Игумен Филипп (Симонов) о сносе памятников Ленину: Идолы господствуют в сознании

|
Игумен Филипп (Симонов), профессор, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова поделился с Правмиром своим мнением о том, нужно ли сносить памятники Ленину.

Сначала – о памятниках. Разруха, как известно, осуществляется, прежде всего, в головах. Если в голове порядок, разрухи не будет. Если идолы не господствуют в сознании, то нет разницы, стоят ли они на постаментах или уже нет. Мы смотрим в музеях на статуи греческих богов, как на памятники истории и культуры, и так их и оцениваем, и никому не приходит в голову возобновить им поклонение. Я как-то без эмоций прохожу мимо памятника Ленину на Калужской площади в Москве, и он не вызывает у меня никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. Как писал апостол, «кто любит Бога, тому дано знание от Него. <…> мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. <…> у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. <…> Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (1 Кор. 8, 3‑6, 8).

ByonkGsIMAEVESd1

Теперь – о методах борьбы с ними. Мне, честно говоря, всё равно, стоит ли он или нет. В Киеве, вон, при князе Владимире, пустили идолов по Днепру, но от двоеверия это не спасло. И из истории это не уберешь. Как не уберешь и любую личность ‑ никаким путем, тем более путем сноса памятника ей. Мы ведь не в древнем Египте и вряд ли собираемся сбить со всех надписей имя «плохого» фараона в целях его забвения потомками, мы же понимаем, что не можем уничтожить все исторические источники с тем или иным именем.

Но тот же апостол остерегает, говоря, что «не у всех [такое] знание»: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8, 7, 9). Поэтому должен сказать: если у кого-то подобного рода исторические свидетельства вызывают отрицательные эмоции, ради них следует от их публичного экспонирования отказаться.

О таких, кстати, тот же апостол там же говорит: «некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1 Кор. 8, 7). Мне кажется, что нарочитая боязнь названных исторических свидетельств говорит не столько о готовности отказаться от какой-то идеологической доминанты в пользу свободы, сколько о морально-психологической готовности заменить одну доминанту на другую, не менее императивную. Вряд ли последнее может быть продуктивным. «К свободе призваны вы, братия», ‑ говорит апостол (Гал. 5, 13), и об этом всегда надлежит помнить. Ведь никакой ложный идол не может повредить внутренней свободе христианина.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Иеромонах Макарий (Маркиш) о сносе памятника Ленину: Что немцу здорово, то русскому смерть

На Украине полыхает гражданская война, и все, что сотрясает сегодня эту древнюю православную землю - от…

Протоиерей Алексий Уминский о памятниках Ленину: Сначала осознать, а потом сносить

Без осмысления и адекватной оценки тяжелого прошлого наша жизнь никогда не станет нормальной…