Интеллектуальное свидетельство о вере

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополит Волоколамский Иларион решением Священного Синода от 5 октября 2011 года назначен Председателем Синодальной библейско-богословской комиссии. Владыка ответил на вопросы портала «Православие и мир» о дальнейшем развитии ее работы.

Есть потребность в координации

– Владыка, недавно решением Священного Синода Вы назначены Председателем Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Как Вы видите сегодня работу Комиссии? Какие темы и вопросы будут затрагиваться? Какие направления планируются в качестве приоритетных?

– Синодальная Богословская Комиссия была учреждена в 1993 году в качестве рабочего консультативно-аналитического органа Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам вероучительного и богословского характера. Согласно Положению о Комиссии в сферу ее ответственности входит также координация научно-богословской деятельности в нашей Церкви.

В составе комиссии – авторитетные богословы из числа епископата, клириков, монашествующих и мирян, председатели и сотрудники Синодальных отделов, ректоры, профессора и преподаватели ведущих духовных школ.

С момента создания Комиссии ее бессменным председателем был Высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Он предпринял немало усилий для того, чтобы Комиссия не только своевременно отвечала на запросы Священноначалия, но и активно участвовала в процессе богословского возрождения и плодотворного взаимодействия церковной и светской науки. Удовлетворив прошение Высокопреосвященного Филарета об освобождении от обязанностей председателя Комиссии, Священный Синод выразил ему глубокую благодарность за понесенные труды.

В настоящее время и в будущем Комиссия – помимо выполнения экспертных функций по заданию Священноначалия – активизирует исследовательскую деятельность и координацию научно-богословской работы в общецерковном масштабе. Это приоритетные направления.

В 2009 г. Синодальная богословская комиссия была преобразована в Синодальную библейско-богословскую комиссию. В ее состав были введены специалисты по библеистике. Это означает включение в сферу ответственности Комиссии масштабного и очень важного научно-богословского блока.

Речь идет о систематической и планомерной работе в области библеистики. Целью такой работы является подготовка нового перевода Библии, опирающегося как на православную экзегетическую традицию, так и на современные научные исследования. Одновременно необходимо работать над созданием библейского комментария, включающего несколько уровней: текстологический, историко-археологический, экзегетический, богословский.

Что же касается координации научно-богословской работы в общецерковном масштабе, то ранее Комиссия практически такой деятельностью не занималась. А потребность в координации, безусловно, есть, потому что существующие ныне церковные научно-богословские центры слабо связаны друг с другом.

Для плодотворного развития богословия нужно преодолевать распыленность наших ресурсов. С этой целью предполагается создать постоянные коллегиальные структуры, которые объединили бы всех ответственных за научно-богословскую работу в духовных школах, синодальных учреждениях и научных центрах – как церковных, так и светских.

В данном случае Комиссия выполняет не просто одну из своих уставных задач, но и решение Архиерейского Собора 2011 года, согласно которому Комиссии поручено развивать инфраструктуру научных исследований в Русской Православной Церкви и совершенствовать диалог и взаимодействия Церкви и светской науки.

Новый православный катехизис

– Как идет работа над новым православным катехизисом? Когда можно ожидать ее завершения?

После того, как Архиерейский Собор 2008 года принял решение о начале работы по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви, которая была поручена Богословской комиссии, была создана специальная группа авторов и редакторов. Сегодня завершается первый этап, который включал разработку структуры катехизиса и формирование первичного массива текстов как основы для дальнейшей редакторской работы.

Катехизис будет представлять собой фундаментальный свод вероучительных и нравоучительных истин, к которому может обратиться каждый православный христианин, а также любой заинтересованный читатель, чтобы узнать учение Церкви и получить ответы по широкому спектру вопросов.

Тематическая структура Катехизиса представляет собой четыре больших раздела:

1) «Бог и человек» (основы вероучения);

2) «Церковь и ее богослужение»;

3) «Жизнь во Христе» (личная нравственность, аскетика, молитва);

4) «Церковь и современный мир» (социальное учение и актуальные проблемы современности).

