Троица и икона Воскресения Христова

Ольга Шульчева-Джарман размышляет о традиции изображения Пресвятой Троицы в православной иконе, а также о том, каким образом Троица присутствует на иконе Воскресения Христова.

Троица, Чья тайна красками и кистью начертана преподобным Андреем Рублевым – Троица, Бог наш, Бог христиан и Бог всех – непостижимая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе, помилуй мир!

Порой иностранцы, заинтересовавшиеся восточным (и русским в частности) христианством, восторгаются иконой преподобного Андрея и как дети пытаются найти на ней точное изображение Каждого из Трех Лиц. Восторгаются непосредственностью и смелостью «русской души», не побоявшейся «балансировать на грани язычества».

Но такое «называние» каждого из Лиц – и есть дерзость, и есть «балансирование» на этой грани.

Икона Троицы Животворящей письма преподобного Андрея – прежде всего, есть свидетельство о Тайне Троичности.

Да, в центре – Ангел, символизирующий Жертву прежде всех век, Сына. Но и Два Ангела сходят в мир – и это уже о послании Сына и Духа Отцом.

И Чаша – на престоле, и по краям фигур Ангелов, по наружным и по внутренним – и стоит, и опрокидывается на взирающего в трепете, ибо Троическая жизнь изливается в мир от Бога Жизнодавца, от Троицы-Единицы.

Троица преподобного Андрея Рублева

Троица преподобного Андрея Рублева

***

Новый извод иконы Воскресения поначалу кажется какой-то попыткой сочетать западный иконографический тип Воскресения как выхода Христа Воскресшего из гроба и темы явления ангела мироносицам. Но, если вдуматься в замысел иконы, то перед нами предстают иные горизонты.

Все Трое, – «Иной, и Иной, и Иной» – по слову святителя Григория Богослова, вся неописуемая Божественная Единица – здесь, и Он – один от Троицы, и как это совершается, никто не знает, ибо это тайна неизреченная. Но Тот, кто сидит во главе стола Авраама, теперь стоит на Престоле, в ризах белых победных, и Два Спутника Его – рядом с Ним, Воскресшим.

… Христе Боже,

Смертию смерть поправый,

Един сый Святыя Троицы…

Здесь – центральный Ангел – более не символ, ибо сбылось обетование Аврааму. Сбылось всё написанное «в пророках и псалмах».

Он – Иерей вовек по чину Мелхиседекову. Он – Великий Первосвященник, тот самый Муж в льняном хитоне посреде двоих людей-ангелов на реке в видении Даниила (Дан.12:5-7). И Он клянется Самим Собой – ибо нет над Ним более высокого, чтобы клясться кем-то еще (Евр.6:13) – клянется, что времени уже не будет.

День начинается с Его исходом из гроба – день первый и осьмой – жизнь новая, которая была у Отца и явилась нам. Мы видели славу Его – Единородного от Отца. Он есть – невечерний день, Он есть – радостный и тихий Свет, который никогда не склонится к закату. И многие, подобно Ему, очистятся, убелятся и переплавлены будут (Дан. 12:10).

Сын Человеческий стоит на камне – Он страшен и чуден, Он – страх Иакова, тот камень, что полит миром жертвоприношения. Мироносиц объял трепет и ужас, как праотца Иакова. (Быт.28:10-17) «яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная» – повторяет созерцающий икону, испуганный, как Иаков, поверженный, как воины у гроба. Здесь нет воинов – созерцатель стал одним из них.

И восходят и нисходят ангелы лестницей от земли, соединенной небу, по стезе проходной Небеси, проложенной Первопроходцем-Сыном Человеческим, тем, кто был страхом Иакова, тем, кто был Ночным Борцом. Но теперь жила повреждена на Его, человеческом бедре, подчеркнута складкой хитона. Навсегда на теле Его – язвы гвоздиные, и кто увидит их, исповедует в страхе священном Фомы: Господь мой и Бог мой.

Но прободенное Тело Его – и есть камень краеугольный, нерукосечный, сокрушающий все царства мира и славу их.

Камень – это и скала Духа, ибо в Духе был воскрешен Начальник, Первенец Жизни Новой Иисус (Рим. 8, 2).

