Архимандрит Симеон (Томачинский): Интернет-воздержание должно стать для нас новой христианской заповедью

Выступая на открытии «Первой международной конференции электронные СМИ и православное пастырское душепопечение», архимандрит Симеон (Томачинский) рассказал о том, что такое Интернет-воздержание, и почему оно должно стать новой заповедью современного христианина.

Многоуважаемые владыки, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Мне особенно приятно вступать перед вами сегодня, в день 9 мая, в праздник Великой Победы. Действительно, с одной стороны, мы празднуем онтологическую победу Христа над смертью и дьяволом, а с другой, стороны празднуем земную, историческую победу над фашизмом, над злом. И это дает нам надежду, что и сегодня мы с нашими проблемами, которые обсуждаем здесь, разберемся.

Об интернет-воздержании уже было несколько интересных докладов – в частности, очень интересный сегодня прозвучал доклад отца Максима Констаса, об этом же говорила Елена Жосул в своем выступлении. Digital detox, такой замечательный термин она ввела. Протоиерей Василий Фермос также говорил о необходимости трезвого отношения к Интернету, и многие, кто здесь выступал, упоминали об этом.

Многие христианские добродетели, как мы знаем, связаны с воздержанием. Это может быть воздержание от пищи, от алкоголя, от супружеского общения, воздержание от злых мыслей, от нечистых взглядов, от грубых слов, от греховных действий. Некоторые виды воздержания временные, как, например, в период Великого Поста, некоторые предписываются лишь в определенных ситуациях и определенным категориям людей, например, монахам. Другие же постоянные и безусловные. Собственно, большая часть заповедей Божьих, данных еще ветхозаветному человечеству, носит ограничительный характер, элемент воздержания. И вообще воздержание, как добродетель, как мы знаем, берет свое начало в Раю, когда Господь заповедовал Адаму не только возделывать сад Эдемский, но и воздерживаться от вкушения плода с древа познания добра и зла.

Появление Интернета открыло новый фронт духовной брани человеческого рода. Интернет ввел новые и эффективные средства искушения человека. Возможно, не новые грехи, но новые средства соблазна, новые средства манипулирования людьми, новые средства прожигания жизни. Поначалу казалось, что компьютер и мировая паутина открывает небывалые возможности для творческого развития человека.

Хрестоматийным стал рассказ Стива Джобса о том, как он прочитал в одном научном журнале о том, какую энергию затрачивают различные животные на преодоление расстояния, на какую-то положительную работу. И Джобс пришел к выводу, что кондоры (это орлы такие парящие) – наиболее эффективные в этом отношении животные: они меньше всего калорий расходуют для максимально быстрого передвижения. А человек находился где-то внизу списка. Джобс сформулировал, что компьютер может стать для человека своеобразным велосипедом для его мозга. Потому что велосипед, человеческое изобретение, дает человеку сразу те преимущества, что он больше, чем кондор, более инстинктивно пользуется своими возможностями. То есть, он гораздо большие расстояния преодолевает, затрачивая меньшие количества энергии. Джобс полагал, что компьютер как раз должен стать таким велосипедом для человеческого мозга. А что из этого вышло? Вышло, что не человек оседлал компьютер, чтобы увеличить свои возможности, а компьютер оседлал человека, диктуя ему свою волю, предлагая бесконечные развлечения.

Многозадачность (multitasking) стала одной из самых трудноразрешимых проблем для современного человека. Статьей из The New Yorker, которая называется HowToday’s Computers Weaking Our Brain («Как современные компьютеры ослабляют наш разум») Тим Ву с разных сторон исследует эту проблему. И автор приходит к такому заключению, я цитирую: «Современные компьютеры не просто допускают развлечения, они его провоцируют. Сеть постоянно зовет нас, как карнавальный зазывала. И машины, вместо того, чтобы помочь нам сосредоточиться на своей задаче, упрощают отход от нее и даже добавляют своих развлекалок в общий котел. Одним словом, мы создали поколение машин развлечения, которые не облегчают, а усложняют подвиг сосредоточенного труда».

Подвиг сосредоточенного труда – вот что от нас требуется и что мы теряем из-за компьютера. В статье приводится три примера успешной, созидательной работы. Первое – как Франц Кафка написал свое произведение «Приговор» за восемь часов, не вставая из-за стола, не отвлекаясь ни на что. Второе – как Джек Керуак создал свой знаменитый роман «В дороге» (On the road) за три недели. И третье – как Стив Джобс со Стивом Возняком за четверо суток создали новую видеоигру Breakout. Я сейчас намеренно уклоняюсь от оценки самого созданного продукта, поскольку хотел бы обратить внимание на том, какие условия необходимы для созидательного труда. Хотя, конечно, произведения Кафки и Керуака вошли в золотой фонд литературы.