Однако надо прямо сказать, что работа по созданию нового катехизиса непростая, она потребует еще множества усилий. У нас нет опыта создания такого вероучительного свода, который не являлся бы семинарским учебником догматики, но был бы рассчитан именно на широкий круг людей, порой не имеющих никакой богословской подготовки.

В минувшем веке в разных Православных Церквах был созданы несколько книг катехизического типа, но, как правило, это были авторские произведения со всеми плюсами и минусами такого рода текстов.

Мы же стремимся создать взвешенный, сбалансированный текст, который явился бы плодом подлинно соборного творчества.

Задача богословских конференций – создавать пространство для дискуссии

– Влияют ли итоги богословских конференций на церковную жизнь? Какие вопросы планируется рассмотреть на ближайших конференциях, и когда их можно будет ожидать?

– Задача богословских конференций – создавать пространство для взвешенной академической дискуссии в Церкви, культивировать вдумчивый и компетентный подход, что позволяет рассматривать все проблемы – как исторического, так и актуального, современного характера, – не впадая в односторонность, в чуждый подлинно церковному мышлению радикализм, а также в недолжное и часто вредное упрощенчество.

Возьмем, к примеру, патрологию – науку, которая занимается изучением творений Святых Отцов и Учителей Церкви. Святоотеческое наследие – это практически неисчерпаемый кладезь богословской мысли. Это касается как восточной традиции, скажем, греческой или сирийской, так и западной, латинской. Открытие и изучение новых материалов, применение новых исследовательских подходов обогащает наше знание о церковном Предании и в то же время активизирует современную богословскую мысль. И таким образом влияет на процессы, происходящие в церковной жизни.

Мы предполагаем не просто продолжить, но и развить деятельность Комиссии в форме богословских конференций. Разным задачам должны соответствовать различные форматы.

Координации научной деятельности будут способствовать регулярные общецерковные конференции, в рамках которых результаты своей работы смогут представить все духовные школы, епархиальные и иные научные центры, отдельные церковные ученые.

В то же время специалистам в какой-то конкретной области необходимо проводить подробное обсуждение интересующих их тем и вопросов в формате небольшого собрания компетентных участников.

И, конечно, международные научные связи должны получить дальнейшее развитие. Русская Православная Церковь вполне может предоставить научно-богословскую площадку для встречи наших богословов и ученых, специализирующихся в дисциплинах, которые принято считать светскими, с ведущими специалистами мировой науки.

Конкретные темы будущих конференций будут, как обычно, обсуждаться на заседании Комиссии с тем, чтобы предложить их для одобрения Священному Синоду.

Межхристианские отношения: доктринальные разногласия в рамках диалога преодолеть невозможно

– Насколько актуальна в современном богословии (в том числе и в работе комиссии) тема межхристианских отношений? Какие ближайшие задачи ставятся?

Синодальная Библейско-Богословская Комиссия является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, образованной в 1979 году, которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям, созданной 28 августа 1960 года.

На раннем этапе своей деятельности Богословская комиссия занималась как раз богословским анализом и оценкой межхристианских документов и разработкой позиции нашей Церкви в межхристианских диалогах. Это направление работы Комиссии сохраняет свое важное значение и сегодня.

У межхристианских богословских диалогов долгая история. Активное участие нашей Церкви, а также других Православных Церквей в такого рода контактах было мощным средством распространения знаний о Православии, о восточно-христианской богословской и духовной традиции в инославном мире и шире – в западной христианской культуре.

В то же время по ряду содержательных направлений диалоги, по существу, зашли в тупик – особенно диалог с либерально настроенными протестантами.

Это требует переосмысления характера, содержания и формы межхристианских диалогов, поиска новых подходов.

Опыт показывает, что доктринальные разногласия в рамках диалога, как правило, преодолеть невозможно, ибо православная сторона никогда не отступит от своих догматических позиций, которые всегда остаются неизменными. Напротив, в ряде христианских конфессий имеет место доктринальное развитие, в результате которого то, что ранее было неприемлемым, теперь считается нормой (например, благословение так называемых «однополых браков»).

