Игумен Петр (Еремеев): Выбор дисциплин ОРКСЭ не определяет меру симпатии к религии

|

Министерство образования и науки привело данные по выбору родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики:

По стране в целом:

основы православной культуры – 31,7%

основы исламской культуры – 4%

основы мировых религиозных культур – 21,2%

основы светской этики – 42,7%

 

По Москве:

основы православной культуры – 23,43%

основы исламской культуры – 1.02%

основы мировых религиозных культур – 27,7%

основы светской этики – 47,4%

 

По Санкт-Петербургу:

основы православной культуры – 9,46%

основы исламской культуры – 0,07%

мировые религиозные культуры – 37,7%

светская этика – 52,6%.

Как относиться к этим данным? Какие выводы можно сделать? На чем основывается выбор большинства родителей в пользу светской этики?  О чем говорит сравнение данных по Москве и Санкт-Петербургу? Можно, основываясь на этой информации, говорить о симпатиях и антипатиях к религии или уровню образованности населения в России?

Отвечает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев):

Выбор родителями и школьниками той или иной дисциплины в рамках предметов Основ религиозных культур и светской этики нельзя воспринимать как некое голосование за принадлежность, симпатию к той или иной религиозной культуре, либо атеистическому мировоззрению.

Тут очень много факторов, и, общаясь с родителями и школьниками, могу выделить примечательный факт: случается, что родители православных детей, которых воспитывают в семье и дают религиозное образование в воскресной школе, целенаправленно выбирают светскую этику или основы иной религиозной культуры. Некоторые из моих знакомых в Казани даже думают, не выбрать ли им основы исламской культуры, в силу того, что необходимое православное образование их чадо получает дома и при храме. А ребенку для утверждения в собственном православном религиозном выборе и подготовки к будущей самостоятельной жизни в российском мультикультурном, мультирелигиозном обществе потребуется знание и о других религиозных традициях.

Поэтому, оценивая имеющиеся процентные соотношения в выборе учебных курсов в рамках ОРКСЭ, нужно понимать, что это вовсе не показатель симпатий или антипатий детей и их родителей к религиозной культуре, или светской этике.

Можно добавить, что наряду с таким осмысленным восприятием этого предмета мне гораздо чаще приходится встречать непонимание или искаженное понимание родителями и, тем более, детьми, о чем вообще идет речь.

До сих пор содержание и задачи ОРКСЭ на местах недостаточно разъяснены по существу тем, перед кем поставлен этот непростой выбор. И поэтому восприятие этих дисциплин рассматривается через призму определенных стандартов, а, скорее, фобий, которые сопровождали обсуждение преподавания основ религиозных культур в далекие 90-е и в начале 2000-х годов. Тогда ведь велась целая компания по намеренному искажению самой сути предлагаемых к изучению предметов. Их именовали как угодно, вплоть до «Закона Божьего», чтобы создать представление у школьников и у их родителей о том, что данные курсы будут вероучительными и дискриминационными.

Но сегодня, чем чаще мы говорим об этом предмете с людьми, чем доступнее учебные пособия и более известен успешный опыт регионов, где основы религиозных культур преподаются уже не первый год, тем все больше и больше родителей делают выбор в пользу религиозной культуры. Люди ведь понимают, что если в семье ребенок не сможет получить эти знания, если у него нет возможности посещать воскресную школу, то, по крайней мере, в общеобразовательной школе его научат ориентироваться во всем богатстве русской религиозной культурной традиции. Помогут в рамках этого курса подготовить себя к восприятию жизни во всем многообразии, в том числе к уважению чужой духовной культуры и религиозного выбора.

Я убежден, что именно начало повсеместного преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной школе позволит в течение этого и ближайших годов родителям и школьникам, а также школьным педагогам убедиться в полезности этого курса и далее делать выбор более осознанный, а значит и более плодотворный.

Читайте также:

Протодиакон Андрей Кураев: В выборе родителями модулей ОРКСЭ присутствует осторожность

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: