Икона «Распятие Христа»: Столп огненный и облачный

|

Посреди земли, «населенной и молчащей», посреди языческой римской ойкумены, вне стен града святого Иерусалима, возвышается Крест Сына Божия. На глазах у всех четырех концов земли, которых Он пришел воздвигнуть с Собой в Воскресении Своем, смертью Крестной умирает Он, совершает Он Свой спасительный Исход, Пасху Свою Крестную. Земля умолкла пред Богом Живым (Авв.2:20).

Репродукция иконы Дионисия

Репродукция иконы Дионисия

В Крестной тишине слышит ответ на свой вопрос пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4).

Внимает молчанию ответу Бога на Кресте и псалмопевец Давид:

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3)

Да! – все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10) – не так, как приносил спасение яростный Сын Навин, не знавший страха и пощады к неприятелю, приносит спасение Израилю и миру Сын Мариин. Он воздевает руки не для того, чтобы продолжалось уничтожение врагов – Он отдает Себя, чтобы Его уничтожили, чтобы страданиями и смертью Он лишился части с живыми и стал одним из мертвецов.

«Нага и помазана Мертвеца» (Канон на Плач Богородицы) примет Его на руки Матерь Его вскоре…

Он вознесен от земли, отторгнутый от земли живых, претерпевает казнь за преступления народа Своего (Ис. 53:8).

Если взирать на икону издали, то цветовые пятна риз жен и Иоанна Богослова, стоящих у Креста – алые и синие – как столп облачный и столп огненный, сопровождавший Израиль в его Исходе ветхозаветном из Египта. Стоп огненный и облачный были место Богоявления – Сам Бог Израилев шел с народом Своим в столпе огненном и облачном. (Исх.12:21)

Учителя Израилевы, жившие после вавилонского плена, удивлялись смирению Бога в Исходе из Египта – Он был подобен господину, что несет светильник перед рабами своими, или отцу, что несет лампаду перед детьми своими, чтобы светить им в нелегком пути ночью.

Но се – больше ветхого Исхода здесь! Новый Моисей воздвигает руки, побеждая Амалика. Сын Навин ради битвы и победы остановил молитвой солнце, при виде сокрушительно поражения Бога, казнимого на Кресте, солнце скрылось само. И Сам Он скрылся во мраке небытия, чтобы вызволить тех, кто проиграл схватке со смертью и источником, первопричиной («начальником») зла.

«Солнце прежде устави Иисус, иноплеменники секий, Ты же скрылся еси, низлагая тьмы начальника» (Статии в Великую Субботу).

Распятие. Мастерская Андрея Рублева

Распятие. Мастерская Андрея Рублева

Вождь Израилев, преемник Моисей, бесстрашный и непоколебимый Иешуа бен Нун, Иисус сын Навин безжалостно истреблял врага в священной войне.

То далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Как сын Навин, так и грядущий во Имя господне Сын Давидов, думали они, покорит и сметет державу римлян, растопчет ногами Своими их орлов, устрашит их легионы и их императоров, кощунственно зовущих себя «сынами божиими».

Но Сын Мариин – иной, чем Его древний и страшный тезка. Иисус, Сын Девы, поражает врага в главу, принимая страшный удар смерти на Себя, всем своим человеческим естеством. Он «сплетается с мучителем» в схватке (Канон воскресный) как сплетаются борцы-атлеты – потому Он обнажен. Нагота позора становится наготой борца, Мужа Крепкого (Мк.3:27). И потому исповедует его римлянин-сотник истинным Сыном Божиим (Мф. 27:54).

Ибо великую надо иметь крепость для того, чтобы отдать все, что имеешь (Филипп. 2:5-8), сделать шаг в долину смертной тени (Еф. 4, 10) и стать рабом рабов Своих, чтобы светить им среди тьмы и сени смертной, идя перед ними в край страшный и неизведанный, нечеловеческий.

И свет Его светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5).

Он – шагнул.
От престола, и славы, и тайны,
Единый с Отцом,
и Иной.
Покрывая шаганьем
эоны эонов,
столетья столетий,
что начало приняли
в Нем.
Мрак, где Бог.
Купина и огонь.
Простирание рук.
Ночь
и тьма,
и тени смертной
долина,
и Дева.
Ожидание всех.
Тишина
и скитальцев удел.
Он – шагнул.
Разрывается небо.
«Исполнить
всякую правду».
Отпустить на свободу.
Лето новое.
Новый
Завет.
Исполнение –
страшное,
дальнее –
здесь и навек.
Он – шагнул.
Вервь Раавы
и узы
плоти.
Навсегда –
Сын
Человечь.
Прореки,
прореки
нам
о Духе!
От концов земли четырех,
разрывая завесу
неба,
навек, навсегда
пламёна
восходят
и сходят
вниз.
Лестница
давнего сна.
Старица Дева.
Раавина вервь.
Путы и узы.
Четыре
мира конца.
Он – шагнул.
О, Свободный!
О, Крепкий во бранех,
Шаддай
Элохим
Адонаи
Господь!
Он – шагнул.
Где
искать Его?
Где
Он
скрывается ныне
от горних высот
и престолов
и сил,
и пламён?
Тайны Отчей Посланник.
Апостол Отца.
Раавина вервь
Очервленная кровью.
Тишина
и великий покой.
Новое –
то, чего не было –
ныне
в Нем,
и к Нему,
и о Нем.
Он – шагнул.
Оставляя эоны и звезды
и тверди,
и сонмы светил
за Собою
внизу.
Он – шагнул.
Пойте,
Пойте Ему,
острова!

Читайте также:

Спасы: медовый, яблочный, ореховый…

Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2011 году

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

О честный Кресте! Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Воздвижение Креста

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Мы гоним Крест из своей жизни (+аудио)

Переживания высшего порядка, страдания за идеал нам не по плечу, нам нужно что-то полегче

Неделя Крестопоклонная: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы Я уже не взял на Себя»

Как знать, может быть, в час Суда многие удивительные дела мужества будут оценены не так уж…

Каждый день в наших сердцах происходит распятие

Крест – это знак, при виде которого диавол дрожит от ужаса.