного увещевания своих слушателей. И несмотря на то, что прямой зависимости между нарушением поста родителями и развитием определенных заболеваний и состояний у детей нет, греховная жизнь их может значительно усложнить жизнь детям. От чего, может быть, по-детски наивно, и предостерегает нас митрополит Владимир.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Омская епархия прокомментировала слова митрополита Владимира о зачатии детей в пост

Памятуя, что на дворе Рождественский пост, владыка привел данные из статьи "Размышления о посте" авторства к.м.н.…

Психиатр протоиерей Владимир Новицкий: Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка

Не надо людей напрягать и ориентировать на внешние церковные рамки, загоняя их туда насильно.