То – «свидетельство, что прав Господь, скала моя, и что неправды нет у Него». (Пс.91:16 – перевод С.С.Аверинцева). Духом прелагаются Дары приносимые за всех и за вся. Духом является Воскресший ученикам. Духом познается Иисус, посылающий Духа Утешителя от Отца. И мы с Магдалиною узнаем Иисуса в Духе, ибо иначе узнать Его не можем и по плоти более не знаем Его (2 Кор.5.16).

И Сын Человечь прорекает о Духе. Слушайте, кости сухие, дом Израилев, церковь непомилованная! Он – восстал из гроба, Он – благовестник Своего Воскресения! Он – первый колос и первый сноп, принесенный к жертвеннику Божию, совершенный вовеки Жертва и Жрец, приносяй и приносимый, Великий Архиерей вовек по чину Мелхиседекову. Священство Его – непреходящая, жертва Его – совершенная. Воскликнул Он на Кресте – «Тетелеста!» Совершилось! – и совершил невозможное. Жертва Его изменяет народ, чад Его.

Иисус Христос, Сын Человеческий, воскрешенный в Духе Божием, стоит перед равниной сухих костей, подобно пророку Иезекиилю. Он взирает на долину тени смертной, в которой пребывает Его народ, те, кто взирают на икону (Мф 4.16; Ис 9.1) и прорекает о Духе. Здесь совершается то, о чем звучит чтение Великой Субботы из пророка Иезекииля (Иез.37:1-10).

Дух, о котором прорекает Сын Человеческий, придет от четырех ветров оживить сухие кости разрушенного дома Израилева, разрушенного человечества, и утешит не узнающую его Магдалину Марию взирающую на Него из тьмы, из Галилеи языческой…

Иисус приводит ставших родными Ему по богооставленности умерших с Собой, туда, куда Сам восходит, ибо Он – первый колос и первый плод от той земли (Кол. 1:18), от которой не было никакой надежды, которая была прокляла за Каина, которая приняла кровь Авеля и не вернула ее, и не дала Авелю жизни. Ибо Авель умер, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3), но – се! – явился Христос, жизнь Авелева, кровь Авелева, семя Авелево, слава Авелева. Ибо слава Божия – всякий человек живой, как сказал священномученик Ириней Лионский.

Бог Иисуса Христа умерших во Христе приводит к Себе вместе с Сыном Своим…

Таинство Воскресения совершается не на виду, но в недре человеческого сердца, ибо по слову преподобного Макария Египетского – Он сходит в глубины ада и в глубокое недро сердца.

Воскресение совершается в глубине человека, Спаситель Воскресший и Свидетель верный приходит – и обитель у него сотворяет – и человек становится третьим свидетелем, вместе со Христом, – он сын с Сыном Единородным.

И Дух Христов являет ему Христа на Престоле в дарах, принесенных Церковью, безутешной Магдалиной из скорбной языческой Галилеи.

И в этом свидетельство Церкви – в дарах является Сам Приносящий их ко Отцу.
Се, Откровение Того, кто в сени Авраамовой принес Сарре смех. Он явился посреди двух свидетелей – Он – свидетель верен, Ей и Аминь.

Все Трое, вся неописуемая Единица – здесь, и Он – один от Троицы, и как это совершается, никто не знает, ибо это тайна неизреченная. Но Тот, кто сидит во главе стола Авраама, теперь стоит на Престоле, в ризах белых победных, и Два Спутника Его – рядом с Ним, Воскресшим.

Бог-Троица животворит мир Любовью Своей и Жертвой, что на Престоле.

***

Един – Кто воду – от камня,
Един – Кто воду – в вино,
Един – Кто свят и прославлен,
Един – созвавший в одно,
всех вод исцеляя горечь,
Един – вознесен и высок,
Един – Восстающий в полночь –
являет, что верен – Бог.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Размышления перед Почаевской иконой Богородицы

На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви

Православные празднуют День Святой Троицы

Ученики не знали, как придет Утешитель, но верили, что все будет по слову Господню

Праздник Троицы как финал домостроительства

Бог дает, а мы не берем. Апостолы приняли – а когда наша очередь?