На этом фоне в последнее время все более ясно обозначается иное межхристианское диалогическое пространство, связанное со сферой этических и социальных ценностей. Сохранение семьи и демографическая динамика, вмешательство биомедицинских технологий в организм человека, этика хозяйствования, христианофобия и защита прав христиан – эти и другие вопросы не только могут, но и должны стать предметом совместного обсуждения христиан, принадлежащих к разным конфессиям.

Взаимодействие христианских церквей и богословов, в частности по вопросу о месте христианской традиции и Церкви в современных обществах, важно также и по той причине, что сторонники агрессивного, воинствующего секуляризма в последнее время активизировали свои усилия, направленные против христианского присутствия в культуре и общественной жизни.

Однако межхристианские диалоги по этическим и социально значимым проблемам рискуют утратить свой подлинно христианский характер, если они не будут опираться на солидное богословское основание. Наша задача дать именно богословские ответы на вызовы времени, обращаясь к Преданию Православной Церкви во всей его полноте.

Диалог богословия и светской культуры — цели и задачи

– Вы сказали, что одно из направлений деятельности Комиссии – развитие диалога со светской наукой и культурой. В каких формах предполагается вести такой диалог?

Диалог – это прежде всего общение, взаимодействие, сотрудничество. Главная цель диалога, о котором мы говорим, заключается в интеллектуальном свидетельстве, миссии Церкви в пространстве науки и культуры, активном участии представителей нашей Церкви в жизни светского научно-академического сообщества, а также шире – интеллектуального и культурного сообществ.

Диалог должен служить утверждению статуса богословия в качестве неотъемлемой составляющей современного научного комплекса и общекультурного пространства.

При Комиссии создан Центр междисциплинарных исследований, который устанавливает партнерские отношения с рядом светских высших учебных заведений. Соответствующие партнерские центры сейчас создаются в России (на федеральном и региональном уровне), Беларуси, на Украине, а также в дальнем зарубежье.

Диалог предполагает совместные семинары, конференции и дискуссионные встречи с участием с одной стороны представителей светской науки, а с другой – православных богословов.

Помимо диалога с учеными, работающими в естественнонаучных областях, будут развиваться контакты со специалистами по общественным и гуманитарным наукам – социологами, культурологами, политологами и религиоведами.

Непременными участниками диалога богословия и современной науки являются философы, в особенности специалисты по философии науки и философии религии.

Конкретное направление совместных исследований и диалога связано с важной темой, которую можно обозначить как «Христианство в современном мире». Это сложная и горячая тема.

Сегодня мы сталкиваемся с откровенными проявлениями христианофобии в разных частях света. Но христианофобия приобретает разные формы. Если, например, в Египте происходит гонение на христиан и проливается кровь, то в относительно спокойной Европе усиливается такая христианофобия, суть которой прежде всего в стремлении не позволить Церкви активно присутствовать в общественной жизни, в дискуссии о насущных проблемах людей.

В то же время в общественных науках сегодня происходит переосмысление роли религии в обществе и культуре. И мы должны уделить особое внимание изучению и богословскому осмыслению современных философских, социологических и религиоведческих концепций, описывающих место и роль религии на новейшем этапе мировой истории.

Это касается, в частности, таких вопросов, как соотношение секуляризации и постсекулярного общества, традиции и инновации в религиозных процессах, а также светской и религиозной интерпретации прав человека.

Таким образом, диалог богословия со светской наукой и культурой – это путь к восстановлению законной и полноценной роли христианской мысли и церковного опыта в современной культуре и общественной жизни.

Многие представители светского общества открыты к общению и взаимодействию с людьми Церкви. Поэтому главное, чтобы мы сами – богословы и церковные ученые – смогли соответствовать этой задаче.

Читайте также:

Православие и мир
Зачем нужна Церковь? По следам богословской конференции (+ фото)

Владислав Головин

В самом деле – зачем нужна Церковь? Для улучшения нравов общества? Для того, чтобы максимальное количество людей стало верующими? Если да, то почему верующих не становится больше, а количество православных социальных проектов все еще незначительно?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Человек, который решился на пересадку головы

Хирург не нашел не только финансирования, но и клиники, которая согласится предоставить операционную для великой медицинской…

Нейрохирург Юрий Савельев: среди врачей нет атеистов

Благодаря докторам дети из детских домов находят семью