Кафка мог просто отвлечься на проверку электронной почты, на e-mail, и утратил бы вдохновение, необходимое для завершения рассказа. Керуак бы начал общаться вTwitter, в Facebook, в WhatsApp, где-то еще, и его «Дорога» не закончилась бы никогда, мы никогда бы не прочитали этот роман. Психологи утверждают, что реально человек может полноценно сосредоточиться на одном занятии, а в фоновом режиме – на нескольких, но это уже будет непродуктивным. Да, можно одновременно говорить по скайпу, просматривать интернет-страницы, мы все это умеем, даже писать по электронке простые письма одновременно. Но выполнять серьезную работу, как мы знаем, в таком режиме просто невозможно. Мы живем в такую эпоху, когда за наше внимание, за наше время борются могущественные силы, мы об этом слышали в предыдущих докладах.

И одним из главных полей битвы становится именно Интернет. Неслучайно, что в русском языке появились такие неологизмы, как «хроноцид», то есть убийство времени, «осетенеть», то есть чрезмерно пристраститься к сети – это созвучно русскому слову «осатанеть». Мы призваны, как Алиса в Cтране чудес, подружиться со временем. Если раньше, чтобы остаться на одном месте, нужно было просто быстро бежать, то теперь надо бежать вдвое быстрее, как вы понимаете. Поэтому многие устанавливают сейчас на свои компьютеры программу Freedom, которая блокирует любые сигналы от электронной почты, от социальных сетей, от интернет-рекламы, чтобы сосредоточиться на своем деле.

Даже если бы речь просто шла о потере времени из-за интернет-развлечений, следовало бы громко бить в набат. Но ведь сегодня речь идет о настоящей интернет-зависимости, предыдущий доклад нам ярко показал это. И эта интернет-зависимость сравнима с наркотической. Многие в прямом смысле переживают тяжелейшую ломку, если оказываются лишенными Интернета даже на короткое время. Об этом говорил, в частности, доктор Димитриос Караяннис в первый день конференции нашей. Интернет становится таким Вием гоголевским, на которого только взглянешь – тут тебе и конец, растерзает нечистая сила. Он подобен магическому шару-палантиру, как у Толкиена. Надеешься смотреть в него, чтобы увидеть какие-то тайны, а превращаешься постепенно в раба Черного Властелина. Печатью на правую руку и чело, о которой говорится в Откровении Иоанна Богослова, порой становятся наша компьютерная мышка и лицо, уткнувшееся в компьютер. Лишь один клик порой отделяет нас от тяжелейшего греха, который порабощает нашу волю дьяволу.

Все вы знаете древнюю монашескую мудрость: «Сиди в своей келье, и келья научит тебя всему». Современная жизнь родила другой афоризм из собрания черного юмора: «Проведи в свою келью Интернет, и келья тебя научит всему». И это касается отнюдь не только монахов. В Интернете как будто воплотились те три искушения, о которых говорит апостол Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Конечно, прошу понять меня правильно – я не против Интернета, и Интернет обязательно надо использовать в пастырских целях, в миссионерской работе. Мы видели замечательный пример такого служения на нашей конференции. Воздержание не значит отказ от Интернета. Воздержание означает разумное, творческое, созидательное отношение к Интернету. И мы призваны научиться интернет-воздержанию. К его правилам нужно приобщать с раннего детства, как к осторожности с горячим утюгом, электрическим током в розетках. Эти правила должны преподаваться в школах, углубленно изучаться в университетах, их место на передней панели компьютера, как техника безопасности.

Если мы хотим сохранить свободу, если мы желаем, чтобы компьютер служил человеку, а не человек компьютеру, если мы ценим подвиг творческого, созидательного труда, а не бесплодное убивание времени, то интернет-воздержание должно стать для нас новой христианской заповедью.

«Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

Данная публикация – конспект выступления архим. Симеона (Томачинского). Полная версия доклада будет опубликована на портале “Bogoslov.ru

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Протопресвитер Христофор Митропулос: Интернет – это способ несколько раз в неделю соединиться с Церковью

В мире живет 7,4 миллиардов человек, 3 миллиарда пользуются Интернетом и в среднем проводят в сети…

Архимандрит Симеон (Томачинский): Мы должны во всём разбираться, но при этом быть свободными

Воздержание не означает полного отказа, но означает разумное творческое использование возможностей современной техники

Протоиерей Давид Шарашенидзе: Нужно найти середину между полярными точками зрения на интернет

Одни склонны превозносить интернет, другие говорят о подмене подлинного общения между людьми

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!